Главная » Файлы » Мои файлы

Театр и музыка Античности
[ Скачать с сервера (6.92 Mb) ] 09.12.2014, 23:31

Театр и музыка Античности

Непреходящей ценностью художественной культуры Древней Греции является создание театрального искусства, истоки которого восходят к Великим Дионисиям — особо почитаемому у греков празднику. В марте, когда все растения были в цвету, он отмечался необыкновенно пышно и торжественно. Жрец, воссе­давший в ладье на колесах, изображал Диониса. Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождала шест­вие дифирамбами (хоровыми обрядо­выми песнями). Строгие судьи решали, какой из хоров пел лучше, и присужда­ли победителям треножник. Позднее именно из хоровых песен возникла гре­ческая драма.

На празднике обычно присутствова­ла маска Диониса, ставшая впоследст­вии символом театрального искусства. Актеры, занятые в театральных пред­ставлениях, надевали маски: веселые и грустные, трагические или комические. Их меняли в зависимости от содержания спектакля.

Официальной датой рождения греческого театра считается 534 г. до н. э. год, с которого в Афинах регулярно ста ли проводиться драматические состязания. Все великие трагики и комедиографы Древней Греции участвовали в них.

Трагики и комедиографы греческого театра

Отцом греческой трагедии по праву называют Эсхила (525—456 гг. до н. э.). Его вклад в становление греческого театра трудно переоценить. Он начал свою деятельность, когда театральное искусство находилось на начальной ступени своего развития. В популярной тогда трагедии отсутствовал драматический конфликт и преобладали песни хора, а все роли исполнялись одним актером. Поначалу и в произведениях Эсхила песни занимали существенное место, но постепенно хор теряет свое основополагающее значение. Главное внимание автор сосредоточил на развитии драматического действия, которое позволяло держать зрителей в напряжении. С этой целью Эсхил ввел сначала второго, а затем и третьего актера. Характеры его героев не меняются на протяжении спектакля.

Большинство трагедий Эсхила написано на мифологические сюжеты, а поэтому он сосредоточил внимание на жизни богов, наделенных незыблемым правом вершить судьбы людей. И горе тому человеку, который осмелится подняться выше всесильных богов: его ждут гнев и кара. Эсхилу принадлежало около 90 пьес, но до нас дошли лишь 7. Наиболее известные из них: «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Агамемнон», «Прикованный Прометей».

Популярны в Древней Греции были произведения Софокла (ок. 496—406 гг. до н. э.). Автор 123 трагедий, из которых до нас дошло только 7. Расцвет его творчества был связан с веком Перикла, его друга. Софоклу многое удалось изменить в греческой трагедии после Эсхила: он ввел в действие третьего актера, увеличил состав исполнителей до 15 человек, сократил объем партий хора. Ему же принадлежит изобретение театральных декораций. Главное внимание он сосредоточил не на внешних событиях, а на внутреннем мире своих героев. В отличие от Эсхила, он показывает людей не такими, какие они есть, а какими они должны быть. Герои Софокла — сильные, почти не сомневающиеся натуры, они чаще смотрят на землю, чем на небо. Лучшие произведения Софокла — «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

Влияние Софокла на творчество другого, не менее знаменитого древнегреческого драматурга Еврипида (ок. 480—406 гг. до н. э.) было огромным. Еврипид создал около 90 произведений, большинство из которых посвящено мифологическим сюжетам. Среди дошедших до нас пьес такие шедевры, как «Медея», «Ипполит», «Гекуба», «Электра», «Андромаха», «Ифигения в Авлиде».

При жизни Еврипида справедливо называли «философом на сцене» и «самым трагичным из поэтов» (Аристотель). Много изменений внес Еврипид в драматургическую и театральную технику. Он почти свел на нет значение хора, песни которого теперь служили лишь фоном для разыгрывающегося действия. В ходе пьесы хор стал выполнять роль музыкального антракта. Гораздо большее внимание Еврипид начал уделять характерам действующих лиц. Мир человеческих страстей, острых психологических переживаний и душевного надлома — вот что особенно интересовало автора. Он умел показывать такие драматические конфликты, которые держали зрителей в постоянном напряжении. Используемым мифологическим сюжетам он придавал вполне современное звучание. В трагедии Еврипид включал бытовые и любовные сцены и эпизоды, поэтому его пьесы теряли героический характер. Он изображал людей такими, какими они были в действительности. Современникам не нравилось стремление драматурга к реалистическому изображению, а потому при жизни он не был популярным у зрителей.

Не менее известным было комедийное творчество Аристофана (ок. 445—385 гг. до н. э.). Его комедии «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Лисистрата», «Лягушки» пользовались огромным успехом у греческой публики. Сатирический, обличающий смех Аристофана обращал людей к добру, любви и взаимопониманию, поэтому он долго выступал в роли учителя и воспитателя афинского общества, в особенности молодежи. Едва его герои появлялись на сцене в своих странных костюмах и масках, раздавался дружный смех зрителей.

