Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
[ Скачать с сервера (1.38 Mb) ] | 09.04.2016, 23:36 |
Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века К середине XIX в. реализм становится ведущим и наиболее влиятельным художественным направлением искусства. Русский художественный критик и историк искусства В. В. Стасов (1824—1906) писал: «...Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причёсанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрёпанным романтизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам...» Какие новые задачи ставило теперь искусство? Что определяло его суть? Реализм: эволюция понятия Понятие «реализм» (лат. realis — вещественный) — одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В широком смысле оно обозначает стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех её проявлениях. В обыденной жизни часто отождествляется с понятием «прагматизм» и означает ясное и утилитарное действие, направленное к практической пользе или выгоде, ставящее главной целью практическое применение и использование. В сфере художественной деятельности значение реализма ещё более сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Более того, в искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Творчество отдельного художника, воплотившего его характерные черты, невозможно ограничить рамками только одного художественного стиля или направления. Являются ли, например, Г. Курбе, И. Е. Репин или И. Н. Крамской абсолютными реалистами? Разве творчество романтиков У. Тёрнера и Ф. Гойи лишено реалистических тенденций? Чаще всего под реализмом понимают воспроизведение действительности такой, «как она есть». И в этом смысле реализм родился вместе и одновременно с искусством, являясь важнейшим его свойством. Французский писатель и теоретик реализма Ж. Шанфлёри (1821—1889) отмечал: «Что до реализма, я считаю это слово одной из лучших шуток нашей эпохи... Реализм стар как мир, реалисты существовали во все века...» Отпечатки человеческой руки, сделанные первобытным художником, шедевры римского скульптурного портрета, поражающие безжалостной правдой характеристик, реалистические портреты эпохи Возрождения, живописные полотна Караваджо, Веласкеса и Шардена, запечатлевшие будничную жизнь «низов», жанровые картины «малых голландцев» в известном смысле представляют собой реалистические композиции. Но только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый почерк и оформиться в новое художественное направление. Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. В 1857 г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, представленное сочетанием противоречивых элементов, наиболее точно отражавших суть данной эпохи. В эти же годы издавался журнал «Реализм», оказавший поддержку новому направлению в искусстве. Истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819— 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма». Из тринадцати картин Курбе, представленных на суд жюри открывавшейся Всемирной выставки, были отобраны одиннадцать. Две картины, имевшие принципиальное значение для художника («Похороны в Орнане» и «Ателье»), были отвергнуты. Своё несогласие подчиниться требованиям официального искусства Курбе выразил в выдвинутой декларации, где были провозглашены его главные творческие принципы: «Звание реалиста мне было присвоено так же, как людям 1830-х годов — звание романтиков. Названия никогда не давали правильного представления о вещах... Я изучал вне какой-либо системы и предвзятости искусство древних и искусство современное. Я не захотел больше подражать одним и копировать других. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Нет! Я просто хотел... быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». Реакция публики не заставила долго ждать. Курбе вместе со своим реализмом сразу же превратился в соблазнительную мишень для критиков и острословов. Одни утверждали, что Курбе, «прикрываясь реализмом, страшно клевещет на натуру», другие предпочитали более резкие выпады: «Г-н Курбе стремился изображать людей как они есть, такими уродливыми и грубыми, какими он их видит... В голове, направляющей руку, нет ничего благородного, чистого, нравственного... он такой же ремесленник в живописи, как другие в сапожном или мебельном деле» В одной из комедийных сцен, поставленных в театре, персонаж по имени Реалист, загримированный под Курбе, излагал своё творческое кредо греческому драматургу Аристофану: Чтоб реалистом быть, писать правдиво — мало. Писать уродство — вот дорога к идеалу. Пусть отвращение селят мои холсты: Там правды нет, где есть хоть капля красоты. Её следы стремлюсь я выполоть с корнями... Пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека определили суть реалистического направления в искусстве. Став властителем дум, реализм очень скоро проявил себя в различных видах искусства: живописи и графике, скульптуре и музыке и в особенности в литературе. Творчество выдающихся писателей-реалистов: О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме, Г. Флобера, Э. Золя (Франция), Ч. Диккенса и У. Теккерея (Великобритания), великих классиков русской литературы — И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого — даёт реалистическую картину общества. Новое художественное направление быстро приобрело европейский размах. Черты реализма нашли проявление и в искусстве стран Латинской Америки, США и Азии. В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Что же критиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих. «Срывание