Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
[ Скачать с сервера (3.36 Mb) ] | 27.03.2016, 00:41 |
Художественная культура романтизма: живопись Эпоха Просвещения подходила к своему закату... Подводя её итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди (1798—1837) писал: ...Зарождающийся золотой Век должен на себе нести печать Веков прошедших, потому что сотни Начал враждебных, несогласий прячет Сама природа общества людского. И примирить их было не дано Ни мощи человека, ни уму. Перевод А. А. Ахматовой Романтизм в художественной культуре начала XIX в. предпринял попытку в какой-то мере осуществить это примирение. Отразив сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму, он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил. Главным связующим началом романтизма стала формула Ф. Шеллинга о «раскованности человеческого духа ». Эстетика романтизма Романтизм — неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные местными историческими условиями и культурными традициями. Например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения. В России он проявился в смешанном виде несколько позже, органически вобрав в себя черты классицизма. В некоторых странах влияние романтизма прекратилось уже к 1820-м гг., а к середине XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов. Много общего у романтизма и с символистами конца XIX — начала XX в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus — римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически неправдоподобные чувства героев. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном из новых языков романской группы. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так, в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму. Рассматривая мировую художественную культуру в её историческом развитии, мы ограничимся узким, конкретным пониманием романтизма как художественного направления, сложившегося на рубеже XVIII—XIX вв. и охватившего почти все виды искусства. Именно в это время появились первые теоретические и философские программы романтиков. Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом следует отметить, что при явном разнообразии идейных течений и творческих манер внутри романтизма он представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам. Каковы главные эстетические принципы романтизма? 1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворённости действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Что жизнь, когда в ней нет очарованья? Блаженство знать, к нему лететь душой, Но пропасть зреть меж ним и меж собой; Желать всяк час и трепетать желанья... В. А. Жуковский «Певец» Постоянно изменяющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения. 2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» — своей мечты и идеала. В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром. Я не в себе живу: я лишь частица Того, что вкруг меня; меня вершины гор Волнуют, а столицая столица — Мне пытка... Перевод Г. Шенгели Так говорит Чайльд Гарольд — герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788—1824), ставший «новым Гамлетом» — романтическим символом эпохи. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. Таким образом, в произведениях искусства индивидуализм становится своеобразной формой протеста и самозащиты героя. Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грёз и иллюзий. В отличие от человека эпохи классицизма, творца и вершителя своей судьбы, теперь в центре внимания чаще оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям и душевным мукам отличает произведения романтизма. «Первым прибежищем романтического сердца» (В. В. Аникет) становится любовь героя. Как правило, между влюблёнными нет согласия, они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход. 3. Природа как выражение стихий кого начала жизни, прообраз Свободы. В жизни Природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природ ной стихией характерно для героя-романтика: ...Здесь ничего не ранит взор Среди природы. Лишь один позор: Колечком быть в её цепи телесной, Одной из тварей, — а душа в простор Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный, В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно. Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда» Перевод В. Левина Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб. Искусство романтизма даёт множество примеров подобных взаимоотношений Человека и Природы, а иногда, наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали. 4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времён» стали художественной метафорой романтического искусства. В далёком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Идеализация прошлого отчётливо выражена в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор» (1836), «преданья старины глубокой» волнуют воображение романтического героя: Стараясь заглушить последние страданья, Ты жадно слушаешь и песни старины, И рыцарских времён волшебные преданья — Насмешливых льстецов несбыточные сны. Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти, составившей эмоциональную окраску романтизма. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. Оригинальной «реабилитации» подверглась и средневековая культура, отвергнутая классицизмом в эпоху Просвещения. Одних увлекала выдуманная идиллия Средневековья, другие искали в нём яркие характеры, сильные и пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости, примером самоотверженной борьбы за свободу. Наиболее отчётливо средневековые реминисценции прояви ли себя в неоготической архитектуре романтизма, отличавшейся утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения — здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). В величественных очертаниях этих сооружений обращают на себя внимание устремлённые в небо шпили башен, стрельчатые арки- пышное декоративное убранство фасадов. Для искусства романтизма характерен интерес к фольклору. Именно романтикам мы обязаны первыми сборниками народных сказок, народных песен. Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, а также неприятие реальной жизни, определившие главные завоевания романтизма, приблизили реализм — другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре первой половины XIX в. Живопись романтизма В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), К. Д. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского и И. Айвазовского (Россия) — лучшее, что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному изображению чувств и переживаний человека. Действительно, живописи романтизма была присуща «страшная жажда творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи стали: яркий, насыщенный колорит, контрастное освещение, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Художники часто прибегали к языку намёков и символов, приглашая зрителей дорисовать в воображении всё остальное. Многие художники эпохи романтизма считали, что к пониманию сущности бытия нужно идти через постижение людей, внутреннего мира человека. Каков же он, человек романтического поколения, запечатлённый на полотнах выдающихся творцов? Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика, в нём утверждается исключительная ценность человеческой личности, её порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению. Романтиков привлекала современность, в которой они черпали сюжеты для многих своих произведений. Великая французская революция и последовавшие за ней захватнические походы Наполеона, жестокие политические репрессии и казни, бесконечные смены правительств и революционный взрыв 1830 г. с особой остротой поставили вопрос о роли народа и личности в истории. Живопись романтиков выбирала в герои не великих деятелей эпохи, а целые народы, представителей простых сословий, ставших активными творцами истории. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. Эжен Делакруа (1798—1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Находясь под впечатлением событий Июльской революции 1830 г., он сообщал в письме к брату: «...Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». По развалинам баррикады, только что отбитой у правительственных войск, прямо по телам убитых грозно и стремительно движутся повстанцы. Июльское солнце, с трудом пробивающееся сквозь клубы порохового дыма, высвечивает отдельные фигуры людей. Каждый образ олицетворял собой героический характер нации и был подсказан художнику самой жизнью, свидетельствами очевидцев и непосредственных участников восстания. Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Раненый гвардеец последним усилием воли приподнимается на руках, чтобы взглянуть в лицо прекрасной Свободе. Смысловым центром картины становится фигура Свободы — прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых. .. .Эта сильная женщина... С хриплым голосом, с огнём в глазах, Быстрая, с широким шагом, Наслаждающаяся криками народа, Кровавыми схватками, долгим рокотом барабанов, Запахом пороха, доносящимся издали, Отзвуками колоколов и оглушающих пушек... О. Барбъе. «Ямбы». Перевод А. Г. Конюс Испанский художник Франсиско Гойя (1746—1828) стал свидетелем наполеоновских войн, опустошивших и разоривших Испанию. В 1808 г. в ответ на жесточайшие репрессии наполеоновской оккупации в Мадриде вспыхнуло народное восстание. В эти трудные годы Гойя был вместе со своим народом. Произведения тех лет сопровождали подписи: «Я видел это!», «Нельзя стерпеть». Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чём не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками... В центре картины рванувшийся навстречу палачам человек в ослепительно белой рубахе. Он стоит, широко раскинр крестом руки, напоминая распятого Христа. На фоне происходящего он выглядит символическим напоминанием о справедливом грядущем возмездии. Гойя поднимается над достоверностью исторического факта, утверждая нравственное превосходство непокорённого народа, показывая стойкость и красоту его духа. В отличие от неоклассицистов, отдававших предпочтение событиям ушедшей в прошлое греческой и римской истории, романтики обратились к искусству Средних веков. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» — «Братство прерафаэлитов») — объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. В поисках новых ориентиров, свободных от академических условностей, за образец искренности и художественной свободы они взяли средневековое искусство. Вдохновение они черпали из рыцарских романов Средневековья, старинных легенд в переложении современных поэтов-романтиков, поэзии Данте, драматургии Шекспира. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Отклик в их сердцах рождала Библия, в которой они находили множество сюжетов, созвучных своему времени. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека. Трактовку библейских сюжетов они наполняли внутренним философским смыслом, религиозно-мистическим настроением, предавая его с помощью многочисленных знаков я символов. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828—1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Обращаясь к библейским сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, он создал свой особенный и неповторимый стиль, полный мистики, искренности и простоты. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Опираясь на Евангелие от Луки, он по-своему рассказал о том, как Деве Марии был послан огненный ангел. Вопреки общепринятой традиции Возрождения, изображавшей Мадонну как святую, молящуюся во время Благовещения, Россетти показывает её в облике обыкновенной девушки, испугавшейся внезапного появления архангела Гавриила. Принесённая им Благая весть явно застаёт её врасплох: она прижалась к стене и покорно внимает его словам. В смущённом и подавленном взгляде, прикованном к цветку лилии в руках небесного посланника, нет радости, напротив, в нём угадываются настороженность и страх. Непривычен был и облик архангела Гавриила, представшего без крыльев и в одеждах, едва прикрывавших его обнажённое тело. Лишь нимб над головой, парящий над рукой голубь, язычки пламени под ногами указывали на его божественное происхождение. В картине много символики, восходящей к средневековой мистической литературе и искусству. Если в традиционном христианском искусстве белая лилия воспринималась как символ духовной чистоты и невинности Девы Марии, то в картине Россетти она одновременно ассоциируется с цветком траура, знаменующим распятие Христа. Почти каждая вещь, запечатлённая художником, приобретала здесь глубокое символическое звучание. Важнейшее средство передачи чувств и настроений — цветовая гамма картины. Несмотря на явную монохромность (доминирующий холодный белый цвет) с небольшими вкраплениями синего (канонический цвет Богоматери) и красного (символ жертвы Христа), краски создавали ощущение таинственного чуда, происходящего прямо перед глазами зрителя. Нарушение привычных канонов христианской живописи, конечно, не могло понравиться ревностным служителям церкви, не понравилось оно и многочисленной публике. Критика дружно отмечала разрыв с классической традицией и сочла такую трактовку евангельского сюжета явно неприличной. Так как религиозные картины прерафаэлитов подверглись особенно жёсткой критике, то в конечном счёте живописцы-новаторы обратились к литературным сюжетам. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826—1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. X. Хант). Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Братство прерафаэлитов», просуществовавшее менее 10лет, стало одним из самых ярких событий в художественной жизни середины XIX в. Оно оказало огромное влияние на изобразительное искусство вплоть до середины XX столетия. *** Значительный вклад в создание образов романтического героя внёс русский портретист Орест Адамович Кипренский (1782—1836). Романтический портрет стал настоящим призванием художника. Что же особенно привлекало современников в его портретах, ведь в русской школе было немало корифеев портретной живописи? Чем так покорил зрителей талантливый мастер? На большинстве созданных Кипренским произведений лежит печать необычности, подчас загадочности. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Главное для него — передать томление героя по далёкому, порой несбыточному идеалу, воплотить внутренний разлад души, неудовлетворённость, трагическую надломленность, затаённую печаль и дух сомнения. Вот почему в галерее портретных образов значительное место занимают мечтатели, люди высоких и благородных стремлений, которым чужды обыденность и повседневность. Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е. В. Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Перед нами противоречивая личность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Художником удачно найдена гармония цветов: желтоватого тона лица, ярко- красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и чёрного лака сапог. Динамизм образу придаёт романтический пейзаж: Давыдов стоит возле дерева, сломанного ветром или поражённого молнией. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Эмоционально окрашенная атмосфера пейзажа явно контрастирует с небрежно спокойной позой героя. Кипренскому принадлежит серия карандашных портретов героев Отечественной войны 1812 г. Лёгкий и виртуозный карандаш художника отмечает в облике этих людей черты высокого интеллекта, готовность к подвигу и благородство души. С увлечением он рисует поколение победителей, героических «детей 1812 года» в военных мундирах, ополченских фуражках и походных плащах. Будучи современником А. С. Пушкина, Кипренский создал целую галерею образов, входящих в близкое окружение поэта: П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева. Ему принадлежит знаменитый портрет А. С. Пушкина — «питомца чистых муз», исполненный творческого порыва и вдохновения. Замечательны и женские портреты художника. Молодые дамы, запечатлённые на них, обаятельны, старушки — величаво спокойны и благородны. Портреты Е. Растопчиной и Е. Ав дул иной принадлежат к подлинным шедеврам Кипренского. * * * Художники романтизма привнесли иной взгляд на природу, в которой увидели не просто среду человеческого обитания, а Вселенную, маленькой частицей которой является человек. В то же время природа нередко противостоит человеку с его суетностью бытия и тщеславными желаниями. Излюбленный тип романтического пейзажа — затянутое тёмными тучами небо, сквозь которое пробивается лунный свет, или мрачное бушующее море, где все напоминает о неустойчивости человеческой жизни. Трагическое понимание зыбкости бытия передано в многочисленных сценах кораблекрушений и стихийных природных катаклизмов, грозящих человеку неотвратимыми катастрофами. Восприятие природы романтиками глубоко эмоционально, она живёт и дышит вместе с человеком. Для подобного отражения жизни природы у романтиков были свои излюбленные приёмы. Ощущение безграничности и безбрежности природы передано пейзажами, уходящими к горизонту. Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма — творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840). Он писал горные, морские и лесные пейзажи, давая почувствовать зрителю безграничность и беспре* дельность высей и далей. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой. Если он вводит в свои пейзажи человека, то создаётся впечатление, что человек заброшен сюда какими-то случайностями или превратностями судьбы. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины, сидящим на берегу моря или уходящим вдаль по лесной тропе. Находясь внутри природы и одновременно теснимый ею, он воспринимается как чуждый для неё элемент. Крошечные размеры человеческих фигур несопоставимы с грандиозными масштабами гор и лесов, безбрежностью морской глади или неба. Принципиально не подписывая и не датируя свои картины, художник лишний раз напоминал, что он является лишь соавтором вечной Природы. Главным выразителем эмоциональной нагрузки становится цвет, имеющий символическое значение. Он не создаёт иллюзии света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В соединении с романтической символикой (море, корабль, руины средневековых замков, сова, лунная ночь, закат солнца, тихое утро) картины Фридриха создают особое эмоциональное настроение. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Внизу — узкая полоска почти белого прибрежного песка, затем — чёрно-синего, свинцово-серого моря и затем — светлеющего в вышине мрачного неба. Линия горизонта уводит взгляд зрителя вдаль, в самую глубину картины, открывая беспредельность мироздания. На этом необычном фоне художник изображает маленькую фигурку монаха, оказавшегося один на один с величественной Природой. Одинокий монах-скиталец воплощает романтический идеал художника, раскрывает тему трагической затерянности человека в бесконечном пространстве. Русская пейзажная живопись первой половины XIX в. также развивалась в русле романтизма. Вольная стихия природы в ней выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Иван Константинович Айвазовский (1817—1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. Бели в молодости его больше интересовала безмятежная тишина моря, залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны, то позднее он обращается к образу могучей, разбушевавшейся стихии, предвещающей грандиозные катастрофы. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив её тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Смогут ли устоять люди? Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией? Трудно ответить на этот вопрос, но колористический строй картины, полный оптимизма, вселяет такую уверенность. Вопросы и задания 1. Определите главные эстетические принципы романтизма. В каких видах искусства они нашли наиболее яркое воплощение? Чем они привлекают лично вас? В чём вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения? Какими чертами характера должен обладать романтический герой? Каковы его взаимоотношения с Природой и окружающим обществом? Знакомы ли вам по произведениям искусства подобные персонажи? Расскажите о них подробнее. 2. Какие черты романтизма вы могли бы отметить в произведениях Э. Делакруа? Какие идеалы этого художественного направления ему удалось воплотить в своих произведениях? Каким настроением они проникнуты? Сопоставьте картины Делакруа с произведениями академической живописи. В чём выразилась новизна его живописной манеры? Как вы думаете, почему современники называли картину Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» «Марсельезой» французской живописи? Как в ней сочетаются историческая достоверность и аллегорический смысл? 3. Каков образный мир художника Гойи? Определите главную тему его полотна «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». За какие идеалы они погибают? С помощью каких художественных средств в ней утверждается гражданская позиция автора? 4. Что осуждали и какие ценности утверждали художники-прерафаэлиты? Какие проблемы современности они решали в своём творчестве, обращённом к далёкому прошлому (Античности и Средневековью)? 5. В чём оригинальность и необычность трактовки традиционного библейского сюжета Благовещения в картине Россетти? Сравните эту картину с известными вам произведениями на этот сюжет. Какова особенность религиозной живописи прерафаэлитов? В чём проявился её романтический характер? 6. Художник рубежа XIX—XX вв. К. Сомов писал о Кипренском как об «одном из лучших когда-либо существовавших портретистов». В его произведениях этого жанра он отмечал, «кроме необыкновенного сходства, колорит блестящий... рисунок правильный». Попробуйте доказать справедливость слов Сомова. Какими собственными характеристиками вы могли бы дополнить этот отзыв? 7*. Что представлял собой излюбленный тип романтического пейзажа? Какие произведения вы бы причислили к шедеврам пейзажной живописи? Почему?
