Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
09.04.2016, 23:00 | |
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой половины XIX в. были связаны с именем Михаила Ивановича Глинки (1804—1857), являющегося основоположником русской классической музыки. В творчестве композитора нашли ярчайшее отражение передовые устремления своего времени, дух исторической эпохи. Обобщив опыт русской музыкальной традиции в её разнообразных жанрах и органично связав его с лучшими достижениями зарубежной музыкальной культуры, Глинка ввёл русскую музыку в контекст вершинных достижений мирового искусства. Подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки начинается именно с творчества Глинки, а впоследствии оно во многом определит дальнейшие пути развития русской музыкальной культуры. Композитор Г. В. Свиридов (1915—1998) справедливо отмечал, что Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное искусство. К какому явлению русской музыки ни обратись — все нити поведут к Глинке... У истока любого значительного явления русской музыки будет сиять имя Глинки». Глинка – основоположник русской музыкальной классики Заметное место в творчестве композитора занимает камерно - вокальная музыка. Восемьдесят романсов и песен были созданы им на стихи А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова. Многие его романсы являются подлинными жемчужинами камерной вокальной классики. А такие, как «Не искушай...», «Сомнение», «Не пой, красавица, при мне...», пользуются широкой известностью и популярностью. Музыка к романсам давала возможность почувствовать и пережить каждое слово пушкинского стихотворения. К шедеврам вокальной лирики принадлежит романс «Я помню чудное мгновенье...», посвящённый Екатерине Керн, дочери А. П. Керн, некогда воспетой Пушкиным. В романсе, как и в стихах, переданы зарождение поэтического чувства любви, скорбь разлуки и радость свидания. В 1840 г. М. И. Глинка создал романсовый цикл из двенадцати произведений «Прощание с Петербургом» на стихи Н. В. Кукольника, в котором особенно ощутимы народные мелодии. «Гармоническая галерея романсов» представлена лирическими пьесами «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворонок». Сюда же входила известная «Попутная песня», в которой слышались шум и суета дорожного путешествия, радостное ожидание новых встреч. Тема дороги, зовущей путника вдаль, была рождена бесконечными российскими просторами, которые всегда были так любимы композитором. Не менее разнообразны и интересны работы М. И. Глинки в области симфонической музыки, восходящие к лучшим фольклорным традициям. Ему принадлежит знаменитая симфоническая увертюра-фантазия на русские темы «Камаринская» (1848). Всё в этом произведении глубоко национально и самобытно, всё поражает красотой народных мелодий: их величавыми и спокойными, безудержно весёлыми и плясовыми интонациями. П. И. Чайковский справедливо отмечал, что в «Камаринской» заключена «вся русская симфоническая школа». Прилежно занимаюсь изучением испанской музыки. Здесь более, чем в других городах Испании, поют и пляшут... Эта музыка и пляска так оригинальны, что до сих пор я не мог ещё совершенно подметить напева, ибо каждый поёт по-своему». Эти уроки не прошли бесследно. Глинка сумел создать живые и весёлые мелодии хоты — испанских песен, «неразлучных с пляской». Яркие картины жизни Испании, воплощённые в музыке, рассказывали о былой военной славе, о древних замках и дворцах. Рождение русской национальной оперы М. И. Глинке принадлежит выдающаяся роль в создании русской национальной оперы, правдиво воссоздающей героику исторического прошлого и романтику национального эпоса. Он положил начало двум направлениям русской оперы рт народно- музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Мысль о создании русской национальной оперы никогда не покидала композитора, ему особенно хотелось передать в ней характер русского народа, его героико-патриотический дух. Исторические события начала XVII в., связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для воплощения замысла. Сюжет оперы «Жизнь за царя» (1836; в советское время она называлась «Иван Сусанин») был подсказан В. А. Жуковским и одним из стихотворений из цикла «Думы» К. Ф. Рылеева — поэта, казнённого за участие в восстании декабристов. Предсмертные слова Ивана Сусанина, приведшего польских захватчиков в занесённый снегом дремучий лес, определили общую тональность оперы: Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Главный персонаж оперы Иван Сусанин воспринимается как воплощение русского народного характера. Его душевная теплота сочетается с твёрдостью духа и глубоким пониманием чувства долга. Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные аккорды сменяла простая и задушевная мелодия. За внезапно врывающимися звуками польской мазурки следовала светлая, немного печальная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни. Зритель, привыкший видеть на сцене таинственные средневековые замки, картины жизни далёких и чужих стран, увидел простую русскую деревню и толпу крестьян. Мощно и стройно зазвучал хор, исполнявший песню о родной земле и её доблестных и храбрых сынах. Хору Глинка придавал особое значение. Хор стал действующим лицом оперы, впервые он активно участвовал во всём происходящем на сцене, направлял ход событий, выражая главную патриотическую идею произведения. Мелодия хора проходит через всю музыкальную ткань оперы, она украшает её подлинными народными интонациями. С интересом следили зрители за развитием действия. Из крестьянского села, живущего повседневными делами и мирными заботами, оно перемещалось в замок польского магната, где отмечался шумный и весёлый праздник. Здесь звучали польские танцевальные мелодии — торжественный полонез, задорный краковяк и стремительная мазурка. И вновь действие возвращалось к спокойному течению крестьянской жизни, в которое неожиданно вторгались тревожные ноты надвигающегося грозного события. Без тени сомнения Иван Сусанин принимает решение увести на верную погибель польских завоевателей. «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» — пел Иван Сусанин. И ему вторил хор, подчёркивая идею единения главного героя и всего народа. Зловеще и тревожно звучит музыка последнего, четвёртого действия. Суровый зимний лес неприветливо и настороженно встречает польский отряд, измученный нелёгкой дорогой. Расположившись у костра на ночлег, все засыпают, не спится только Ивану Сусанину. Он знает: это его последняя ночь. «Ты взойдёшь, моя заря!» — поёт он. И в голосе слышатся непоколебимая решимость и скорбь прощания с жизнью, с родной землёй, с близкими и родными его сердцу людьми. В последней сцене звучал мощный народный хор, прославляющий Родину и её верного сына. «Славься, славься, святая Русь!» — всё громче и величественнее звучали его слова. Торжественный перезвон колоколов буквально ошеломил слушателей. Никогда ещё русская сцена не слышала ничего подобного. Это был первый триумф русской оперной сцены, с которого началась «особая школа музыки, школа русская» (А. Н. Серов). В. Ф. Одоевский (1803/04—1869) — писатель и музыкальный критик откликнулся на оперу Глинки восторженной статьёй: «Этою оперою решался вопрос, важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование русской оперы, русской музыки, наконец, существование вообще народной музыки... Что за музыка! Надобно очень хорошо знать русские сердца, чтобы одними звуками уметь так сильно говорить им... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период — период русской музыки. Такой подвиг, скажем положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» А. С. Пушкин, присутствовавший на премьере оперы 27 ноября 1836 г., был очарован музыкой Глинки и впоследствии написал шутливый канон в его честь: Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка. Веселися, Русь! наш Глинка — Уж не Глинка, а фарфор! За прекрасную новинку Славить будет глас молвы Нашего Орфея Глинку От Неглинной до Невы... Гениальность великого русского композитора проявилась и в следующей его опере-сказке «Руслан и Людмила» (1842), написанной на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. В ней в полной мере отразились отточенное мастерство и могучий взлёт его творческой фантазии. «Преданья старины глубокой», волшебный мир русских богатырей оживали в фантастических картинах оперы. Как и любая сказка, она заканчивалась торжеством любви, победой добра над злом. Значение творчества М. И. Глинки в истории русской музыкальной культуры трудно переоценить. Благодаря его произведениям русская музыкальная школа получила всемирное признание.
