Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
[ Скачать с сервера (9.54 Mb) ] | 17.10.2015, 23:59 |
Искусство Северного Возрождения Под термином «Северное Возрождение» принято понимать художественную культуру европейских стран, расположенных к северу от Италии, главным образом Нидерландов, Германии, Франции и Англии. Использование этого термина очень условно, так как в каждой из этих стран Возрождение имело разные временные рамки и особый национальный характер. Развиваясь под определенным воздействием итальянской ренессансной культуры, оно в прямом смысле не возрождало античное наследие прошлого, а продолжало опираться на средневековые традиции готического искусства. Как и в Италии, главным содержанием художественной культуры здесь были идеи гуманизма, прославляющие физическую и духовную красоту Человека. Средоточием этой культуры стали крупнейшие города стран Северной Европы. Выдающийся философ А. Ф. Лосев справедливо отмечал: «Ренессанс есть... период восходящей социально-политической роли города. Именно здесь образовалась почва для крупного, сильного и независимого человека...» Художественные открытия Северного Возрождения имели огромное значение для развития европейской культуры. Интерес к ним не ослабевает и в наши дни.
Ренессанс в архитектуре Северной Европы Архитектура Возрождения пришла в Северную Европу в начале XVI в., почти на 100 лет позже, чем в Италию. Одним из крупнейших центров новой архитектурной застройки стала Франция, в полной мере ощутившая влияние итальянского Возрождения. Характерную особенность ее архитектуры составило сочетание готических и ренессансных приемов. Французское Возрождение справедливо связывают с долиной реки Луары — местом грандиозного строительства дворцов и замков для короля и высшей знати. Наиболее значительные среди них — замок-дворец в Амбуазе, замок в Блуа, романтический охотничий замок Шамбор для французского короля Франциска I (1494—1547). На долгие годы (с 1160 по 1870 г.) загородной резиденцией французских королей стал замок Фонтенбло — подлинный шедевр раннего Возрождения. Величественный ансамбль был возведен среди обширных лесов Иль-де-Франс, излюбленного места охоты, вблизи «прекрасного источника» (Fontaine-Bell-Eau). Строившийся на протяжении столетий на месте более раннего дворца-крепости и постоянно менявший свой облик, он отвечал самым изысканным требованиям высшей знати и быстро менявшимся вкусам эпохи. В его создании принимали участие знаменитые зодчие, скульпторы, живописцы и мастера садово-паркового искусства. Главное очарование замка составляют многообразие архитектурных решений, сочетание элементов готики и классической ордерной системы, отсутствие регулярной планировки. В нем более чем где-либо ощущается дыхание исторического прошлого. Наполеон Бонапарт, также предпочитавший жить именно здесь, называл его «домом столетий, истинным жилищем королей». По распоряжению Франциска I в 1528 г. архитектор Жиль Лебретон реконструировал средневековые постройки и возвел новые корпуса. Главный фасад выходил на парадный двор Белой лошади, названный так по стоявшей в центре скульптуре. Новый замок, сохранивший асимметрию плана, в то же время обрел гармоничную пропорциональность, стройность и элегантность. Крутые подъемы крыш, высокие каминные трубы, чердачные окна придавали замку особую живописность. Дворцовые помещения сгруппировали вокруг трех главных внутренних дворов (Овального, Белой лошади и Фонтанного), куда были выведены оригинальные подковообразные наружные лестничные площадки. Роскошную отделку парадных залов резными панелями, декоративными фризами, фресками, рельефами осуществляли приглашенные к королевскому двору итальянские мастера-маньеристы Джованни Россо (1494—1540) и Франческо Приматиччо (ок. 1504—1570), положившие начало французской школе Фонтенбло. Выдающимся творением Россо стала галерея Франциска I — длинный коридор, перекрытый кессонированным потолком и облицованный панелями из орехового дерева с множеством золоченых элементов. Между окон, которые первоначально освещали галерею с двух сторон, были размещены фрески на мифологические и аллегорические сюжеты, прославляющие добродетели короля. Знаменитая галерея была первой в числе подобных, ее пример позднее широко использовался не только во Франции, но и в других странах мира. Подлинным украшением Фонтенбло стал садово-парковый комплекс площадью около 100 га, созданный известным ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Иным путем в архитектуре пошли Нидерланды и Германия, где итальянское Возрождение сказалось меньше. Здесь возводились преимущественно общественные сооружения: дома цеховых ремесленников, биржи, рынки и ратуши. Нидерланды — классическая