Главная » Файлы » Конкурсы » Святыни Петербурга - памятники ратной славы |
03.11.2017, 20:05 | |
С самого своего основания Петербург связан с армией и флотом. Солдаты были среди первых строителей города. Гарнизон города всегда был многочисленным: к 1725 г. он составлял почти 27 тысяч человек, а через сто лет — уже 50 тысяч военнослужащих. В 1740 г. вышел указ о строительстве полковых слобод. Их расположили на загородных участках: за Литейным проспектом, Литовским каналом, рекой Фонтанкой и Загородным проспектом. Военная история города сохранилась в названиях улиц, проспектов, зданий и церквей. Начиная с 1730-х гг. в Петербурге были расквартированы гвардейские полки: Семеновский, Егерский, Преображенский. Гвардия — опора трона. В русской истории нередки моменты, когда симпатии гвардейцев решали судьбу российского престола. Гвардейские полки покрыли себя славой на полях сражений, их победы укрепляли могущество России. В них служили многие выдающиеся военачальники: в Семеновском полку начинали военную карьеру будущий генералиссимус А. В. Суворов; шефом Егерского полка был П. И. Багратион. Для полков строились казармы, хозяйственные корпуса и обязательно полковая церковь. Прообразом полкового храма была походная церковь, которая всегда следовала за войском, даже во время сражений. Она представляла собой палатку с престолом, полотняным или складным иконостасом и иконой-покровительницей. При войске находился священник, переносивший вместе с ними все тяготы военной службы. В районе, расположенном между Литейной «першпективой» и Смольным монастырем, разместился основанный Петром I Преображенский полк, для которого в 1754 г. по проекту М. Г. Захарова был воздвигнут Преображенский собор. Повелением императора Павла I он стал именоваться собором всей гвардии. На бывшей Шпалерной улице находились казармы лейб- гвардии Кавалергардского полка с церковью Захария и Елиса- веты, на Кирочной улице — казармы Саперного батальона с церковью Козьмы и Дамиана. Старейший в русской гвардии Семеновский полк расположился у Загородного проспекта. По первоначальному проекту П. М. Еропкина полковая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы должна была завершать перспективу Гороховой улицы (то есть стоять на месте ТЮЗа), но план не был осуществлен, и церковь построили напротив нынешнего Витебского вокзала. Далее по Фонтанке располагались постройки гвардейского Измайловского полка. Собор Живоначальной Троицы стал украшением района. Для лейб-гвардии Конного полка на Благовещенской площади (ныне пл. Труда) в конце XIX в. была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. У некоторых полков были внутренние храмы. Внутренние храмы были также при Главном штабе (церковь Георгия Победоносца), при военных учебных заведениях, в Морском ведомстве — собор св. Спиридона Тримифунтского при Адмиралтействе, церковь св. князя Александра Невского при Морском госпитале и др. Для живущих на берегу моряков предназначался Николо- Богоявленский Морской собор. Полковые храмы представляли собой мемориальный комплекс-музей воинской доблести русской армии. Они рассказывали историю полков, показывали все крупные сражения, в которых эти полки участвовали. Весь храм или его приделы освящались в память о важных событиях из жизни полка. Так, лейб-гвардии Егерский полк отличился во время Отечественной войны 1812 года в сражении под Кульмом 17 августа 1813 г. — в день памяти святого Мирона. Позже, по повелению Николая I, этот день стал отмечаться как полковой день егерей, а полковую церковь, построенную в 1850-е гг. освятили во имя святого мученика Мирония. Наряду с основным значением многие храмы постепенно становились своеобразными музеями, памятниками и пантеонами. В них хранились полковые иконы, походные иконостасы, церкви-палатки, побывавшие на полях сражений. В церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Семеновского полка находились иконы Нерукотворного Спаса и Знамения Божьей Матери из походной церкви Петра I, бывшие с ним во время Полтавской битвы; в Троицком соборе лейб-гвардии Измайловского полка стояла церковь-палатка русских войск, участвовавших в сражении при Очакове. В храме Захария и Елисаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка до 1844 г. хранились иконостас (переданный позднее в Эрмитаж и оттуда в Московскую Оружейную палату), а также иконы Успения и Смоленской Божьей Матери из походной церкви Ивана Грозного. Новый этап в истории полковых храмов связан с Отечественной войной 1812 г. Под командованием М. Б. Барклая-де-Толли сражались батальоны Преображенского и Семеновского полков. В Бородинском сражении отличились Измайловский и Литовский полки, лейб-гвардии Конный полк. За отвагу и храбрость Павловский и Гренадерский полки были причислены к гвардии. В одном из сражений Отечественной войны — битве при Кульме — отличились Преображенский, Семеновский и Егерский полки. Русская армия возвращалась домой с трофеями и наградами, часть из которых попала в полковые храмы. Реликвии общенародного значения передавались в только что выстроенный Казанский собор. Икона Казанской Божьей Матери находилась при русском войске во время решающих сражений Отечественной войны. Перед собором стоял обелиск в память о победе России. Позже перед ним поставили скульптурные памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Коллекции полковых храмов были пополнены во время Русско-турецких войн 1828-1829 и 1877-1879 гг. Это трофейные знамена и оружие, ключи от завоеванных крепостей и городов. Например, в церкви Литовского полка хранилась тамбурмажорная трость, отбитая у верхового визиря в 1829 г. Трофейные пушки были установлены перед Преображенским собором всей гвардии, а в самом соборе находилось 500 трофейных знамен, бунчуков и другие реликвии. Перед Троицким собором Измайловского полка был сооружен памятник воинской доблести офицеров и солдат. Для него были использованы трофейные орудия, взятые в бою под Горным Дубняком. Памятник был установлен в годовщину боя. В -самом храме хранились военные трофеи, ключи от взятых крепостей, в том числе от Баязета и Карса. После захоронения М. И. Кутузова в Казанском соборе полковые храмы становятся пантеонами героев однополчан. Захоронение в нем — знак наибольшего уважения к человеку. В 1848 г. был издан указ о том, чтобы во всех полковых церквях «поставить бронзовые доски, на которых вырезать имена офицеров, служащих в полку и убитых в сражениях противу неприятеля и погибших от ран». Нередко перед храмами устанавливались памятники погибшим однополчанам, например, перед церковью Косьмы (Козьмы, Космы) и Дамиана Саперного батальона, у церкви Захария и Елисаветы Кавалергардского полка. В конце XIX — начале XX в. в полковых храмах появляются личные награды, документы и другие реликвии офицеров и солдат полка, погибших в боях. Однако возведением церквей отмечали не только победы, но и поражения. Трагедия Цусимы тяжело переживалась всеми. В этом и других сражениях русско-японской войны многие потеряли отцов, мужей, сыновей. В Петербурге было решено построить собор в память погибших моряков, куда, как на могилу, могли бы прийти их родственники. Им стала церковь, названная в народе храм Христа Спасителя («Спас на водах»). В настоящее время остаются действующими Преображенский собор, и ставший кафедральным Николо-Богоявленский собор. Помимо них, сохранилось здание Троицкого собора Измайловского полка. Большинство же полковых храмов уничтожены в 1930-е гг. Полковые реликвии, хранившиеся в них, в большинстве своем утрачены навсегда. То, что удалось уберечь, передано в Государственный Исторический музей в Москву, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственный Эрмитаж.
Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. - 2-е изд. / М.С. Зимина, О.О. Лихачева. - СПб.: Корона принт, 2008. | |
Просмотров: 823 | Загрузок: 0 | |