Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
03.04.2016, 11:25 | |
Романтический идеал и его отражение в музыке Когда в 1815 г. семнадцатилетний Франц Шуберт написал музыку на слова Гёте «Лесной царь», он и не подозревал, что его проникновенный музыкальный рассказ о ночном путешествии всадника с маленьким сыном через тёмный, таинственный лес, пугающий странными видениями, положил начало романтизму — новому направлению в музыке. Ромнтизм в западноевропейской музыке Хотя романтизм коснулся всех искусств, в музыке он нашёл наиболее яркое и образное воплощение. Романтики в буквальном смысле слова создали культ музыки, которая отныне объявлялась образцом, нормой художественного творчества. Они возвели музыку на высшую ступень «лестницы искусств». Ф. В. Шеллинг (1775—1854) объявил музыку голосом глубочайшей сущности мироздания. Тик, Новалис, Гофман, Шлегель утверждали, что мыслить звуками — это гораздо выше, чем мыслить понятиями. Музыка, ведущая в сферы стихийного чувства, вступает в свои права там, где никакая поэзия не может охватить и выразить подлинную глубину чувств. Великий немецкий писатель и музыкант Э. Т. А. Гофман писал: «Музыка — самое романтическое из всех искусств, пожалуй, можно даже сказать, единственное подлинно романтическое, потому что имеет своим предметом только бесконечное ». В истории мировой культуры музыка романтизма представлена блистательной плеядой имён: Франц Шуберт (Австрия), Карл Мария фон Вебер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс (Германия), Фридерик Шопен (Польша), Ференц Лист (Венгрия), Гектор Берлиоз (Франция), Никколо Паганини (Италия). Если классицизм считал приоритетной музыку вокальную, опирающуюся на слово (например, оперное искусство), то романтики отстаивали абсолютное преимущество музыки инструментальной, симфонической. С их точки зрения, только в ней раскрываются её настоящая суть и глубина. Композитор не должен рабски следовать за ритмикой и интонацией стиха. Опираясь на литературный источник, он может создать совершенно самостоятельную музыкальную форму. Романтизм в европейской музыке не следует понимать как мгновенную смену направлений и стилей. Как уже отмечалось, в творчестве позднего Бетховена отчетливо проявлялись черты нового романтического стиля, а в произведениях Франца Шуберта (1797—1828) чувствуется влияние венского классицизма. Более того, между композиторами романтизма и классицизма не существовало непреодолимой стены отчуждения и непонимания. Напротив, романтики продолжали успешно развивать лучшие традиции классицистической музыки. Как и другие виды искусства, музыка романтизма исключительно эмоционально передаёт богатство внутреннего мира человека. В отличие от классицизма, стремившегося к воссозданию высоких общественных и гражданских идеалов, композиторы-романтики обратились к сфере человеческих чувств и переживаний. Сложный и противоречивый мир души человека, неповторимость и оригинальность каждой отдельной личности романтики понимали как никто другой. Они были убеждены, что только на языке музыки можно передать то, что происходит в глубинах человеческой души. Роберт Шуман писал: «Разум ошибается, чувство никогда». В этих словах великого композитора ключ к пониманию музыки романтизма, суть её программных требований. Героем романтической музыки становится одинокий и разочарованный человек, способный выразить «мировую скорбь». Несмотря на непонимание, часто вопреки обстоятельствам он ищет свой жизненный идеал. Не находя его в окружающей действительности, где царят насилие, обман, жестокость и коварство, ему приходится искать счастья на лоне природы или в далёких экзотических странах. Но и природа часто враждебно относится к его поискам, не сочувствует и не сопереживает вместе с ним. Величавая и спокойная, она оказывается холодной и равнодушной к человеческому страданию. Новый романтический стиль в музыке имел совершенно определённые, только ему присущие черты. Они видны в особом философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и в специфических музыкальных средствах её выражения. Романтикам принадлежала идея синтеза всех искусств, в котором музыке отводилась универсальная роль. Музыка, по их мнению, как раз и обладает свойством связывать, сближать все виды искусств. Она может, как живопись и скульптура, рисовать и ваять. Как литература — передавать содержание романа или трагедии. В творчестве романтиков расширились границы словесной и музыкальной изобразительности. Осуществление на практике идеи синтеза искусств оказалось наиболее плодотворным