страна ратуш, которые в те времена являлись местом собраний городского совета. В них размещались парадный зал для официальных церемоний, муниципальная канцелярия, архив, казначейство и городской суд. Крупнейшим зданием, построенным в традициях Северного Возрождения, стала знаменитая ратуша в Антверпене. Очень большая по размерам, она занимает одну из сторон главной площади города. Здание ратуши четко разделено на три этажа. Стены первого из них оформлены арками, два последующих — большими прямоугольными окнами, в узких простенках которых расположены пилястры классических ордеров. Массивная кровля, отступающая от стен, как будто парит над всем зданием, которое венчает высокий фронтон с двумя обелисками по бокам. Строительство ратуши оказало сильное влияние на сооружения подобного типа в других городах Северной Европы. Ратуша на главной площади Брюсселя представляет собой иной тип гражданской постройки. Три очень высоких ее этажа увенчаны еще более крутой кровлей с четырьмя ярусами окон и мощными пинаклями по углам. В центральной части кровли расположена башня, высота которой составляет 96 м. Это грандиозное сооружение возводили в течение нескольких десятилетий, за это время несколько раз менялись замыслы создателей ратуши. Нижнюю часть фасада украшает декоративная арочная галерея. Два верхних этажа ратуши изобилуют скульптурными украшениями, которые воспринимаются как сплошной лепной декор. Самое высокое здание Брюсселя величественно и горделиво взирало сверху на церкви и узенькие улочки города. Сооружение ратуши окончательно завершило формирование центра города. До сих пор это грандиозное здание является своеобразной визитной карточкой Брюсселя. К гражданским постройкам Германии и Нидерландов принадлежали дома цеховых ремесленников и бюргеров. Городской бюргерский дом в Германии становится основным элементом нового архитектурного комплекса. Высокая крыша с несколькими этажами — признак богатства и достатка владельца дома. В его первом этаже чаще всего размещались мастерские, во втором — жилые комнаты, а третий служил складом для товаров. Создателей домов особенно интересовал внешний облик здания. Его фасад отличался особой нарядностью и выразительностью декоративной отделки. Угловые выступы и башни, фронтоны и карнизы, затейливое обрамление окон, многоцветие стен — все придавало домам парадный и привлекательный вид. Живопись нидерландских и немецких мастеров Новая художественная культура Нидерландов и Германии наиболее ярко проявилась в живописи. Поворот в ее становлении и развитии связывают с деятельностью братьев Хуберта (ок. 1370—1426) и Яна ван Эйков (ок. 1390—1441) — основоположников нидерландской школы живописи. Им принадлежат наиболее смелые открытия в усовершенствовании технологии масляной живописи. Известно, что в Средние века в краски растительного и минерального происхождения в качестве связующего вещества добавляли яйцо. Но эти краски, так называемая темпера, очень быстро сохли, а поэтому невозможно было достичь мягких переходов и взаимопроникновения цветовых оттенков. Заменив яйцо маслом, братья ван Эйки получили возможность работать медленно, тщательно отрабатывая детали. Накладывая краски прозрачными слоями (лессировками), они доводили живописную поверхность до глянцевого блеска. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны. Особой популярностью новая техника живописи пользовалась у венецианских художников, стремившихся к использованию цветовых эффектов и передаче световоздушной среды. Творчество Яна ван Эйка, современника Мазаччо и Донателло, отличают колористическая насыщенность, тщательная, почти ювелирная прорисовка деталей, умелая организация целостной композиции. Главным творением художника стал знаменитый Гентский алтарь, выполненный для церкви Святого Бавона в городе Генте. Известно, что работу над ним он начинал вместе со старшим братом Хубертом, но после его смерти Яну ван Эйку пришлось одному доводить до конца общий замысел. Это большой двухъярусный створчатый алтарный образ, состоящий из 24 отдельных картин, большая часть которых размещена на его внутренних и наружных створках. В них выражено новое мировоззрение, представлен обобщенный образ Вселенной: небесные сферы, безграничные просторы земли с лесами, горами и долинами. В некоторых запечатлена повседневная жизнь простых людей города Гента. Картины величавы и строги, исполнены достоинства и духовной сосредоточенности. Жизнь человека находится в абсолютной гармонии с окружающей природой. Мир небесный представлен музицирующими ангелами, фигурами Бога, Марии и Иоанна Крестителя. На крайних створках запечатлены Адам и Ева — прародители рода человеческого. Все изображения Гентского алтаря проникнуты