Главная » Файлы » Искусство (I часть) |
[ Скачать с сервера (7.72 Mb) ] | 10.04.2016, 11:23 |
Художественная культура исламских стран Уникальная и самобытная культура исламских стран восходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу II тыс. до н. э. Объединение арабских племен и их завоевательные походы привели к созданию в VII в. крупнейшего государства — Арабского халифата, включавшего земли Ближнего Востока и Закавказья (Сирии, Персии, Ирака, Афганистана, Азербайджана), Средней Азии, Магриба (Марокко, Ливии, Туниса и Алжира) в Северной Африке, Турции и Южной Испании. В истории Арабского халифата выделяют времена правления династий Омейядов (661 — 750) и Аббасидов (750—1258). Особая роль в художественной культуре исламских стран принадлежала мавританскому искусству Андалусии в Южной Испании (XII— XVI вв.). В целом арабо-мусульманский Восток выступил активным посредником между античной, западноевропейской и восточными культурами. Мощный толчок культурному развитию стран Арабского халифата дал ислам — одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность, подчинение» и означает абсолютную веру в одного Бога — Аллаха, ниспославшего людям пророка Мухаммада (ок. 570—632) — основателя исламского вероучения, уроженца священного аравийского города Мекки. Основные догматы ислама изложены в Коране («чтение вслух») — главной священной книге мусульман, созданной в VII—VIII вв. Коран состоит из 114 глав, так называемых сур, и содержит поучения, наставления и молитвы, прославляющие Аллаха. Люди, исповедующие ислам, называют себя мусульманами (араб, «муслим» — вручивший себя Богу, приверженец ислама). Кроме Корана, многие мусульмане почитают Сунну — сборник изречений пророка Мухаммада и рассказов о его жизни. Строгие законы исламской веры наложили запрет на многие виды искусства и средства выразительности. Предпочтение отдавалось только тем из них, которые прославляли веру в Аллаха: священному искусству слова, архитектуре, музыке, орнаменту, каллиграфии, художественным ремеслам и книжной миниатюре. Строгая логика чисел и ритмических построений, богатейшая религиозная символика приобрели особую эстетическую ценность и значимость. Метафоричность, поэтическая образность мышления, абстрактная декоративность и орнаментальность, нашедшие воплощение в произведениях арабо-мусульманской культуры, составили ее неповторимое своеобразие и уникальный характер. Исторические корни ислама восходят к иудаизму, а потому в нем много заимствований ветхозаветных имен и легенд. Коран, определивший основу мусульманского образа жизни и государственного управления, наставляет, что главные добродетели человека — покорность и непоколебимая вера в Аллаха и его пророка Мухаммада. Божество не поддается разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения. Вот почему ислам поощряет развитие наук и искусства, ценит знания, о чем свидетельствуют многие изречения: «Величайшее украшение человека — знание», «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Ислам действительно придал мощный созидательный импульс, стал основой для развития науки и культуры стран арабо-мусульманского Востока. Прославлению и утверждению силы человеческой воли, его разума посвящены произведения известнейших восточных мыслителей и поэтов: Авиценны, Абулькасима Фирдоуси, Алишера Навои, Саади, Омара Хайяма. В замечательном произведении восточной литературы — поэме «Шахнаме» (1010) — Фирдоуси называет разум и знание самыми большими богатствами человека: Тот мощи достигнет, кто знанья достиг; От знанья душой молодеет старик. Первые университеты появились в арабо-мусульманском мире, Здесь повсеместно создавались общественные библиотеки, переводились произведения античных ученых и философов, была осуществлена переработка прославленных сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь». Всемирную известность получили достижения в технике вычислений, геометрии и тригонометрии, открытия в областях химии и медицины, географии и астрономии. Множество современных слов имеют арабское происхождение («алгебра», «алгоритм », « цифра », « азимут », « альманах », « зенит » и др.). Средневековая культура арабо-мусульманских стран, складывавшаяся на протяжении восьми столетий (VII—XV вв.), занимает одно из важнейших мест в истории и формировании мировых цивилизаций. Шедевры архитектуры В истории мировой архитектуры творениям средневековых зодчих исламских стран отводится не менее почетное место, чем прославленным достижениям архитекторов христианской Европы или буддийской Азии. Мусульманское зодчество, унаследовавшее многие достижения древних цивилизаций (из Месопотамии — кирпичную кладку и обливные изразцы, из Египта — колонные залы, из Византии — искусство мраморной облицовки и мозаику), представляет собой уникальное явление. Арабскими архитекторами были разработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети, минареты, медресе, роскошные дворцы и караван-сараи, крытые рынки. Самым ранним созданием мусульманского зодчества была мечеть (араб, «место для совершения земных поклонов»), воплощающая идею мусульманского рая. Здесь читают вслух Коран, проводят публичные проповеди и преподают религиозные науки. Самая первая мечеть была построена еще при жизни пророка Мухаммада в городе Медине, второй мечетью стал бывший храм Кааба в Мекке. Именно сюда мусульмане совершают главное в жизни паломничество — хадж. Несмотря на различия стилей, каждая мечеть строго следовала архитектурному канону. Первоначально она представляла