Главная » Файлы » Искусство (II часть)

Художественная культура барокко
[ Скачать с сервера (655.1 Kb) ] 13.12.2015, 15:40

                                              Художественная культура барокко

Изменение мировосприятия в эпоху барокко

XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило кру­шение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеоло­гии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С од­ной стороны, происходит революционный переворот в естество­знании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, песси­мистические взгляды на общество и человека, развиваются ир­рационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её тра­гических противоречий. Прежняя вера уступает место скеп­сису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомне­ние относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно за­печатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

 

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

                                    Перевод О. Румера

Прежде всего относительными стали представления о чело­веке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно ма­ленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, спо­собной управлять природой. Великий французский учёный, ре­лигиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драмати­ческие конфликты своего времени.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

                         А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способст­вовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о ми­ре как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно кон­цепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Все­ленной, а также сформулированные И. Кеплером законы дви­жения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и те­лескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в голо­вокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие... Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданны­ми метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он из­мерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секун­дами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости времен­ного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.

Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жиз­ни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнения­ми и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:

 

Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,

Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом?..

Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,

Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,

Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,

Он даже и не то, что именуют Богом,

Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,

О чём из всех из нас не ведает никто.

                               А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга

 

В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё от­четливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, об­ращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с муче­ничеством и страданиями. Реальная жизнь восп­ринималась как сплошной обман, кошмарный сон, «суета сует». («Жизнь — есть сон» — так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.)

Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.

 

Эстетика барокко

Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних ос­нов жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породи­ли новые эстетические принципы искусства барокко — нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.

Жаргонное словечко barocco (причудливый, странный, вы­чурный), которым португальские моряки обозначали бракован­ные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Возможно, эта излиш­няя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко. Одни видели в нём «стилевое направление» в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко «извращённо­стью», «незнанием правил», проявлением «дурного вкуса», про­тиворечащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Третьи, напротив, отмечали грандиозность, плас­тичность, стремление к красоте и воспринимали его как логич­ное продолжение традиций Возрождения. Некоторые иссле­дователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь со средневековым искус­ством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстати­ческих религиозных чувств. Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко — большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой худо­жественной культуры.

В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач ис­кусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумле­ние. Вот как об этом писал английский поэт А. Поуп (1688— 1744):

 

Лишь там, где полускрыта красота,

Достигнута искусства полнота.

Цель мастера — контрастами играть,

Скрывать границы, взоры удивлять.

                             Перевод С. Антонова

 

Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведени­ях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот собы­тий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаяни­ем, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратнос­ти судьбы, его героические поступки находятся на грани тра­гедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности чело­веческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удиви­тельно точно выражено одним из героев У. Шекспира:

Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,

Неистово шумящий на подмостках

И через час забытый всеми; сказка

В устах глупца, богатая словами

И звоном фраз, но нищая значеньем.

              Перевод Т. Щепкиной-Куперник

Человека, одержимого желанием выявить и понять глав­ные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь конс­татация её сложности и противоречивости. Вот почему в произ­ведениях барокко, с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой — стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся му­чения и страдания человека, мистические аллегории, соотноше­ние добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для произведений барокко харак­терны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоцио­нальный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромож­дение причудливых деталей, использование неожиданных мета­фор.

Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как ис­кусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продол­жало ренессансные традиции.

Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновре­менно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Приме­нительно к искусству термин «барокко» впервые был использо­ван в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII в.

В России отдельные черты барокко проявились во второй по­ловине XVII в., а его расцвет приходится на середину XVIII сто­летия. В большей мере влияние барокко испытала русская ли­тература XVII в. (например, поэтическое творчество Симео­на Полоцкого (1629—1680), в гораздо меньшей — архитектура и живопись).

 

Вопросы и задания

1. Каким образом стиль барокко, проявившийся во многих видах искус­ства, отражал изменения в мировосприятии человека этого времени? Как на него повлияли научные открытия в области астрономии, географии? Какое подтверждение в искусстве барокко получили взаимоотношения человека с Богом, новые представления о време­ни и пространстве? Есть ли что-то об­щее в мироощущении человека эпохи барокко и нашего времени?

2. Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных противоре­чий и трагических конфликтов эпохи? Только ли удивить и восхитить зрите­лей призвано было искусство барок­ко? Справедливо ли мнение о барокко как «искусстве избыточности»                       (П. Валери)

3. Французский драматург Эдмон Ростан (1868—1918 ) вложил в уста одного из персонажей своей знам­нитой пьесы «Сирано де Бержерак» такие слова:

Наш век семнадцатый — вершина всех вершин,

У нас во всем расцвет — в искусствах и в науках.

Как и чем вы могли бы мотивировать или опровергнуть данное суждение литературного героя?

 

Творческая мастерская

1. Как вы думаете, в чём выразился кри­зис идеалов эпохи Возрождения и каковы его главные причины? Насколько справедлива существующая точка зрения, что основы сти­ля барокко были заложены в эпоху Ренессан­са? Какие основания были у некоторых иссле­дователей для утверждений о существующей связи между барокко, античным эллинизмом и средневековым искусством? Сравните из­вестные вам произведения этих эпох, попро­буйте объяснить их сходство или различие.

2. Какое художественное развитие в эпо­ху барокко получила концепция «весь мир — театр»? Насколько созвучно искусство ба­рокко творчеству английского драматурга Шекспира?

3. Испанское барокко XVII в. считают «золотым веком» в развитии культуры этой страны, а Веласкеса (1599—1660) — её гени­ем. Познакомьтесь самостоятельно с произ­ведениями Веласкеса. Попробуйте в них от­метить характерные черты, присущие ис­кусству барокко.

           

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концеп­ция и художественные особенности стиля барокко»; «Человек и новая картина мира в произведениях искусства XVII века»; «Искусство ба­рокко — поиск единства в противоречиях жизни»; «Эстетические принципы барокко»; «Барокко и эллинизм»; «Искусство барокко и Средневековья: их общность и различия»; «Кризис идеалов Возрожде­ния и искусство барокко»; «Взаимопроникновение и обогащение сти­лей в искусстве XVII—XVIII вв.»; «Влияние стиля барокко на русское искусство XVII в.».

 

Книги для дополнительного чтения

Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII—XVIII ве­ков. М., 1988.

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Рос­сия семнадцатого столетия. М., 2008.

Гёте И. В. Простое подражание природе, манера, стиль. (Любое издание).

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. II. М., 1990.

Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до на­чала 20 века. Искусство 17 века. Голландия, Франция, Англия, Германия / под ред. Е. И. Ротенберга и М. И. Свидерской. М., 1995.

Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.

Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. М., 1981.

Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко. М., 1991.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

Категория: Искусство (II часть) | Добавил: time
Просмотров: 11870 | Загрузок: 371 | Рейтинг: 5.0/1