радостным, жизнеутверждающим чувством. В нем отсутствуют мрачные или драматичные сцены. Один из поэтов XVI в. так выразил свои чувства от увиденного: «Глядя на чудных небесных дев и славословящих ангелов, которые, обратясь лицом к зрителю, поют по нотам, всякий испытывает наслаждение и может даже различить голос каждого ангела в отдельности, настолько это ясно видно по их глазам и движению губ». Изумительное цветовое богатство Гентского алтаря, великолепно переданный музыкальный ритм, возвышенно-поэтические картины природы не могли не поразить современников. Церковь Святого Бавона очень скоро стала местом паломничества, увидеть знаменитый алтарь можно было лишь в праздники, когда открывались его створки. О создателе этого чуда стали говорить как о «художнике, не имеющем себе равных по искусству и познаниям». Значительное место в творчестве нидерландских и немецких художников занимали евангельские сюжеты, благочестивые, исполненные смирения и достоинства герои. Сюжеты мученичества (истязание Христа, Распятие, Пьета) становятся наиболее популярными. Нидерландские и немецкие живописцы достигли исключительного мастерства и в искусстве портрета. Они отказались от профильных изображений, получивших широкое распространение в Италии. Здесь закрепилось погрудное изображение на гладком цветном или темном фоне. Это позволяло художникам сосредоточить главное внимание на внешности портретируемого, а также его духовном мире. Если на портретах итальянских мастеров взгляд человека был обращен к внешнему миру, то в нидерландских и немецких портретах герои словно погружены в мир собственных чувств и переживаний, они пытаются постичь смысл и тайны бытия. Таковы индивидуальные, двойные и групповые портреты известных мастеров: Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена (ок. 1400—1464), Хуго ван дер Гуса (ок. 1435/1440— 1482), Ханса Мемлинга (1433—1494) и Ханса Хольбейна Младшего (ок. 1498—1543). В «Женском портрете» Рогира ван дер Вейдена художнику удалось мастерски передать едва уловимые противоречивые движения души изящной молодой дамы. Наше внимание, несомненно, привлекут серьезное, задумчивое выражение ее лица, взгляд, направленный в себя, мимо зрителя, молитвенно сложенные руки, украшенные перстнями, оригинальная высокая прическа с белой накидкой. Художник строит изображение на максимальных цветовых контрастах. Темный фон, созвучный черной отделке на платье, контрастирует с нежными тонами лица и светлыми деталями одеяния. Совершенно иные принципы использованы немецким художником Хансом Хольбейном Младшим в парном портрете «Послы». Картина выполнена в портретных традициях Северного Возрождения, предписывающих изображать человека в окружении предметов, связанных с родом его деятельности или сферой его интересов. В таких картинах предметы нередко приобретали ярко выраженный аллегорический смысл. В парном портрете представлены Жан де Дентвиль — французский посол в Англии — и епископ Жорж де Сельв — посол Франции в Венеции. Вероятнее всего, Хольбейн писал эту картину в Лондоне, где послам предстояла нелегкая миссия — защитить интересы Французского государства и предотвратить наметившийся разрыв Англии с римской церковью. О своем тревожном времени художнику удалось поведать гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В левом верхнем углу за зеленым занавесом из парчи виднеется распятие — символ незримого присутствия Христа, вершителя судеб и защитника политических интересов послов. Многочисленные предметы свидетельствуют о высочайшей образованности французских посланников и аллегорически напоминают о главных темах международной дипломатии: науке, быстротечности бытия и сфере искусства. Безупречная техника масляной живописи, внимание к малейшим подробностям и деталям, тонкий вкус в изображении фактуры предметов и вещей (меха, парчи), точно скопированный мозаичный пол Вестминстерского аббатства свидетельствуют о высоком мастерстве и профессионализме художника. В мире фантасмагорий Босха Иеронима Босха (ок. 1460—1516), известного нидерландского художника, называли создателем «книги великой мудрости и искусства», еще при жизни — «почетным профессором кошмаров» и «мрачным фантастом», а сюрреалисты XX в. считали его своим предтечей. Между тем он был тонким и проникновенным лириком, отличавшимся меткостью жизненных наблюдений и глубоким знанием внутреннего мира человека. Кажется, нет такой сферы человеческих знаний, которая не нашла бы отражения в его творчестве. Что только он не придумывал для своих картин! На них изображены самые невероятные существа: звери с птичьими головами и человеческими ногами, некоторые даже с крыльями бабочек. Героями его произведений становились люди с