в искусстве романтизма. Особенно тесными были связи музыки, литературы и живописи. Многие композиторы-романтики являлись создателями так называемой программной музыки, которая стремилась связать себя с определёнными литературными или живописными образами. Эта связь предполагала объяснение замысла композитора в названии сочинения, в эпиграфе или предисловии к партитуре (нотной записи многоголосного музыкального произведения). Благодаря идее программности, в музыке усиливались её сюжетные и изобразительные начала. Так, Рихард Вагнер (1813—1883), работая над созданием опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин» на сюжеты старых немецких сказаний, сам писал для них либретто, в которых разъяснял суть музыкального произведения. Однако, опираясь на литературные или живописные источники, романтики создавали совершенно новые художественные образы, используя при этом специфические музыкальные средства. Вот почему ни одно из музыкальных сочинений нельзя рассматривать как иллюстрацию к литературному или живописному первоисточнику. Музыка романтизма знает немало примеров такого плодотворного содружества искусств. В своём творчестве Шуберт обращался ко многим поэтам: Гёте (песни-баллады), Гейне (скорбные монологи), Мюллеру (вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»). Шуман (1810—1856) создал песенные циклы «Любовь и жизнь женщины» на стихи немецкого поэта Шамиссо и «Любовь поэта» на стихи «Лирического интермеццо» Генриха Гейне. Его цикл фортепианных пьес «Бабочки» навеян произведениями Ж. Поля, а «Крейслериана» — произведениями Гофмана. Творчество польского поэта Адама Мицкевича не раз вдохновляло Шопена. Прообразом сонаты «По прочтении Данте» Листа (1811 —1886) стала «Божественная комедия», а «Сонеты Петрарки» навеяны творчеством итальянского поэта эпохи Возрождения. Берлиоз (1803—1869) является создателем своеобразной музыкальной шекспирианы (симфония «Ромео и Джульетта»), ему же принадлежат симфония «Гарольд в Италии» по мотивам поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» и драматическая кантата «Осуждение Фауста» на сюжет трагедии Гёте «Фауст». Этот перечень можно было бы продолжить. Впервые у романтиков возникла идея выразить в музыке образы живописи и скульптуры, превратить их в «программу» музыкального произведения. Известные фортепианные пьесы Листа «Обручение» (по картине Рафаэля «Обручение Марии») и «Мыслитель» (по скульптуре Микеланджело) из цикла «Годы странствий» являются ярким примером программной музыки. Так, картина Рафаэля, ставшая для Листа своеобразным символом чистоты чувств, просветлённой человечности и гармонии, определила суть музыкального образа. Созданная им музыка полна тихого, светлого и благоговейного чувства, её движение спокойно, плавно и неторопливо. Лишь в самые кульминационные моменты она становится патетичной и востор женной. Элементы хорала, которые использовал здесь композитор, напоминают о торжественном звучании церковного хора. Безусловно, не зная содержания картины Рафаэля, невозможно понять образ, созданный в музыке. Предпосланное название позволяет слушателю без особого труда «дорисовать» его, оно обеспечивает глубокое и полноценное восприятие произведения. Красота и самобытность народного искусства стали одной из важнейших «вечных ценностей», которую открыли романтики. Интерес и внимание к фольклору отличают творчество многих композиторов, использовавших интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. Нередки они в вокальных циклах Шуберта — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), в фортепианных миниатюрах «Песни без слов» (1829—1845) — Мендельсона. Мелодии и ритмы венгерских и цыганских напевов и плясок слышатся-в девятнадцати «Венгерских рапсодиях» (1847—1885), созданных Листом. Музыка «Венгерских танцев» (1869—1880) Брамса проникнута зажигательными ритмами народных мелодий. Шопен не раз обращался к ритмам польских народных танцев — мазурки, полонеза и вальса. В музыке романтизма произошли существенные изменения в системе жанров. Если композиторы классицизма предпочитали симфонию, сонату, оперу и инструментальные концерты, то романтики активно разрабатывали лирическую миниатюру, открывавшую неограниченные возможности для выражения сокровенных чувств и движений человеческой души. Особой популярностью у слушателей пользовались жанры песни и романса. Общеизвестны циклы музыкальных миниатюр Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты», а этюды Шопена, Шумана и Листа — лучшие достижения этого жанра. Кроме того, в музыке