всех и всяческих масок» становится одним из главных критериев реалистического искусства. Вот почему реализм XIX в. часто называют критическим. Осуждая основы общественного строя, художники-реалисты в то же время утверждали гуманистические идеалы Добра, Справедливости, всеобщего Равенства и Счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства (бытовой и исторической живописи, сатирической графике и книжной иллюстрации). Эстетика реализма и натурализм Существенные перемены в жизни общества, вызванные усиливающимся недовольством народных масс, нарастанием демократического и пролетарского движения, не могли не привести к изменениям и в художественной сфере. Сначала буржуазная Французская революция 1848 г., а затем и первая в мире пролетарская революция 1871 г. (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды и чаяния простого человека. Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в общественную жизнь, защищая интересы народных масс. Заметно обостряются противоречия между реалистическим и академическим искусством, ещё глубже и непримиримее становятся различия между реализмом и романтизмом. Если раньше реализм и романтизм в своём отношении к жизни и человеку взаимно обогащали друг друга, развивались бесконфликтно и параллельно, то теперь проявились их противоречия. Существенными были разногласия в их отношении к действительности. Если романтизм только фиксировал пороки и недостатки в жизни общества, то реализм заострял внимание на причинах, породивших зло в обществе. Если в изображение окружающей действительности романтизм привносил много субъективного и индивидуального, то реализм, напротив, стремился к объективности, нередко использовал художественные приёмы сатирического осмеяния. Выдвижению возвышенного романтического идеала реализм противопоставил его категоричное неприятие. Г. Курбе утверждал, что «основа реализма — это отрицание идеала». Расхождения были и в выборе тем для произведений искусства. Существенные противоречия между реализмом и романтизмом касались особенностей изображения человека. Так, исключительным героям в исключительных обстоятельствах реалисты противопоставили изображение «типичных характеров в типичных обстоятельствах (Ф. Энгельс). Причём повышенное внимание они уделяли обыденной жизни человека низших сословий. Если в произведениях романтиков чувствовалось единство взглядов автора и его героев, то у реалистов между ними пролегала определённая дистанция. Если у романтиков личность могла воздействовать на общество, то у реалистов, наоборот, общество оказывало существенное влияние на человека. Подобные разногласия не могли не привести к оформлению собственной эстетической программы, формально закрепившей основные требования реалистического искусства. Воспроизводя действительность такой, «как она есть», художники-реалисты, однако, не стремились к её точному копированию. В их произведениях оставалось достаточно места для творческого воображения и фантазии. Э. Делакруа, которому был чужд реалистический метод, все же подчёркивал: «...Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности... Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе». В противном случае возникала опасность отождествления реализма с натурализмом (лат. natura — природа, естество) — творческим направлением в изобразительном искусстве, литературе и театре, который ассоциировался с точным копированием явлений действительности без учета их связей и отношений друг с другом. Для натурализма были характерны: подчинение «позитивной» правде, отказ от типизации, строгое использование результатов экспериментальной науки, подчёркнутая «фотографичность» изображения, деэстетизация художественной формы. С середины XIX в. термины «реализм» и «натурализм» зачастую употреблялись как синонимы, но с 1870-х гг. натурализм стал выделяться в особое литературно-художественное движение, известное под названием «натуральной школы». Эмиль Золя (1840—1902), наиболее известный сторонник натурализма, подчёркивал, что художник должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может изображать только то, что сам видел и хорошо изучил. Кусок действительности», воспроизведённый им с фотографической точностью, есть антипод «типичным характерам в типичных обстоятельствах». Место сюжета занимали описание и анализ, при этом автор остаётся эстетически нейтральным по отношению к изображаемому, он не стремится заглянуть в будущее. Окружающий мир представляется статичным нагромождением деталей, в котором нет разграничений между красивым и безобразным. Если безобразное изображено достоверно, оно приобретает в глазах натуралистов значение подлинной эстетической ценности. В сборнике «Экспериментальный роман» (1880) Э. Золя писал: «Нам, писателям-натуралистам, бросают нелепый упрёк — будто мы хотим быть только фотографами... Мы исходим из подлинных фактов, действительность — вот наша несокрушимая основа../Главная задача писателя как раз и состоит в изучении взаимного воздействия — общества на индивидуум и индивидуума на общество... Мы стремимся... овладеть проявлениями интеллекта и других свойств человеческой личности, чтобы иметь возможность направлять их... Человек для нас — живая машина, действующая под влиянием наследственности и среды». В художественном творчестве Золя черты натурализма органично переплетались с чертами критического реализма. Это обстоятельство сыграло положительную роль в оценке натурализма. Оно позволило ему получить не только всеобщее признание, но и сыграть на определённом этапе прогрессивную роль.