головой, составленной из ствола и сучьев дерева или пустой кожуры какого-то загадочного плода. Внутри такой фантастической головы за бутылкой вина пируют маленькие человечки. Все здесь перемешано, перепутано и искажено самым невероятным образом, но в то же время представляется какой-то страшной правдой, как будто срисованной с натуры. А может быть, все именно так и было? Увидено в жизни, а потом переосмыслено фантазией художника? Видимо, не по душе были Босху его время и нравы общества. А ведь он умел писать с любовью, красиво и в соответствии с действительностью. Только любовь свою он отдавал природе, бескрайним просторам равнин, глади озер, холмистым далям. Там он находил для себя отдых и отраду. Тему земной жизни, в которой царят людская глупость и грех, Босх развивал во многих своих произведениях. Логическим завершением цикла стала картина «Корабль дураков». По морю житейской суеты без руля и без ветрил плывет корабль. Куда держит он путь? К каким берегам должен пристать? Где закончится его бесконечное странствие? Мачта корабля давно уже проросла пышной кроной, и в ней поселилась то ли слепая сова — олицетворение человеческой глупости, — то ли смерть в виде черепа, напоминающего о бренности человеческой жизни. Здесь нашли себе пристанище беспросветные гуляки, сварливые жены, отъявленные бездельники, ловкие шарлатаны и шуты. Пассажиры корабля, забыв о праведной земле и не ведая о берегах, к которым им придется рано или поздно пристать, предаются плотским утехам. Лучшее место на корабле занимают монах и монашенка с лютней, но горланят они отнюдь не церковные гимны. Одна из «благочестивых» женщин с кувшином в руках требует наполнить его вином. Другие участники этой вакханалии тщетно пытаются поймать ртом лепешку, подвешенную на веревочке. Один пассажир взбирается по мачте наверх для того, чтобы срезать ножом привязанную к стволу курицу. Шут, уединившись от шумной компании, пьет в одиночку, предаваясь пагубным размышлениям. Да, все здесь идет по заранее написанному им сценарию... У большинства персонажей мы видим только головы, маленькие нервные руки, тупые возбужденные лица, орущие рты. Вся эта развеселая компания превращена художником в обобщенный образ людского безумия, греховности и порока. Философия Босха проста: мир, созданный Богом для человека, прекрасен, но теперь в нем царствует зло, принимающее такие уродливые формы. Противостоит греховному миру людей изумительно красивый пейзаж: высокое небо, море, тающее в дымке горизонта, и пышное цветение земли. Эта картина Босха должна была встревожить, напугать дураков. Разумный человек отходил от нее в глубоком раздумье об истинных ценностях жизни. К концептуальным произведениям Босха относится триптих «Сад земных наслаждений». В основу сюжета положены канонические темы сотворения мира, рая и ада. Но как по-новому они представлены в этом произведении! На внешней поверхности закрытых створок алтаря Босх запечатлел Землю на третий день творения. Она лежит в своей первозданной красоте внутри прозрачной космической сферы. Сквозь клубящиеся тучи пробиваются лучи солнца, которые освещают пересеченные складками горы, покрытые растительностью. Еще нет здесь ни животных, ни человека, а безбрежные воды Мирового океана ласково окружают земную твердь. Но вот распахиваются створки алтаря, и перед нашим взором предстает удивительно красочная картина, посвященная зарождению животных, растений и человека. Фантастический пейзаж художник населяет самыми различными реальными и воображаемыми видами животных и растений. Среди них экзотические слон и жираф, ибис и серая утка, саламандра и тюлень. Сказочный единорог пьет из одного источника вместе с ланью и коровой. Рядом с пальмами — апельсиновые и лимонные деревья. Лягушки, павлины, тритоны, аисты, кошки, кабаны и дикобразы, сороки, олени и лебеди населяют эту землю, превращая ее в цветущий и благоухающий рай. В центре, на скалистом островке посередине озера, возвышается Фонтан жизни. На переднем плане слева растет библейское Древо Познания добра и зла. Около него Бог, произносящий Адаму и Еве слова напутствия: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». В центральной части триптиха— волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных мужчин и женщин. Они плавают в причудливых водоемах, составляют невиданные, фантастические кавалькады. Оседлав грифонов, пантер и оленей, они скрываются под кожурой огромных плодов. Лица людей лишены каких бы то ни было чувств и индивидуальных характеристик. Здесь очень много иносказаний: на переднем плане — рыба, символ распутства. Сверху украдкой взирает на мужчин женщина, на голове у которой яблоко — запретный плод, символ искусительницы Евы. Все изображенное