романтизма произошло обновление традиционных жанров классицизма. В Восьмой «Неоконченной» симфонии (1822) Шуберта бурные романтические чувства органично сочетаются с ясной и стройной классицистической композицией. Вместо обычных для этого жанра четырёх частей симфония Шуберта состоит из двух — драматической и лирической. Новые черты привносят романтики и в жанр сонаты. Так, Шопен пишет Сонату для фортепиано из четырёх частей со зловещим скерцо, траурным маршем и необычным мрачно-вихревым финалом. Лист создаёт сонату-фантазию «По прочтении Данте», состоящую всего лишь из одной части. Существенные изменения претерпел и жанр прелюдии. Хорошо известны прелюдии к фугам Баха, подготавливающие исполнение большого и сложного музыкального произведения. А Шопен сочинял прелюдии экспромтом, находясь под впечатлением определённого настроения. Как видим, романтизм в музыке — это довольно сложное и многогранное явление. Одной из поздних его ветвей в конце XIX в. стал веризм (итал. verismo — истинный, правдивый), проявившийся в итальянском оперном искусстве. В отличие от реалистических произведений, сочинения в стиле веризма изображали преувеличенные, исключительные чувства героев, толкавшие их на рискованные поступки, а порой даже и на преступления. Наиболее яркий представитель веризма в европейской музыке — Руджеро Леонкавалло (1857—1919), создавший хорошо известную оперу «Паяцы» (1892). Другой ветвью западноевропейского романтизма стал реализм, идущий от Джузеппе Верди (1813—1901) и Жоржа Бизе (1838—1875). Композиторы-реалисты стремились передать драматизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций. В своих музыкальных произведениях они уделяли особое внимание правдивому воспроизведению психологического состояния героев. Их персонажи больше не делились на положительных и отрицательных. Каждый представал во всей сложности характера и противоречивости отношений с обществом. Усложнение языка и форм музыки в позднем романтизме, а затем и в других течениях вызвало к жизни неоклассицизм, появившийся в европейской музыке в первой четверти XX в. Композиторы-неоклассицисты стремились вернуться к простоте мелодий и форм, ясности и чёткости гармонии. Они вновь обратились к полифонии, возродили клавесинную музыку XVIII в. Опять возник интерес к старинным концертным жанрам — сюите и кончерто Р. Вагнер — реформатор оперного жанра Особое место в музыкальном творчестве романтиков занимает обращение к историческому прошлому. Не античная мифология или история, как это было у классицистов, будоражит воображение романтиков. Их взоры сосредоточены на мрачных и таинственных картинах Средневековья. С особым интересом изучают композиторы старинные средневековые легенды, баллады и сказания (героические саги ирландского эпоса, «Старшую Эдду» — эпос скандинавских народов, французский героический эпос «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» — средневековый немецкий эпос). Идеализируя Средние века, романтики были убеждены, что именно эта далёкая эпоха способна ярко и выразительно передать чувства и настроения современного мироощущения. Никогда раньше музыка не была так тесно связана с вымышленным миром мистификаций и фантастики. Выдающийся немецкий композитор Рихард Вагнер был последним крупным романтиком западноевропейской музыки XIX в. К числу известных его произведений принадлежат оперы «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1843), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Парсифаль» (1882). Главным творением композитора стало создание монументального оперного цикла «Кольцо Нибелунга», состоящего из четырёх сюжетно связанных между собой музыкальных драм: «Золото Рейна» (1854), «Валькирия» (1856), «Зигфрид» (1871) и «Гибель богов» (1874). Труд, которому он посвятил более двадцати лет своей творческой жизни, стал отражением эволюции его философских, эстетических и политических взглядов. В нём он обратился к одному из самых поэтичных и наиболее сложных сказаний немецкого героического эпоса — «Песни о Нибелунгах». Свободно и творчески он пересоздал древний немецкий эпос, наполнил его глубоким философским смыслом, созвучным духу современной жизни. Для воплощения грандиозного замысла Вагнера не могли устроить существовавшие ранее музыкальные формы, ему было тесно в привычных рамках традиционной оперы, состоявшей из разрозненных сольных, хоровых и ансамблевых номеров, призванных только развлекать публику. В поисках новых форм, позволяющих осуществлять непрерывное симфоническое развитие действия, он смело нарушает сложившиеся