Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
[ Скачать с сервера (3.66 Mb) ] | 31.01.2016, 14:10 |
Художественная культура классицизма и рококо Эстетика классицизма Новый художественный стиль — классицизм (лат. classicus — образцовый) — следовал классическим достижениям Античности и гуманистическим идеалам Возрождения. Ориентация классицизма на Античность, ставшую его культурной прародиной, определила содержание решаемых им художественных проблем. Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим источником тем и сюжетов. Почти обязательными были обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей. В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы, которой должно подражать искусство. Так, Д. Дидро призывал «изучать Античность, чтобы научиться видеть Природу». Философии Нового времени особенно созвучна была идея республиканской формы правления, успешно проявившая себя в истории Древнего Рима. Развивая идеалы эпохи Возрождения, искусство классицизма стремилось отражать идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государства. Конечной целью всех общественных преобразований для просветителей было построение более совершенного общества, основанного на гуманном отношении к человеку, признании его равноправия. В отличие от Ренессанса, где идеалу свободной личности соответствовали лишь избранные, теперь каждый человек мог достичь высокого общественного статуса. Вместе с тем, следуя идеалам Античности и Возрождения, классицизм сумел выработать собственную эстетическую программу, определившую характер этого стиля. Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль. В творческом методе классицизма, независимо от вида искусства, были заложены стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте, к объективному отражению окружающего мира, соблюдение правильности и порядка, подчинение частного главному. Классицизм формировал представления о высоком эстетическом вкусе, призывал к сдержанности и спокойствию в проявлении чувств, ориентировал на рационализм и логичность в поступках. В зависимости от возможности того или иного вида искусства решать поставленные перед ним задачи определялась его социальная и художественная значимость. Каждому из видов искусства были присущи свои особенные черты. Основой архитектурного языка классицизма становится ордер, гораздо более близкий по формам и пропорциям к зодчеству Античности. Произведения архитектуры отличают строгая организованность — соразмерность и уравновешенность объёмов, геометрическая правильность линий, регулярность планировки. Чёткая разграниченность планов, строгость рисунка, тщательно выполненная светотеневая моделировка объёма характерны для живописи. Особую роль в решении просветительской задачи играли литература и в особенности театр, ставший самым массовым видом искусства этого времени. В целостную стилевую систему классицизм сложился во Франции в эпоху могущественного короля Людовика XIV (годы правления 1643—1715). Именно здесь была выработана некая идеальная модель, позволившая стать основой творчества не только в собственной культуре, но и завоевать художественное пространство других европейских стран. Французскому образцу в этот период подражали в Испании, Германии и в странах Восточной Европы. Даже Англия вынуждена была признать авторитет французской культуры. Особый вариант стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII — начале XIX в. Своё проявление он нашёл прежде всего в архитектуре, а также в скульптуре и живописи. Распространение классицизма было поистине всеобщим; влияние этого, пожалуй, самого интернационального стиля чувствовалось даже в странах Северной и Южной Америки. За долгие годы существования не раз менялась идеологическая ориентация классицизма. Если вначале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классицизма, оно служило крайне противоречивым идеалам борьбы против тирании, за утверждение гражданских прав личности, созвучных Великой французской революции. На последней стадии своего развития классицизм активно выражал идеалы наполеоновской империи. Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (фр. еmрiге — импери). Рококо и сентиментализм В XVIII в. западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражавших общую картину смешения и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма. Как же в этой непростой ситуации «уживались» классицизм и господствовавшие более полувека идеалы барокко? Как уже отмечалось, классицизм был первым чётко оформившимся направлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила художественного творчества. Искусство барокко, в большей степени опиравшееся на интуицию, чем на рациональное начало, такой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко, смело отверг его главный девиз: «Кто не нарушает правил, тот не поэт». Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу отношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму и рококо. В 20-е гг. XVIII в. во Франции сложился новый стиль искусства — рококо (фр. rocaille — раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля — пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины. Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы. Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х гг., но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия. Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции. Отражавшее идеалы и настроения высших слоёв французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков. Главная цель искусства рококо — доставлять чувственное наслаждение {гедонизм). Искусство должно было нравиться, трогать и развлекать, превращая жизнь в утончённый маскарад и «сады любви». Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства. Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства можно признать следующие: грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике; Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели). Позднее стиль рококо был «реабилитирован» романтиками, ему отдали должное импрессионисты, он послужил эталоном для выработки концепции творческих объединений художников «искусства для искусства». Например, в эпоху модерна в России к рококо обратили свои взоры художники «Мира искусства». Новым заметным явлением художественной культуры стал сентиментализм (фр. sentiment — чувство). В мировоззренческом плане он, как и классицизм, опирался на идеи просветительства, но высвечивал иные его грани. Важное место в эстетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название). Чувства, в свою очередь, воспринимались как проявление природного начала в человеке, его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой. Достижения цивилизации с множеством соблазнов, развращавших душу «естественного человека», приобретали явно враждебный характер. Своеобразным идеалом сентиментализма стал образ сельского жителя, следовавшего законам первозданной природы и живущего в абсолютной гармонии с ней. Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж. Ж. Руссо, провозгласившего культ естественных, природных чувств и потребностей человека, простоты и сердечности. Его идеалом был чувствительный, сентиментальный мечтатель, одержимый идеями гуманизма, «естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией. Главную задачу искусства Руссо видел в том, чтобы учить людей добродетели, звать их к лучшей жизни. Главный пафос его произведений составляет восхваление человеческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрассудками. Сентиментализм не обладал всей полнотой большого стиля. Ему были неподвластны отдельные виды искусства (например, архитектура), весьма ограничены были его возможности и в отдельных жанрах (например, в исторической живописи). В связи с этим правомернее всего рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, действовавших в рамках классицизма. Но если рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сентиментализм подчёркивает внутреннюю, духовную сторону бытия человека. В России наиболее яркое воплощение сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского. Немало общего между сентиментализмом и предромантизмом, общим для которых является изображение конфликта «естественного человека» с общественными и природными стихиями, с мрачными бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых было заложено во всей культуре XVIII в.
Вопросы и задания 1. Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко? 2. Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться? 3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве? 4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия эмоционального воздействия на человека этих стилей? 5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?
Творческая мастерская Заполните таблицу, отразив в ней характерные черты стилей классицизм, рококо и сентиментализм (см. презентацию).
Темы проектов, рефератов или сообщений «Роль Франции в развитии европейской художественной культуры»; «Человек, Природа, Общество в эстетической программе классицизма»; «Образцы Античности и Возрождения в искусстве классицизма»; «Кризис идеалов барокко и искусство классицизма»; «Рококо и сентиментализм — сопутствующие стили и течения классицизма»; «Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др.)»; «Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма»; «Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма»; «Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».
Книги для дополнительного чтения Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001. Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб., 2007. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980. Искусство XVIII века / под ред. А. М. Кантора. М., 1977. (Малая история искусств). Карев А. А. Искусство XVIII в. в России. М., 2004. Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972. Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996. Пинский Л.М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. М., 2002.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
| |
Просмотров: 16570 | Загрузок: 259 | |