художником символизирует греховность человеческой жизни. На правой створке представлен ад. Здесь царит мрак, иногда озаряемый пламенем дальнего пожара. Повсюду вытоптанная, оскудевшая земля, в самом центре которой растет трухлявое дерево смерти. Дьявол с птичьей головой сначала заглатывает грешников, а затем низвергает их в бездну. Здесь много загадочных деталей, которые до сегодняшнего дня не поддаются расшифровке исследователей. Безусловно, создавая подобные картины, художник лишний раз напоминал верующим о том, что после смерти грешник навек погрузится в пучину безмерных страданий. За каждый проступок он будет наказан: ленивого и праздного в постели терзают черти, обжоры изрыгают пищу, тщеславная гордячка любуется своим отражением в зеркале... Много загадок таит в себе это произведение художника, дающее нам пищу для глубоких размышлений о смысле человеческого бытия. Босх не раз обращался к сюжетам Священного Писания, трактуя их с глубокой психологической силой и мастерством. Картины «Блудный сын» и «Несение креста» — лучшие творения художника. Творчество Босха вызывало огромный интерес у современников, не менее популярным оно остается и в наше время. Творческие искания Брейгеля В XVI в. работал один из талантливых нидерландских художников Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530—1569), которого прозвали Мужицким. За этим эпитетом стоит не только факт его биографии (Брейгель родился в крестьянской семье), но и огромный интерес художника к простым людям, их быту и повседневной жизни. Брейгель любил создавать многолюдные композиции, в которых запечатлел традиции нидерландского народа. Лучшие картины Брейгеля из жизни крестьян — «Жатва», «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Охотники на снегу». В картине «Нидерландские пословицы» воссоздана народная мудрость, послужившая основой для сюжета: «Лень — ловушка дьявола», «Ни одна мельница не мелет водой, которая уже утекла», «Каждую селедку следует вешать за собственные жабры». Это произведение можно воспринимать как своеобразную энциклопедию жизни народа, преломленную под сатирическим углом зрения. Местом действия Брейгель избрал деревенскую площадь, сплошь усеянную людьми, многие из которых изображены в костюмах нидерландских крестьян. Они заняты привычными, будничными делами, и поэтому рядом с ними предметы повседневного быта: бочки, чаны, топоры, лопаты. Здесь же домашние животные: собаки, свиньи, овцы. Но приглядимся внимательнее. Оказывается, обыденные дела они выполняют совсем не так, как положено, а вопреки привычной логике. Мы видим, как крестьянин стрижет свинью; как человек засыпает канаву, где утонул теленок; сидящего на крыше харчевни стрелка, пускающего в никуда одну за другой стрелы; солдата, разбрасывающего розы перед свиньями... Все эти бессмысленные дела они осуществляют с великим усердием и важностью, будто от этого зависит их благополучие или даже сама жизнь. Более ста пословиц, особенно популярных в народе, зрительно воспроизвел здесь Брейгель. Многие из них позволяли художнику высмеять людские пороки. Лепешки, растущие на крыше, символизируют обжорство; ножницы, вывешенные на стене харчевни, — скупость. Здесь можно увидеть двух собак, грызущих одну кость, — воплощение зависти; женщину, несущую в одной руке огонь, а в другой воду, — олицетворение двуличия и лицемерия; человека, который греется у горящего дома, — аллегорию эгоизма. Брейгелю принадлежит немало картин на евангельские сюжеты. Главной их особенностью является то, что художник отражает реальную обстановку, сложившуюся в годы испанской инквизиции в Нидерландах. Большинство картин имеет ярко выраженный аллегорический смысл. Представляет интерес трактовка библейского сюжета в картине «Вавилонская башня», в которой дан наглядный урок людской глупости, гордыне и греховной самонадеянности. Евангельская притча о слепом и поводыре нашла художественное воплощение в картине «Слепые». Невыносимая жизнь нидерландцев под гнетом Испании (разорение, казни, бесчинства солдат) нашла отражение в картине «Избиение младенцев в Вифлееме». Глубоким трагизмом наполнены многие картины Брейгеля. Одна из написанных в последние годы — «Калеки». Передний план композиции занимает изображение пятерых безногих калек. Их физическая неполноценность усилена отвратительным выражением лиц, в которых нет и намека на духовность. Они находятся так близко к земле, что создается впечатление, будто они не передвигаются на костылях, а ползут по траве. Их изувеченные тела прикрывают причудливые одеяния, больше напоминающие карнавальные костюмы. Нелепую картину довершают бумажные головные уборы в виде церковной митры, цилиндра и дурацкого колпака. Лохмотья, украшенные