Вопросы и задания 1. Каковы исторические предпосылки возникновения реализма в искусстве второй половины XIX в.? 2. В связи с чем был впервые выдвинут термин «реализм» применительно к сфере художественной культуры? Можно ли согласиться с утверждением, что реализм возник вместе и одновременно с искусством? Аргументируйте свой ответ. Почему рождение реализма часто связывают с творчеством Г. Курбе? 3. Известно, что термин «реализм» как «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» был сформулирован Ф. Энгельсом лишь в конце XIX в. Как вы думаете, почему именно он стал важнейшей характеристикой произведений реализма? Каковы художественные принципы данного стиля? Что значит быть художником-реалистом? 4. Как вы думаете, почему в 70-е гг. XIX в. понятие «реализм» стало отождествляться с понятием «натурализм»? Какую программу натурализма выдвинул французский писатель Э. Золя? Насколько она показалась вам убедительной? Творческая мастерская 1. Историк искусства В. В. Ванс лов предлагает под термином «реализм» различать три значения: «правду жизни в искусстве», «конкретно-историческое течение XIX в.» и «реалистичность как жизненно правдоподобные элементы, детали или отдельные произведения в различных течениях и стилях». Как вы считаете, насколько правомерна такая точка зрения? Аргументируйте свой ответ. 2. Составьте таблицу отличительных признаков романтизма и реализма: приведите имена художников и названия их произведений, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать то или иное теоретическое положение. 3. Познакомьтесь с некоторыми из статей о реализме. Сделайте конспект одной из них. Определите круг вопросов, затронутых в ней. кратко изложите суть проблемы, сделайте собственные выводы. 4. Поэт-романтик Дж. Байрон писал: Хоть высшее достоинство поэта — Суметь познать и клевету, и лесть, И мир изобразить таким, как есть! Какое отражение получил этот художественный принцип в произведениях реалистического искусства? Какие примеры вы могли бы привести для доказательства своих суждений? Темы проектов, рефератов или сообщений «Реализм — художественное направление в искусстве второй половины XIX в.»; «Эстетическая программа реализма и её отражение в произведениях искусства»; «Борьба Г. Курбе против салонного искусства»; «Романтизм и реализм: их связь и отличие»; «Критический реализм и его эстетическая программа»; «Реализм и натурализм»; «Реализм и художественная фотография».
Книги для дополнительного чтения Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. (Любое издание). Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006. Золя Э. Экспериментальный роман. (Любое издание). Мастера искусства об искусстве. Первая половина XIX в. (Г. Курбе) / под ред. И. Л. Маца и Н. В. Яворской. Т. 4. М., 1967. Мировая художественная культура. Романтизм и реализм / под ред. Л. В. Пешиковой. М., 2004.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
| |
Просмотров: 15549 | Загрузок: 168 | |