традиции. Мечтая об органичном слиянии музыки, поэтического слова и сценического действия, он отдаёт предпочтение декламационному принципу. Огромное значение Вагнер придаёт оркестру, являющемуся не только основным носителем музыкального действия, но и важнейшим средством характеристики действующих лиц, их страстей и переживаний. Задуманное как прославление героизма, мужества и доблести, утверждающее подвиг, произведение завершалось грандиозной картиной гибели богов. В основе оперного цикла «Кольцо Нибелунга» лежит идея губительной власти денег. Золотой клад, спрятанный на дне Рейна, приносит только несчастья каждому из его обладателей. Он является причиной всех совершаемых злодеяний, предательств и убийств. Освободить мир от проклятья, которое лежит на этом золоте, может только смелый и отважный герой Зигфрид. Именно ему, по замыслу композитора, отводилась ответственная роль «научить человечество познанию несправедливости, её искоренению и устройству справедливого мира на место мира зла». Не раз Зигфрид становится жертвой коварства злых сил. Чтобы завладеть несметными сокровищами нибелунгов, племени злых карликов, ему придётся сразиться с великаном, превратившимся в страшного дракона. Победив его, герой не находит успокоения и счастья. Только любовь к Брунгильде может спасти Зигфрида, но и здесь ему придётся пройти ряд серьёзных испытаний. Коварство, злоба и месть оказываются сильнее бесстрашного Зигфрида. Он погибает от рук предателей, а золотое кольцо вновь возвращается в воды Рейна. Власть золота, ставшая первопричиной зла, приводящая к преступлениям и убийствам, в конечном счёте приводит к гибели всего мира. Она оказывается гораздо сильнее людей и богов — таким был безнадёжный и пессимистический вывод создателя оперного цикла. В музыку опер Вагнер вложил весь свой талант, вдохновение и мастерство. В ней он разработал около ста выразительных и ярких по характеру лейтмотивов (огня, судьбы, меча), помогающих раскрыть символику действия. Особое внимание он уделил воспроизведению драматических переживаний главных героев. Для исполнения оперы он привлёк гигантский оркестр, огромное количество исполнителей, сложнейшую сценическую технику. Лучшие произведения Вагнера и сегодня звучат на сценах крупнейших театров мира, поражая богатейшей палитрой оркестровых красок и гармонией, возвышенными, благородными образами, глубокими человеческими чувствами. В 2003 г. Мариинским театром в Санкт-Петербурге под управлением В. Гергиева была осуществлена постановка знаменитого оперного цикла «Кольцо Нибелунга». Русская музыка романтизма Творчество А. А. Алябьева (1787—1851), А. Е. Варламова (1801 —1848), А. Л. Гурилёва (1803—1858) и А. Н. Верстовского (1799—1862) связано с развитием романтического направления в музыке. Наибольшие успехи были достигнуты этими композиторами в романсово-песенном творчестве. Русский романс развивался под непосредственным влиянием русской поэзии первой четверти XIX в. Стихотворения В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова послужили основой для создания многих музыкальных шедевров этого жанра. Особой популярностью пользовались романсы А. А. Алябьева «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. С. Пушкина и «Соловей» на стихи А. А. Дельвига. Лирические песни и романсы А. Е. Варламова «Красный сарафан», «На заре ты её не буди...», «Вдоль по улице метелица метёт...» звучали повсюду: и в светских гостиных, и в крестьянских избах. Они пленяли слушателей задушевностью и глубиной переживаний. Совсем иным — взволнованным и романтическим — был характер романса «Белеет парус одинокой...» на слова М. Ю. Лермонтова. Песни и романсы А. Л. Гурилёва «Матушка- голубушка», «Не шуми ты, рожь...», «Колокольчик» теплотой и искренностью чувств, выразительностью и напевностью мелодии были созвучны народным песням, душе русского человека. А. Н. Верстовский создал новый романтический жанр музыкальной баллады, или «драматической кантаты». Наиболее известные среди них — «Чёрная шаль», «Три песни скальда». Ему принадлежит и первая романтическая опера «Аскольдова могила» (1835), которую отличают интригующий, захватывающий сюжет эпохи становления Древнерусского государства и мелодичная музыка. Романтическое направление в развитии оперного искусства впоследствии было продолжено А. С. Даргомыжским (1813—1869). Опера «Русалка» (1855), написанная по мотивам незаконченной драмы А. С. Пушкина, является одним из лучших произведений композитора. Новые мелодические речитативы и созвучия, необычайно гибкие ритмы, занимательность сюжета