лисьими хвостами, красноречиво говорят об их нищете. Позади калек, на втором плане, видна женщина в черном плаще с тарелкой в руках. Она быстро направляется к правому углу картины. Задний план замыкают глухие и высокие стены двух кирпичных зданий. Лишь в просвете между ними художник изобразил небольшой проход с расстилающимся за ним привольным пейзажем. Не в нем ли ключ к пониманию этой, согласитесь, довольно странной картины? Несмотря на то что ее интерпретация оставляет большой простор для воображения, следует признать правомерной одну из существующих версий. В 1566 г., после сдачи Бреды, начались массовые народные выступления против испанской инквизиции короля Филиппа II. Возможно, что к ним примкнули и беднейшие слои населения, нищие и калеки... За несколько лет до своей ранней смерти Брейгель преподал глубокий урок «знатокам» искусства, своим современникам и зрителям будущего. В рисунке «Художник и знаток» художник держит в руке кисть, а знаток — кошелек с деньгами. Художник видит мир духовным зрением, но он беден. «Знаток» искусства слеп духовно, но богат. Он абсолютно уверен, что дело художника — угождать и писать по указке таких, как он. Тогда в чем же урок? Наверное, в том, чтобы каждый человек стремился честно жить, вопреки многочисленным соблазнам. Именно такой и была жизнь великого нидерландского художника Питера Брейгеля. Творчество Дюрера «Художник, достойный бессмертия» — эти слова о величайшем немецком художнике, живописце и графике, теоретике искусства и ученом Альбрехте Дюрере принадлежат известному философу и писателю Эразму Роттердамскому (1469—1536). В них — ключ к пониманию значения его творчества. Альбрехт Дюрер родился в 1471 г. в Нюрнберге в семье золотых дел мастера. Его художественная одаренность проявилась очень рано, все последующие годы он лишь оттачивал свое мастерство... О жизни и творческих исканиях Дюрера дают представление созданные им в разные годы автопортреты. Все они — свидетели не только внешних, но и внутренних превращений художника, его характера, мыслей и души. На первом из них запечатлен молодой человек, держащий в руках колючий цветок чертополоха. В эти годы начинающий художник многому учился, пытаясь постичь тайны ремесла. Он путешествовал по Италии, жил в Венеции, приобщаясь к шедеврам искусства итальянских мастеров. Это было время творческих поисков, первых шагов мастерства. Нарядная одежда, лицо и осанка художника выражают спокойное достоинство, твердость духа, уверенность в собственных силах. Над портретом Дюрер поместил две стихотворные строки: «Идет мое дело, как небо велело». Дюрер рисовал постоянно, он копировал работы итальянских художников, постигая законы перспективы и особенности изображения человеческого тела в движении. Через пять лет он пишет еще один автопортрет. Но как изменился здесь художник! Он сидит вполоборота у раскрытого окна, за которым расстилается романтический гористый пейзаж, пронизанный светлой синевой неба. На нем изысканно-нарядный белочерный камзол, в вырезе которого — тонкая рубашка с золотой вышивкой. Зеленовато-лиловый плащ изящно подхвачен витым шнуром, а из-под двухцветной шапочки на плечи красиво спадают длинные золотистые волосы. Руки в белых тонких перчатках спокойно сложены на коленях. Справа на темной стене надпись: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». На этом портрете мы видим художника в самом расцвете творческих сил. Он уже много повидал и многое знает, он одержим своей любимой работой. Устремленный на зрителя внимательный взгляд, пожалуй, стал более одухотворенным и проницательным. За ним легко угадываются напряжение мысли и великая страсть художника, ни на минуту не забывающего о своем предназначении. Красивое тонкое лицо стало несколько старше, на нем отразились странствия и впечатления от увиденного. Художник не позволяет себе расслабиться, во всем его облике — сдержанность и уверенность в себе. Но, пожалуй, самым удивительным автопортретом художника стало полотно, созданное в 1500 г. В нем Дюрер сказал о себе самое главное. Из темного зеленовато-черного фона отчетливо выступает как бы высвеченное изнутри бледное лицо художника. Его огромные глаза неотступно и пристально смотрят прямо на нас. Длинные тонкие пальцы неподвижны, но мы почти ощущаем благословляющий жест его руки. Кажется, большим усилием воли художник скрывает внутренний трепет своей души, напряженность мысли. Дюрер сопроводил портрет надписью: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, писал себя так вечными красками...» Несомненно, этому портрету он придавал особое значение. В нем он решился уподобить себя тому, кто вот уже многие века воплощал представления о возвышенно-идеальном образе. Глядя на