Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
[ Скачать с сервера (655.1 Kb) ] | 13.12.2015, 15:40 |
Художественная культура барокко Изменение мировосприятия в эпоху барокко XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст, «исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней». Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):
Так много новостей за двадцать лет И в сфере звёзд, и в облике планет, На атомы Вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Всё стало относительным для нас. Перевод О. Румера Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени. Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли, Арена всех скорбей, превратностей поток, Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк, Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле. А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук. Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и телескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в головокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие... Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданными метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он измерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секундами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости временного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия. Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жизни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнениями и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:
Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том, Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом?.. Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет, Не вера, не любовь, не призрак, не предмет, Не зло и не добро, не в малом он, не в многом, Он даже и не то, что именуют Богом, Не чувство он, не мысль, не звук, а только то, О чём из всех из нас не ведает никто. А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга
В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё отчетливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, обращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с мученичеством и страданиями. Реальная жизнь воспринималась как сплошной обман, кошмарный сон, «суета сует». («Жизнь — есть сон» — так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.) Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.
Эстетика барокко Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних основ жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породили новые эстетические принципы искусства барокко — нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир. Жаргонное словечко barocco (причудливый, странный, вычурный), которым португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Возможно, эта излишняя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко. Одни видели в нём «стилевое направление» в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко «извращённостью», «незнанием правил», проявлением «дурного вкуса», противоречащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Третьи, напротив, отмечали грандиозность, пластичность, стремление к красоте и воспринимали его как логичное продолжение традиций Возрождения. Некоторые исследователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь со средневековым искусством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстатических религиозных чувств. Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко — большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой художественной культуры. В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач искусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумление. Вот как об этом писал английский поэт А. Поуп (1688— 1744):
Лишь там, где полускрыта красота, Достигнута искусства полнота. Цель мастера — контрастами играть, Скрывать границы, взоры удивлять. Перевод С. Антонова
Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведениях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот событий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаянием, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратности судьбы, его героические поступки находятся на грани трагедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удивительно точно выражено одним из героев У. Шекспира: Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем. Перевод Т. Щепкиной-Куперник Человека, одержимого желанием выявить и понять главные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь констатация её сложности и противоречивости. Вот почему в произведениях барокко, с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой — стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для произведений барокко характерны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоциональный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромождение причудливых деталей, использование неожиданных метафор. Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как искусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продолжало ренессансные традиции. Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновременно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Применительно к искусству термин «барокко» впервые был использован в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII в. В России отдельные черты барокко проявились во второй половине XVII в., а его расцвет приходится на середину XVIII столетия. В большей мере влияние барокко испытала русская литература XVII в. (например, поэтическое творчество Симеона Полоцкого (1629—1680), в гораздо меньшей — архитектура и живопись).
Вопросы и задания 1. Каким образом стиль барокко, проявившийся во многих видах искусства, отражал изменения в мировосприятии человека этого времени? Как на него повлияли научные открытия в области астрономии, географии? Какое подтверждение в искусстве барокко получили взаимоотношения человека с Богом, новые представления о времени и пространстве? Есть ли что-то общее в мироощущении человека эпохи барокко и нашего времени? 2. Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи? Только ли удивить и восхитить зрителей призвано было искусство барокко? Справедливо ли мнение о барокко как «искусстве избыточности» (П. Валери) 3. Французский драматург Эдмон Ростан (1868—1918 ) вложил в уста одного из персонажей своей знамнитой пьесы «Сирано де Бержерак» такие слова: Наш век семнадцатый — вершина всех вершин, У нас во всем расцвет — в искусствах и в науках. Как и чем вы могли бы мотивировать или опровергнуть данное суждение литературного героя?
Творческая мастерская 1. Как вы думаете, в чём выразился кризис идеалов эпохи Возрождения и каковы его главные причины? Насколько справедлива существующая точка зрения, что основы стиля барокко были заложены в эпоху Ренессанса? Какие основания были у некоторых исследователей для утверждений о существующей связи между барокко, античным эллинизмом и средневековым искусством? Сравните известные вам произведения этих эпох, попробуйте объяснить их сходство или различие. 2. Какое художественное развитие в эпоху барокко получила концепция «весь мир — театр»? Насколько созвучно искусство барокко творчеству английского драматурга Шекспира? 3. Испанское барокко XVII в. считают «золотым веком» в развитии культуры этой страны, а Веласкеса (1599—1660) — её гением. Познакомьтесь самостоятельно с произведениями Веласкеса. Попробуйте в них отметить характерные черты, присущие искусству барокко.
Темы проектов, рефератов или сообщений «Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концепция и художественные особенности стиля барокко»; «Человек и новая картина мира в произведениях искусства XVII века»; «Искусство барокко — поиск единства в противоречиях жизни»; «Эстетические принципы барокко»; «Барокко и эллинизм»; «Искусство барокко и Средневековья: их общность и различия»; «Кризис идеалов Возрождения и искусство барокко»; «Взаимопроникновение и обогащение стилей в искусстве XVII—XVIII вв.»; «Влияние стиля барокко на русское искусство XVII в.».
Книги для дополнительного чтения Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII—XVIII веков. М., 1988. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008. Гёте И. В. Простое подражание природе, манера, стиль. (Любое издание). Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. II. М., 1990. Европейская поэзия XVII века. М., 1977. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века. Голландия, Франция, Англия, Германия / под ред. Е. И. Ротенберга и М. И. Свидерской. М., 1995. Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. М., 1981. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко. М., 1991.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
| |
Просмотров: 11870 | Загрузок: 371 | |