собой прямоугольный двор или зал, окруженный арочными галереями. В центре двора располагался водоем, предназначенный для омовения перед молитвой. Из двора верующие попадали в многостолпный молитвенный зал, в обращенной к Мекке (священному городу мусульман) стене которого помещался один или несколько михрабов (алтарных ниш). С завоеванием восточно- христианского мира в качестве молитвенного зала зачастую использовались христианские базилики и крестово-купольные храмы. Отсюда наиболее распространенные типы мечетей — колонная и купольная. Внутри мечети нет никаких изображений — только изречения из Корана и кафедра проповедника — минбар, где лежит священный Коран. Главный фасад сооружения оформлялся айваном — арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха. Соборная мечеть Омейядов в Кордове (Испания) — один из лучших образцов мусульманского зодчества. Она представляет собой колоссальный зал с 600 колоннами, образующими 19 нефов. Посетитель, вошедший под ее своды, не в силах охватить взглядом все пространство. Колонны из разноцветного мрамора, яшмы и порфира не имеют базы (основания), поэтому создается впечатление, что они вырастают прямо из пола. Лес колонн, напоминающих стволы деревьев, освещается мерцанием тысячи висящих серебряных лампад. Интерьер мечети рождает чувство бесконечности пространства, вызывает мысли о необъятности Вселенной. В медресе — школе при мечети, семинарии — галереи двора делятся на мелкие помещения — худжры, в которых живут семинаристы. Медресе Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) по праву считается жемчужиной архитектуры Средней Азии. Фасад здания, выходящий на площадь Регистан, украшает грандиозный портал. Открытая ниша и двери в ней обозначают путь в глубину, а высокая стена фасада заставляет входящего остановиться I в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Цветной узорный покров главного фасада медресе с возвышающимися стройными минаретами скрывают непроницаемость и тяжесть стен, придавая им легкость и нарядность. С конца VIII в. характерным сооружением мусульманской архитектуры стали минареты (араб, «маяк») — стройные башни, с верхней площадки которых муэдзин (священник) пять раз день созывал верующих на молитву. Минареты отличаются оригинальностью формы и неповторимостью внешнего облика. Чаще встречаются устремленные ввысь круглые, квадратные, многогранные и многоярусные минареты, реже — спиралевидной формы. Вначале минарет выполнял роль сторожевой или сигнальной башни, то есть служил маяком, а позднее стал исключительно культовой мусульманской постройкой. В большинстве случаев минареты возводились рядом с мечетью или включались в ее композицию, реже строились отдельно. Мечеть могла иметь несколько минаретов, но не более восьми (столько их в священной Мекке). В целом минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Среди безмолвной, испепеленной солнцем и пронизанной ветрами пустыни устремляется к небу минарет аль - Мальвия (Сирия). Гигантское сооружение достигает 50 м в высоту и уже издалека открывается взору путников. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу). Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится все более крутым. С одной стороны обороты пандуса залиты лучами жаркого солнца, а с другой — погружены в прохладную тень. Жемчужиной светской архитектуры по праву считается дворец Альгамбра в Гранаде (Южная Испания). Этот роскошный дворец относят к мавританскому стилю (маврами называли арабов, завоевателей Испании). Он расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепостная стена красного цвета (отсюда название: «аль-Хамра» - по-арабски «красная») отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мерное падение струй воды в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создают особую атмосферу созерцания и неги, Причудливые и утонченные формы мавританской архитектуры поражают богатством и роскошью интерьеров. С первого взгляда трудно разобраться в замысловатом расположении многочисленных помещений мавританского дворца. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них — Миртовый и Львиный — представляют собой замечательный пример соединения дворцовой архитектуры и садово-паркового искусства. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженых миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами в глубоких нишах, легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь, среди гармонии и покоя, торжественно принимали послов. По соседству с Миртовым двором расположены личные покои эмира, центром которых является Львиный дворик. Прямоугольный сад разбит на четыре равные части, на их пересечении стоит фонтан, чашу которого поддерживают 12 скульптур львов, Четыре апельсиновых дерева, посаженных по краям, обозначают форму сада. Вдоль двора идет галерея. 124 изящные тонкие колонны поддерживают резную каменную аркаду. Со всех сторон к Львиному дворику примыкают залы, павильоны, увенчанные куполами. Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной мозаикой. С арок и сводов свисают декоративные «сталактиты», напоминающие по форме ступенчатую поверхность. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный» облик. С XII в. ислам распространился на северную и центральную части полуострова Индостан. Выдающимся памятником архитектуры этого периода, восхищавшим многие поколения людей, является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 м обрамлен каллиграфическим орнаментом, инкрустированным черным сланцем по белому мрамору. По мере удаления зрителя от мавзолея надписи увеличиваются таким образом, что кажутся одинаковыми и на уровне человеческого роста. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремленным ввысь золоченым девятиметровым шпилем. Он так изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном троне». Со всех сторон купол обрамлен башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трехъярусных минарета, также увенчанных башенными павильонами с куполами. Белоснежный мраморный мавзолей расположен на берегу реки в большом кипарисовом парке с водоемом, каналами и фонтанами. Он служит усыпальницей Шах-Джахана в его любимой жены Мумтаз-Махал. Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Его декоративное убранство составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд. Особенности изобразительного искусства Изобразительное искусство исламских стран чрезвычайно многообразно. Оно представлено различными видами орнамента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от фр. «арабский»). Это сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд, символически отражающий бесконечный и непрерывный поток творения Аллахом всего живого на Земле. Первоначально он включал и растительные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполнявшим всю пустоту пространства. Ее линии плавны и симметричны. В арабесках соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции. Как в калейдоскопе, узорный рисунок распадается, и вместо него возникает другой. Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи насыщенные цвета: яркосиний кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый, — каждому из которых придается особая светосила и интенсивность. Все особенности позволяют назвать этот восточный орнамент «музыкой для глаз». В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески и наполненное мистической символикой толкования и написания букв арабского алфавита. Согласно учению пророка Мухаммада, «письмо — половина знания», и поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. «Чистота письма» считалась признаком «чистой души». Арабское письмо имеет характерные особенности. Написание букв осуществляется справа налево, при этом учитываются нажим и определенное расположение букв в строке. В арабском письме сочетаются прямые вертикали, плавные закругления и росчерки окончаний. Также учитывается место буквы в слове (в начале, середине и в конце). В «Трактате о каллиграфии» (XV—XVI вв.) говорилось о соблюдении параллельности в расположении букв и их пропорциональности. На Востоке ценились не количество и быстрота написанного, а качество исполнения. В VII в. сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи, позднее было создано еще шесть мусульманских канонизированных почерков. Каждый каллиграф был обязан превосходно владеть хотя бы несколькими из них. Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства. Иногда сама надпись представляет собой законченное художественное целое. Каллиграфия служила прекрасным украшением и в искусстве книжной миниатюры. Литература и музыка Основав в VII в. мощное государство Арабский халифат, арабские завоеватели овладели и обширным культурным наследием Античности и раннего Средневековья. В противовес аскетическим идеалам христианства здесь на первый план было выдвинуто жизнеутверждающее искусство страстной лирической поэзии и эмоциональной мелодичной музыки. А. С. Пушкин справедливо писал о том, что в лирику были привнесены «исступление и нежность любви, приверженность к чудесному и роскошное красноречие Востока». Согласно исламской традиции, музыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира. Когда в средневековой Европе начиналось научное изучение музыки, здесь не только переводили античные музыкальные трактаты, но и сочиняли свои (например, об акустике, музыкальном инструментарии, роли ритма). Характерной особенностью являлось раздельное звучание пения и инструментальной музыки. Это было время блестящего расцвета художественной литературы и особенно лирической поэзии. Любовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Ее лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств. Таджикская и персидская литература отличалась особой музыкальностью, поэтому совсем не случайно многие народные поэты одновременно являлись певцами и музыкантами. Богатейший музыкальный инструментарий, замечательная вокальная поэзия (изящные газели), научные музыкальные трактаты, придворная, военная и культовая музыка, фольклор составляют основу музыкальной культуры этих народов. Поистине волшебной силой обладают стихи основоположника персидской литературы Рудаки (860—941). Выдающимся памятником мировой литературы является поэма «Шахнаме» персидского и таджикского поэта Фирдоуси (ок. 940—1020 или 1030), созданная на основе мифологии, фольклорных эпических сказаний, легенд и стихотворных летописей. «Шахнаме» рассказывает историю царей, последовательно сменявших друг друга до завоевания Персии арабами в середине VII в. Это поэма о борьбе добра со злом, о преданности Родине, о трудном выборе жизненного пути. Не все одинаковы в жизни пути: Ты выдумкой повесть мою не почти; Согласна в ней с разумом каждая речь, Хоть мысль доводилось мне в символ облечь. Поэмы великого азербайджанского поэта Низами (ок. 1141— 1209) знакомят читателей с особенностями придворной и народной музыкальной жизни, с искусством певцов, танцовщиц и бродячих актеров. Музыка звучит в сценах военных сражений и охоты. В них представлен широчайший музыкальный инструментарий (более 30 наименований). В поэме «Хосров и Ширин» (1181) Низами описывает состязание двух знаменитых певцов-музыкантов. Каждый раз исполнитель выбирает для себя определенный лад, с которым связаны традиционные народные мелодии, служащие основой для вдохновенных импровизаций. В поэме «Лей- ли и Меджнун» (1188) он поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь молодых людей, оказавшуюся сильнее страха и смерти. Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 — после 1122). В его всемирно известных философских четверостишиях — рубаи — звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновение, проведенное рядом с возлюбленной. Как прекрасны и как неизменно новы И румянец любимой, и зелень травы! Будь веселым и ты: не скорби о минувшем, Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!» (Перевод Г. Плисецкого) Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи — это раздумья над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия. Человек, по мнению Омара Хайяма, устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен попытаться обрести его на Земле. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно! — Вот последняя правда, открытая мной. Этот мир — эти горы, долины, моря — Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря. Жизнь твоя — на стекло нанесенный рисунок, Неподвижно застывший внутри фонаря. Мы источник веселья — и скорби рудник. Мы вместилище скверны — и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, — многолик. Он ничтожен — и он же безмерно велик! Были б добрые в силе, а злые слабы — Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы! Если б в мире законом была справедливость — Не роптали бы мы на превратность судьбы. Ты едва ли былых мудрецов превзойдешь, Вечной тайны разгадку едва ли найдешь. Чем не рай тебе — эта лужайка земная? После смерти едва ли в другой попадешь... Не завидуй тому, кто силен и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся как с данной тебе напрокат. (Перевод Г. Плисецкого)
Вопросы и задания 1. В мусульманском предании о жизни пророка Мухаммада есть знаменитые слова: «Аллах красив и любит красоту». В чем именно и как выражалась эстетика красоты в искусстве ислама? Какое влияние оказали религиозные верования мусульман на становление и особенности развития художественной культуры? 2. Рассмотрите минареты Кутб-Минар в Дели и минарет мечети Хасана в Каире. Каковы их архитектурные формы и чем они отличаются от минарета аль-Мальвия в Сирии? 3. Какие черты присущи архитектуре ислама? Назовите основные типы архитектурных сооружений, определив их назначение и характерные особенности. Как организовано в них внутреннее пространство? Что представляет собой их декоративное убранство? Опишите известные вам памятники зодчества арабо-мусульманских стран. 4. Какие элементы мавританского стиля наиболее отчетливо представлены в соборной мечети в Кордове и дворце Альгамбра в Гранаде (Испания)? 5. Почему ученые сравнивали восточный орнамент с «музыкой для глаз»? Охарактеризуйте орнаментальное убранство некоторых архитектурных сооружений в Средней Азии: Бухаре, Самарканде или Хиве. Как они дополняют архитектурный облик сооружений? 6. Что вам известно об искусстве персидской книжной миниатюры? Можно ли говорить о ее поэтике и символике? Как воплощены художественные принципы восточной живописи в иллюстрациях к поэтическим текстам? Творческая мастерская 1. Как вы думаете, почему мусульманское искусство не терпит пустоты? 2. Познакомьтесь с лирической и философской поэзией Востока (Руда- ки, Саади, Низами, Хафиза, Бабура, Фирдоуси). Каковы ваши впечатления от прочитанного? Если бы вам предложили создать антологию восточной лирики, то какие произведения вы включили бы в нее? Почему? Попробуйте создать эскиз обложки и иллюстрации к книге в стиле восточной книжной миниатюры. 3. Попробуйте сочинить рубаи в стиле Омара Хайяма. Какие темы вы отразите в них в первую очередь? Почему? 4. Совершите заочное путешествие по одному из городов, ставших центрами исламской архитектуры: Дамаску, Багдаду, Каиру, Кордове, Бухаре, Самарканду. Темы проектов, рефератов или сообщений «Художественный язык культуры ислама»; «Шедевры средневековой архитектуры стран арабского Востока»; «Мавританский стиль в архитектурных памятниках Испании»; «Особенности изобразительного искусства исламских стран»; «Искусство средневековой персидской книжной миниатюры»; «Магия слова в искусстве ислама»; «Рубаи Омара Хайяма»; «Лирическая и философская поэзия средневекового Востока»; «Своеобразие традиционной музыкальной культуры исламских стран»; «Мотивы и образы мусульманской культуры в европейском (русском) искусстве». Книги для дополнительного чтения Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1974. Веймарн Б. В. Ислам: Классическое искусство стран Ислама (Памятники мирового искусства). М., 2002. Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов / под ред. Р. С. Васильевского. М., 1986. Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. М., 1989. Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба: Средние века. Новое время. М., 1988. Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977. Любовная лирика классических поэтов Востока. М., 1988. Семь самоцветов Востока: Антология восточной классической поэзии. М., 1995. Стародуб Т. X. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004. При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)
| |
Просмотров: 10974 | Загрузок: 142 | |