этот портрет, современники сразу же говорили: «Это Христос». И в этих словах была правда Дюрера, считавшего, что сразу же вслед за Богом идет художник... С юношеских лет он проявлял большой интерес к очень сложному и трудоемкому искусству гравюры на дереве и металле. Первые навыки гравирования Дюрер получил еще в мастерской отца и вскоре, благодаря использованию новых технологий, достиг невиданной ранее выразительности. В мастерской художника висело изречение, которому он следовал всю жизнь: «Поспешай медленно!» Путь к совершенству был долог и мучителен. Как же работал художник? В левой руке он держал медную доску, а правой осторожно прорезывал тонкую линию на металле. Резец настолько остр, что им можно мгновенно перерезать на лету волос. Дюрер, всю жизнь носивший тонкие шелковые перчатки, в мастерской рук никогда не жалел. Его линия то скользит, не отрываясь от поверхности металла, то дробится, падает, взлетает вверх, извивается и успокаивается снова. Вместо привычного равномерного контура он использует штриховку, утончение и утолщение линий. При этом ему необходимо постоянно помнить, что изображение на бумаге получится зеркально перевернутым по отношению к награвированному на поверхности металла или дерева. Смелость художественных приемов сочеталась в гравюрах Дюрера с богатством содержания. Сюжеты он черпал из Священного Писания, античной мифологии, из современных книг и назидательных изречений. Его резцу было подвластно все: нежная пушистая хвоя елей, невесомое облачко, массивная каменная кладка крепостных стен, причудливая чешуя страшного чудовища, изящное тело молодой женщины... В самых знаменитых гравюрах, выполненных на меди («Дьявол, смерть и рыцарь», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия»), Дюрер обратился к вечным темам искусства: радости бытия и неизбежности смерти, творческим поискам и преданности христианской вере, одиночеству и грусти человека. В самой сложной и глубокой по мысли гравюре «Меланхолия» Дюрер воплотил стремление человека проникнуть в тайны Вселенной и мучительные сомнения, разочарования, которые неизбежно встают на пути творческого человека. На переднем плане запечатлена крылатая женщина в пышном наряде. Ее задумчивый и тревожный взгляд устремлен вдаль. В позе — огромная усталость, отрешенность от внешнего мира. Кругом в беспорядке разбросаны инструменты для измерения, вычисления и ремесел. Каково их назначение? Вряд ли мы сможем точно ответить на этот вопрос. Под рукой женщины закрытая книга, над головой — песочные часы, напоминающие о быстротечном времени жизни. Рядом колокол с веревкой, дернув за который можно позвонить в любое время, напомнив человеку о смерти. Но почему художник дал гравюре такое название? Что такое меланхолия? В одном из трактатов Дюрер приводил такое изречение: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух». Может быть, в этих словах ключ к пониманию гравюры? Возможно, меланхолическое настроение должно восприниматься как неизбежная расплата за напряженную творческую работу? Несмотря на множество загадок и вопросов, художнику удается вызвать у зрителей настроение меланхолии, грусти и тревоги. К сожалению, не сохранилось даже намеков на то, как сам автор объяснял свой замысел. Всю свою жизнь Дюрер размышлял о тайнах бытия, пытался разгадать загадки природы. Свои знания он черпал из живой натуры, именно она вдохновляла его на создание многих произведений. Он приносил домой жука, долго и пристально изучал его строение через лупу, а потом писал его акварелью и тушью. Он пробовал свои силы в изображении бесконечного переплетения зеленых стеблей, веток и листьев, используя при этом игру света и тени, тончайших нюансов перехода одной краски в другую. Посмотрите его этюды и рисунки «Кусок дёрна», «Молодой заяц» или «Крыло птицы». Как блестяще переданы художником красота природы, мельчайшие оттенки и детали! В самом конце жизни Дюрер напишет: «Что такое красота, я не знаю». Но во многих произведениях художника мы находим ответ на этот вопрос. Создавая картины «Адам» и «Ева», он думал о силе человеческих чувств и красоте любви. Как никто другой, умел пристальным взглядом художника всматриваться в лица своих современников, ища в них духовную красоту. Лучшие работы Дюрера в этом жанре — «Портрет Освальда Креля», «Портрет молодой венецианки», «Портрет матери», «Портрет молодого человека», «Портрет Хиеронима Хольцшуэра», «Портрет Эразма Роттердамского». Альбрехт Дюрер умер в Нюрнберге в 1528 г., оставив после себя более 60 картин, несколько сотен гравюр и рисунков. Его перу принадлежат книги по изобразительному искусству, он воспитал немало учеников, «подарил немецкому искусству новый глаз и новое сердце» (Г. Вёлъфлин).