и трагичность судеб главных персонажей делали эту оперу действительно новаторским произведением. В конце своего творческого пути Даргомыжский обратился к сюжету пушкинской трагедии «Каменный гость», создав в 1866—1869 гг. одноимённую оперу. В ней дана блестящая музыкальная вариация известной легенды о Дон Жуане. Необычность оперы заключалась в том, что в ней не было привычных арий, вокальных «вставок», звучных, эффектных ансамблей и финалов. Она представляет собой музыкально-драматический речитатив, гениально воспроизводящий текст пушкинской драмы. Необычный, экспериментаторский характер этой оперы открывал новые горизонты в развитии оперного искусства. Вопросы и задания 1. Каковы характерные черты западноевропейской музыки романтизма? Как ей удалось выразить дух своей эпохи и мироощущения человека того времени? Почему именно в этом виде искусства они нашли наиболее яркое и образное воплощение? В чём, на ваш взгляд, проявились отличия музыки романтизма и классицизма? Поясните свой ответ. 2. Почему так тесны были связи музыки романтизма с литературой и живописью? Что вы могли бы рассказать о программной музыке композиторов-романтиков? Какие изменения произошли в системе музыкальных жанров? Расскажите о некоторых из них. Каковы дальнейшие пути развития музыки романтизма? 3. Э. Делакруа писал: «...Вагнер хочет всё обновить; он убеждён в своей правоте, он отбрасывает множество музыкальных условностей...» Как вы думаете, что именно «обновил», а какие «условности» оперного искусства нарушил Вагнер? В чём заключается реформаторский характер его творчества? 4*. Каковы характерные черты русской музыки романтизма? Почему её наиболее яркие успехи были достигнуты в романсово-песенном творчестве Алябьева, Варламова, Гурилёва и Верстовского? Творческая мастерская 1. Послушайте вокальные циклы Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха» (1823) или «Зимний путь» (1827), а также познакомьтесь с творчеством немецкого поэта-роман- тика Вильгельма Мюллера (1794— 1827), вдохновившего Шуберта на их создание. Как в них рассказана романтическая история духовных поисков одинокого странника? Каким настроением проникнуты эти произведения? 2. Послушайте последние кульминационные части оперы-драмы Р. Вагнера «Гибель богов» — путешествие Зигфрида по Рейну или траурный марш на смерть Зигфрида. Почему так контрастна эта музыка? Какое выражение в ней находит лейтмотив проклятья золота? Какие музыкальные впечатления рождает эта музыка? 3. Напишите небольшое сочинение- эссе на одну из предложенных тем: «Что рассказала мне музыка композиторов-романтиков?», «Мой любимый композитор-романтик (произведение)». 4*. Композиторы-романтики, обращаясь к танцевальным жанрам, создавали подлинные жемчужины фортепианной музыки. Таковы, например, вальсы, полонезы и мазурки Шопена. Послушайте некоторые из этих произведений. Обратитесь к справочной литературе и познакомьтесь с характерными особенностями этих танцев. Насколько удачно воссоздан их художественный образ в музыке Шопена? 5*. Составьте программу музыкально-поэтического концерта на тему «Романтика русского романса». Темы проектов, рефератов или сообщений «Многообразие стилей западноевропейской музыки XIX в.»; «Содружество искусств в музыке романтизма»; «Музыка немецкого романтизма»; «Музыкальный мир Ф. Шуберта»; «Ф. Шуберт — поэт и композитор»; «Поэзия Гёте в музыке Шуберта»; «Баллада Шуберта “Лесной царь” и одноимённая баллада И. В. Гёте в переводе В. А. Жуковского»; «Почему Шопена называли “чистым гением гармонии”?»; «Музыкальные открытия Ф. Листа»; «Мой любимый композитор- романтик»; «Р. Вагнер как выдающийся реформатор оперного жанра»; «История создания оперного цикла Р. Вагнера “Кольцо Нибелунга”». Книги для дополнительного чтения Алексеева Л. Н., Григорьев В. Ю. Страницы зарубежной музыки XIX века. М., 1983. Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биографическая библиотека Ф. Павленкова). Белоусова С. С. Романтизм. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен: книга для чтения. М., 2002. Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006. Вуд форд П. Шуберт: Иллюстрированные биографии великих музыкантов. Урал, 1999. ГаалД. Лист. М., 1986. Гозенпуд А. А. Оперный словарь. СПб., 2005. Кремнев Б. Шуберт. М., 1964. (ЖЗЛ). ЛевикБ. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1980. Вып. 5. Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976. Сконечная А. Д. Торжество муз. М., 1989.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
| |
Просмотров: 9616 | Загрузок: 0 | |