Творческая мастерская 1. Познакомьтесь с одной из романтических поэм Дж. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда», «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Шильонский узник», «Манфред», «Дон Жуан» — по выбору). Напишите рецензию на одно из прочитанных произведений, акцентируя внимание на его принадлежности к романтизму. 2. Какие характерные черты романтических героев вы могли бы отметить в портретах поэтов В. А. Жуковского и А. С. Пушкина, выполненных О. А. Кипренским? Какие традиции русского портрета XVIII в. унаследовал О. А. Кипренский, а в чём выступил как подлинный новатор? 3. Познакомьтесь с «Дневником» Э. Делакруа — ценным историческим документом эпохи и выдающимся литературным произведением. Как в нём совмещены лирические описания, глубокий психоанализ, тонкое эссе и замечания профессионального живописца? Проиллюстрируйте свои наблюдения примерами. Какие высказывания художника вы захотели бы взять на заметку? Почему? 4. Отказавшись от фальшивой красивости академического искусства, прерафаэлиты утвердили свой идеал красоты. Какой именно и почему? Чем вы могли бы объяснить причину столь высокой популярности этих художников? 5. Картина Д. Э. Миллеса «Офелия» — одно из самых знаменитых программных произведений «Братства прерафаэлитов». Попробуйте доказать, что в нём нашла отражение их эстетическая программа. 6*. Познакомьтесь с творчеством английского поэта Джона Китса (1795—1821). Как вы думаете, что могло привлечь начинающие художников-прерафаэлитов в его стихотворениях? В чём выразилась общность их отношения к окружающему миру и искусству? Темы проектов, рефератов или сообщений «Историко-политические предпосылки возникновения ромаит ма»; «Философия и эстетика романтизма»; «Романтизм как мето( стилистическое направление в искусстве»; «Поэты-романтик «Природа и Человек в произведениях романтизма»; «Поиски новых абсолютных идеалов в искусстве романтизма»; «Неого- тический стиль архитектуры»; «Экзотика Востока в произведениях романтизма». «Герой романтической эпохи в портретной живописи»; «Слияние драмы и мечты в творчестве Э. Делакруа»; «Дух Античности и “восточные мотивы*’ в произведениях Э. Делакруа»; «История и современность в творчестве Э. Делакруа»; «Литературные реминисценции в творчестве Делакруа (Данте, Шекспир, Роберт Бёрнс, Вальтер Скотт, Байрон, Гёте)». «Художественные особенности портретного искусства Гойи»; «Критика человеческих заблуждений и пороков в произведениях Гойи»; «Семантика жестов и взглядов в картине Гойи “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”»; «Картина “Семья Карла IV” как образец парадного портрета»; «Образы детства в творчестве Гойи»; «Образы исторической эпохи на полотнах Гойи». «Эстетическая программа и творческий метод прерафаэлитов»; «Образ Христа в творчестве прерафаэлитов»; «Россетти — бунтарь, влюблённый в Данте»; «Что унаследовали прерафаэлиты у художников раннего Возрождения?»; «Мистический идеал красоты и его трагическое несоответствие жизни в творчестве прерафаэлитов». «Мир детства в творчестве О. А. Кипренского»; «Новаторство О. А. Кипренского в жанре портрета»; «История создания портрета А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского»; «Поэтичность и романтическая мечтательность героинь женских портретов О. А. Кипренского»; «Особенности жанра парного портрета в творчестве О. А. Кипренского»; «Галерея карандашных портретов героев Отечественной войны 1812 года». «Айвазовский — “моря пламенный поэт”».
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
| |
Просмотров: 12733 | Загрузок: 121 | |