Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
[ Скачать с сервера (5.15 Mb) ] | 20.12.2015, 21:13 |
Изобразительное искусство барокко В изобразительном искусстве барокко, так же как и в архитектуре, преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные и мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров дворцов. Живопись барокко. Творчество Рубенса Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов. Перед зрителем представали разверзшиеся небеса, стремительно несущиеся в разные стороны группы людей и ангелов, обрамлённые причудливыми очертаниями пышных архитектурных форм. Небо и земля, свет и мрак, силы ада и рая — всё переплеталось в этих аллегорических композициях, вовлекая зрителей в неукротимое движение и бурное кипение страстей. Монументальная живопись барокко расширяла границы реального пространства, подчёркивала идею беспредельности мира. Она всё больше напоминала мистическое или театральное действие. Главные её темы — торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви. К выдающимся художникам барокко можно отнести фламандского мастера Питера Пауэла Рубенса (1577—1640), принадлежавшего к числу «универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни» (М. В. Алпатов). При упоминании имени Рубенса приходят на память пышные фламандские красавицы с золотистыми волосами, сцены охоты и битв, вакханалии, великолепные пейзажи с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопадами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей... В каждом своём произведении Рубенс не только передавал сходство с натурой, но и наделял полотно жизненной силой, энергией, доставлял радость зрителю. Он умел наполнять интенсивной, бьющей через край жизнью всё, к чему прикасалась его кисть. Не случайно художник Эжен Делакруа называл его «Гомером живописи», а Карл Брюллов находил в его картинах «роскошный пир для очей ». Рубенса часто называют крупнейшим мастером торжествующего барокко. Это верно, так как в своём творчестве он унаследовал и развил многие традиции этого художественного стиля. Ощущение бесконечности мира, неукротимо го всеобщего движения, столкновение стихийных сил и накал человеческих страстей — вот что характерно для многих полотен художника. Многофигурные асимметричные композиции, представленные в сложных диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями. Картины Рубенса отличают свободное построение композиции, объёмная пластика форм, сильные цветовые эффекты, тончайшая игра красочных оттенков. Они полны напряжённой динамики, буквально светятся сочными, яркими красками, которые художник накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Для него было характерно письмо длинными волнистыми мазками. Так, вьющуюся прядь волос он мог написать одним движением кисти. Вот почему грузные тела в его композициях воспринимаются лёгкими, исполненными изящества и грации. Полотна Рубенса, отвечавшие вкусам монархов, великолепно вписывались в роскошное убранство прославленных дворцов Лондона, Парижа и Антверпена. Но его картины нельзя рассматривать только как декорации парадных залов, дворцов и музеев. Это подлинные шедевры, в которых органично сочетаются лучшие традиции нидерландских мастеров живописи, ощущается собственный почерк талантливого мастера. Рубенса часто называют счастливым и блистательным художником. И это верно. В 23 года он получил от гильдии Святого Луки звание художника и отправился совершенствовать своё мастерство в Италию. Посмотрите на его замечательный «Автопортрет с Изабеллой Брант», и вы поймёте, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчёркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой Изабеллой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. Выразительные глаза супругов обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склонённые друг к другу фигуры, красноречивый жест соединённых рук символизируют внутреннее согласие и любовь. Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника. Рубенс, как уже отмечалось, никогда не замыкался в рамках одного жанра живописи. Он писал многочисленные картины-аллегории, посвящённые важ нейшим проблемам современной жизни, обращался к древним античным мифам, наполняя их содержание глубоким символическим смыслом. В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибела, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибелы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды, шумно вырывающейся из огромной урны. Зыбкий союз Земли и Воды не случайно является центром композиции, отражающей надежду Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные и Южные провинции Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем. Рубенса всегда вдохновляла античная мифология, в ней он находил радость жизни, единение человека с природой, яркие мужественные образы. Пирующие боги и силены, вакханки и нимфы, сатиры и пастушки, живущие в мире страстей и желаний, становятся главным объектом изображения. В «вакханалиях жизни» Рубенс передаёт своё восхищение человеческой красотой, умеющей и в мире стихийных чувств сохранить свою глубокую чистоту и праздничное мироощущение. Немало прекрасных полотен создано Рубенсом на темы Священного Писания. Одно из лучших его произведений — алтарная картина «Снятие с креста», блестяще описанная французским писателем, художником и искусствоведом Э. Фро- мантеном в книге «Старые мастера» (1820—1876): «Сцена — значительна и сурова... здесь страдание представлено благородное и величаво-тихое. Тут всё сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. Ни искривлённых тел, ни криков, ни мук, ни лишних слёз. Быть может, только Богоматерь не сдержала рыдания. Непомерная скорбь её выражена неутешным жестом, заплаканным лицом и красными глазами. Христос — одна из наиболее прекрасных фигур... В нём неуловимо гибкое, утончённое изящество, передающее мягкость тела и изысканность, свойственную прекрасному академическому этюду. Чувство меры — тонко. Вкус — совершенен. Рисунок не уступает по силе чувства. Обратите особенное внимание на то... как осторожно его поддерживают, как бессильно изогнуто оно, покрытое длинным саваном, с какой любовью и тоской принимают его к себе на руки женщины. Есть ли что-нибудь более трогательное?.. Это картина с темноватым фоном, на котором положены широкие, сильные, совершенно не оттенённые световые пятна. Колорит не очень богат. Он напряжён, выдержан, точно рассчитан на впечатление издали... Он слагается из тёмно-зелёного, почти чёрного цвета, из абсолютно чёрного, из немного глухого красного и из белого. Эти четыре цвета положены один возле другого так же свободно, как могут быть положены четыре краски такой силы... всё это поразительно по размаху и строгости ». В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это в свою очередь поднимало его престиж в обществе и открывало ему путь к свободному творчеству. В заказах не было недос татка, число поклонников его таланта постоянно росло. Заказчиками художника были французская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы... Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были знаменитые Антонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб Йордане (1593—1678) и Франс Снейдерс (1579—1657). Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шёл в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на определённых элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и ещё столько же совместно с учениками — невероятная цифра для выдающегося мастера, прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к сказанному — оценка Делакруа: «Рубенс — Бог!» Рубенс был не только художником, но и блестяще образованным человеком. Разносторонний учёный, знаток и коллекционер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издавший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни. В 1630 г. после удачной дипломатической миссии английский король Карл I пожаловал художника в рыцари, подарил ему свою шпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами... Один из влиятельных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столько талантов, что его умение рисовать следует отнести к самому последнему». Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини Как и живопись, скульптура барокко подчинялась общему декоративному оформлению фасадов и интерьеров зданий. Она отличалась подчёркнутой экспрессивностью форм, её излюбленными мотивами стали спираль, гнутые и витые формы, закруглённые грани, возможность рассмотрения их с разных точек зрения. Идеальные скульптурные образы сочетали в себе бурную динамику выражения чувств, реальность с фантазией, искусственные материалы с природными. Добиваясь впечатления невесомости фигур, скульпторы, казалось, стремились преодолеть тяжесть мрамора или бронзы. Одним из лучших мастеров скульптуры барокко был Лоренцо Бернини, которому удалось и в этом виде искусства сделать немало художественных открытий. Определяя главные особенности изобразительного искусства барокко и скульптурного творчества Бернини, искусствовед Н. А. Дмитриева отмечала: «Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Не живопись стремится быть скульптурной, как в искусстве Возрождения, а скульптура хочет быть живописной... Немудрено писать красками воздушные облака или пушистый мех и лёгкое кружево, а вот превратить мрамор в облака и мех — это триумф художника, для которого нет ничего невозможного». Действительно, Лоренцо Бернини умел подчинять своей творческой фантазии твёрдый камень, превращая его в послушный и податливый материал. Он говорил: «...Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью...» Он мог вручную шлифовать камень по пять—семь часов в день «без единой передышки». Такого напряжения и самоотверженности в работе не выносили даже его молодые ученики-помощники. Тщательно обрабатывая белый или цветной мрамор и бронзу, он добивался удивительных световых эффектов, имитировал блеск и мягкость кожи, фактуру ткани. Но главной заслугой скульптора было мастерское воспроизведение тончайших движений человеческой души, в этом искусстве ему не было равных. В интерьерах соборов и капелл, оформляя ансамбли площадей, он создавал непревзойдённые по красоте и изяществу композиции. Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала скульптурная композиция «Экстаз Святой Те резы» для римской церкви Санта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой: «В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным остриём; мне показалось, что он вонзил её несколько раз в моё сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно». Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, поэтому скульптурная группа была задумана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Нереальность происходящего подчёркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Её веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в её болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создаётся впечатления неестественности в проявлении чувств. Композиция помещена в глубокой нише, обрамлённой цветным мрамором. На рельефах боковых стен Бернини запечатлел заказчиков. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь жёлтое стекло окна собора. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удаётся представить их парящими в облаках. Глядя на это произведение, кажется, что Бернини сознательно не даёт здесь проявиться природе камня: мрамор воспринимается лишённым тяжести и веса. Твёрдый камень пластичен и податлив, он передаёт то воздушность облаков, то бархатистую нежность кожи, то гладкость ткани. В фигурах он отполирован с особой тщательностью: бурно извиваются складки одеяния, сливающиеся с клубящимися облаками. Складки драпировок настолько глубоко прорезаны, что эта вспененная поверхность разрушает цельность объёма композиции. Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск». К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил Рим. Самые известные из них — фонтан Тритона и фонтан Четырёх рек — блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.
Вопросы и задания Почему изобразительное искусство барокко тяготело к декоративно-монументальной живописи, каковы его характерные черты? Чем можно объяснить особый интерес художников к аллегорическим сюжетам на мифологическую или библейскую тематику? На примере известных вам произведений попробуйте показать их принадлежность к стилю барокко.
Творческая мастерская Фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана, произведения позднего Тициана и огромные диагональные композиции Тинторетто, созданные в эпоху позднего Возрождения, часто рассматривают как предвосхищение стиля барокко в живописи. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Темы проектов, рефератов или сообщений «Изобразительное искусство барокко»; «Монументальная живопись итальянских и французских мастеров»; «Особенности парадного портрета барокко»; «Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко»; «Портретное искусство Питера Рубенса»; «Творчество Антониса Ван Дейка»; «Живописные шедевры Якоба Йорданса»; «Натюрморты Франса Снейдерса»; «Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев»; «Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини»; «Роль художественной детали в скульптурных произведениях Лоренцо Бернини».
Книги для дополнительного чтения Авермат Р. Рубенс. М., 1995. АркинД. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М., 2000. Варшавская М. Л. Питер Пауль Рубенс. М., 1958. Грицай Н. Фламандская живопись XVII века. Л., 1990. Живопись барокко. Глубины души в беспредельности мира. М., 2002. Лебедянский М. С. Портреты Рубенса. М., 1991. Локтев В. И. Барокко: от Микеланджело до Гварнини. М., 2004. Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3. Морозова С. В. Якоб Йордане. М., 1974. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. Уэджвуд К. В. Мир Рубенса. М., 1998.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
| |
Просмотров: 11081 | Загрузок: 79 | |