Вопросы и задания 1. Каковы характерные особенности развития архитектуры в странах Северной Европы? Почему Фонтенбло является подлинным шедевром французского Ренессанса? Какой тип сооружений стал наиболее популярным в Германии и Нидерландах? 2. Каковы художественные достижения нидерландских и немецких живописцев? Какие жанры были особенно популярны у них? Почему Яна ван Эйка называют основоположником нидерландской школы живописи? Какие религиозные символы он использовал при создании Гентского алтаря? Какими художественными средствами он добивался ощущения всеобщей гармонии, целостности и многообразия жизни? Как вы думаете, почему историк искусства Эрвин Панофский сказал, что глаз Яна ван Эйка «обладал одновременно свойствами микроскопа и телескопа»? 3. К какому периоду развития искусства (Средневековью или Возрождению) можно отнести творчество Иеронима Босха? Почему? Как созданные им образы соотносятся с реальной действительностью? Как в его произведениях сочетаются восторженное отношение к миру природы и отвращение к греховной и неправедной жизни человека? Чего больше в картинах художника — едкой сатиры или таинственных иносказаний? В чем и как выразился поучительный характер творчества Босха? 4. Каковы наиболее характерные особенности художественной манеры Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого)? Как в его творчестве проявился интерес к жизни народа? Какие фольклорные черты вы могли бы отметить в его произведениях? Как в них переданы тонкий лиризм и юмор, остроумная наблюдательность и сочувствие художника крестьянам? Как сочетается стремление Брейгеля к развернутым аллегорическим обобщениям и повышенное внимание к деталям? В чем особенность передачи состояния природы и ее связи с жизнью человека? 5. Одним из главных принципов своего творчества Дюрер провозгласил реализм: «Чем точнее соответствует твое произведение жизни, тем оно кажется лучше». Попробуйте доказать справедливость этих слов художника. Что отличало его творческую манеру? Как он работал над созданием «мастерских гравюр»? Какова сила их эмоционального воздействия на зрителей?
Творческая мастерская 1. Какое место в творчестве нидерландских и немецких художников занимают библейские сюжеты и образы? Как в их произведениях переданы взаимоотношения Бога и человека, картины окружающей природы? В чем сила их художественного воздействия на зрителей? Сравните их с произведениями итальянских и русских мастеров XV—XVI вв. 2. Известный искусствовед Отто Бенеш называл Босха «величайшим гением среди сатириков». Так ли это, с вашей точки зрения? Что и как высмеял, осудил художник в своих произведениях? Как вы думаете, почему созданный им мир полон многозначительной символики? Что нового он внес в трактовку канонических библейских сюжетов (ада и рая, сотворения мира и т. д.)? Чем вы могли бы объяснить особую популярность работ Босха у современного зрителя? Подготовьте статью (эссе) или репортаж о его творчестве. 3. Еще при жизни Брейгеля называли «вторым Босхом», «великим имитатором» его «учености и фантазии». Действительно ли он «возрождал сны своего учителя и даже превосходил их»? Сравните известные вам произведения художников, докажите или опровергните эту оценку. 4. Сравните знаменитые «Автопортреты» Дюрера. Какими художественными средствами он передает в них эволюцию своей души? Каким предстает человек в его произведениях? Что изменилось в его изображении по сравнению с портретной живописью итальянского Возрождения? Как вы думаете, почему «Меланхолию» нередко называют «духовным автопортретом Дюрера» (Э. Панофский), в котором воплощен тип художника Ренессанса? Какой представляется вам личность художника после знакомства с его письмами, дневниками и трактатами по искусству («Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях человека»)?
Темы проектов, рефератов или сообщений «Шедевры искусства Северного Возрождения»; «Фонтенбло — замок французских королей»; «Художественные достижения нидерландских и немецких живописцев»; «Ян ван Эйк— основоположник нидерландской школы живописи»; «Гентский алтарь — подлинный шедевр мирового искусства»; «В мире художественных фантасмагорий Босха», «Творчество Босха: “фарсовый гротеск” или “книга великой мудрости и искусства”?»; «Творчество Босха и сюрреализм С. Дали»; «Комическое и трагическое в творчестве Брейгеля»; «Можно ли утверждать, что в творчестве Брейгеля преломляются различные стилевые направления: поздняя готика, Ренессанс и маньеризм?»; «Мир природы и человека в произведениях Брейгеля»; «Карнавализация» народной жизни в творчестве Брейгеля»; «Дюрер — “художник, достойный бессмертия”»; «Искусство портрета в творчестве Дюрера»; «Мастерство Альбрехта Дюрера — гравера».
Книги для дополнительного чтения Баттпилотти Д. Босх. М., 2004. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973. Брежнева А. Ф. Королевский замок Фонтенбло. М., 2005. Гершензон-Чегодаева Н. М. Питер Брейгель Старший. М., 1989. Деверо 3. Босх. М., 2002. Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма. СПб., 2000. Егорова К. С. Ян ван Эйк. М., 1965. Зарницкий С. В. Дюрер. М., 1999. Коплстоун Т. Хиеронимус Босх: Жизнь и творчество. М., 1998. Королева А. Ю. Дюрер. М., 2007. Либман М. Я. Дюрер и его время. М., 1976. Львов С. Л. Альбрехт Дюрер. М., 1977. Львов С. Л. Питер Брейгель. М., 1998. Никулин Н. Н. «Золотой век» нидерландской живописи. М., 1999. Старые нидерландские и немецкие мастера: альбом. М., 1996.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)
| |
Просмотров: 13932 | Загрузок: 129 | |