Вопросы и задания 1. Русский художественный и музыкальный критик, историк искусства В. В. Стасов (1824—1906) писал, что в русской музыке Глинка имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык — один в музыке, другой в поэзии». Как вы думаете, что сближает творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно заключалась новизна открытий М. И. Глинки в музыкальном искусстве? Почему его называют основоположником русской музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им были созданы непревзойдённые шедевры? 2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки раскрываются в его романсово-песенном творчестве? Почему именно в русской народной песне и поэтическом творчестве современных поэтов он черпал свое вдохновение? Проиллюстрируйте свой ответ произведениями композитора. 3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил русскую национальную оперу? Какое отражение в его оперных произведениях находят героический эпос и драма русского народа, сказочная фантастика и вдохновенный лиризм? Творческая мастерская 1. Послушайте знаменитую «Камаринскую» М. И. Глинки. Крылатую фразу об этом произведении сказал П. И. Чайковский: «В ней, как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Как вы понимаете смысл этих слов композитора? Поясните свой ответ. 2. Свидетелем каких исторических событий был М. И. Глинка? Какое отражение они нашли в его творчестве? 3. Одним из лучших исполнителей партии Ивана Сусанина был Ф. И. Шаляпин (1873—1938), с необычайной выразительностью и силой передававший мысли и чувства героя. Послушайте его знаменитую арию «Чуют правду» в четвёртом действии. Как удалось великому певцу создать картину, полную драматизма и скорби? 4. Познакомьтесь с историей первой постановки оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» на сцене петербургского Мариинского театра в 1836 г. Почему эта премьера разделила слушателей на два противоборствующих лагеря? Чем можно объяснить пренебрежительные отзывы одних («кучерская музыка») и восторженные отклики других, увидевших в этом произведении начало новой эпохи в истории русской музыки? 5. Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» является основой классического репертуара театров нашей страны. Посмотрите её в записи (постановки Большого или Мариинского театров). Действительно ли её автору удалось «возвысить народный напев до трагедии» (Б. Ф. Одоевский)? Напишите рецензию на это произведение. 6. Послушайте фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Как передан в ней основной конфликт между добром и злом? Какими художественными средствами создаются характеры действующих лиц (Руслана и Людмилы, Ратмира и Фарлафа, Баяна, Наины и Черномора)? Чем можно объяснить широкое включение хоровых массовых сцен, песенных вокальных партий и восточных мотивов? Какую художественную роль они выполняют? Темы проектов, рефератов, сообщений «История России и её отражение в творческой судьбе М. И. Глинки»; «Глинка и Пушкин»; «История создания романса М. И. Глинки “Я помню чудное мгновенье...’*»; «Глинка и его выдающиеся современники»; «Испанские мотивы в творчестве Глинки#; «В чём выразилось исполнительское мастерство Ф. И. Шаляпина в опере Глинки “Жизнь за царя”?#; «История создания эпической оперы-сказки “Руслан и Людмила”; «Рецензия на художественный фильм “Композитор Глинка”» (реж. Г. Александров, 1952); «На родине М. И. Глинки — опыт создания виртуальной экскурсии»; «История экспозиции о творчестве Глинки в Музее музыкальной культуры в Москве»; «Традиции русской исторической оперы М. И. Глинки в творчестве его последователей (Н. А. Римский-Корсаков “Псковитянка”, М. П. Мусоргский “Борис Годунов”, С. С. Прокофьев “Война и мир” — по выбору)». Книги для дополнительного чтения Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX в. Л., 1979. Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. М., 1979. Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Кн. 1, 2. М., 1987—1988. Оржеховская Ф. М. Повести о русских композиторах. М., 1971. Розанов А. С. М. И. Глинка: альбом. М., 1987. Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. Л., 1984. Соболева Г. Русский романс. М., 1980. Фрид Р. М. И. Глинка. М.; Л., 1973.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
| |
Просмотров: 16653 | Загрузок: 0 | |