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Римская империя жила шумной и беспокойной жизнью, население постоянно требовало «хлеба и зрелищ». Грандиозные театральные представления, состязания гладиаторов, укрощение диких зверей собирали на трибунах театров и цирков огромное количество зрителей. Здесь зародилась будущая итальянская комедия дель арте. Искусные актеры — пантомимы, не произнося ни единого слова, могли изобразить до пяти различных образов в различных ситуациях. Они представляли на сцене женские и мужские характеры, играли богов и императоров, полководцев и солдат, старцев и юношей. Один из современников заметил, что движения рук мима «по своему многообразию почти достигают полноты слов».

Основным достижением пантомимов стало не только виртуозное воспроизведение трагических конфликтов, вызывающих в душах зрителей катарсис (по Аристотелю — нравственное очищение при помощи «страха и сострадания»), но и мастерство телесного перевоплощения, граничащее с фокусничеством. Выступления мимов нередко сопровождались игрой на музыкальных инструментах и хоровым пением.

Длительное время в Риме не строили постоянных театральных сооружений, первый каменный театр был возведен только в 55 г. до н. э.

По сравнению с Грецией профессия актера здесь не была так популярна. Римские граждане, особенно высоко ценившие государственную службу, считали для себя зазорным заниматься этой профессией. Во время театральных представлений публика могла щедро наградить актера или публично высечь его палками тут же на сцене. Театральное искусство приходилось по вкусу лишь немногим, для большинства римлян оно было непонятным и чуждым.

Особым успехом у зрителей пользовались цирковые зрелища. Трибуны Большого цирка в Риме вмещали 150 тыс. зрителей. Все в сборе. Нетерпение растет, трубят трубы, публика издает ликующие вопли, представление начинается! Атлеты соревнуются в беге, наездники мчатся на колесницах или стоя во весь рост на крупах двух лошадей. Рискуя жизнью, они совершают головокружительные трюки. А вот номер, не имеющий себе равных, — битва кровожадных львов с 20 слонами. Через некоторое время манеж окрашивается кровью, публика неистовствует. Затем на арену выходят искусные фокусники, ловкие жонглеры, бесстрашные эквилибристы, конные акробаты, экзотические животные...

Пять вечеров подряд будет идти это поразительное цирковое представление. И хотя в нем больше ценили не силу и ловкость, а пролитую кровь, все равно это было увлекательное зрелище, где на подмостках впервые выступал «бродячий народец». Нашествие варваров и падение Римской империи повлекли за собой разрушение цирков и ипподромов.

Музыкальное искусство Античности

Рождению музыки, как свидетельствует один из известных мифов, мы обязаны Древней Греции. Благодаря грекам достоянием музыкальной культуры стали такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония и ритм, хор и оркестр, рапсодия и симфония.

В жизни греков музыка значила очень многое. Она сопровождала их на праздниках и торжественных шествиях в честь богов, звучала во время гимнастических состязаний атлетов, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений. Обучение музыкальному искусству, его теории и приемам исполнения было обязательной частью общей системы образования гражданина и считалось важнейшим средством влияния на нравственный мир человека. Аристотель подчеркивал способность музыки «оказывать известное воздействие на этическую сторону души» человека.

Многое могут рассказать о роли музыки и происхождении музыкальных инструментов древнегреческие мифы, скульптура, росписи на вазах и стенах храмов. Любовью и уважением пользовались странствующие певцы — сказители эпических преданий аэды и рапсоды, воспевавшие подвиги героев и деяния богов. Они исполняли песнопения в сопровождении лиры (формингса), струны которой натягивались поперек черепахового панциря.

В VII—VI вв. до н. э. возникла хоровая и сольная, гражданская и военная лирика. Крупнейшим поэтом-лириком стал Пиндар (род. в 518 г. до н. э.), сочинявший торжественные оды, предназначенные для исполнения на гимнастических или «мусических» состязаниях. Прославилась и поэтесса Сапфо (VII— VI вв. до н. э.) — «десятая муза» с острова Лесбос. Она создала школу, где знатные девушки обучались поэтическому искусству, пляскам и пению.

Музыкальное искусство древних греков было по преимуществу вокальным (пение в инструментальном сопровождении). Предпочтение отдавалось струнным щипковым инструментам: формингсу (древней разновидности лиры), лире и кифаре, которые лучше всего подходили для возвышенного музицирования. Среди духовых инструментов были распространены флейта Пана и авлос (инструмент типа гобоя). Авлос обычно сопровождал театральные представления, гимнастические и танцевальные выступления. Считалось, что этот инструмент более других способен волновать душу человека.

Но особое предпочтение греки отдавали лире, которая сопровождала танец и пантомиму, театральные представления и декламацию стихов. Не случайно древнегреческих поэтов именовали песнопевцами и изображали с лирой в руках. К названию этого инструмента, как известно, восходит литературный термин «лирика». Именно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства.

В античной трагедии у музыки была чрезвычайно важная функция — вызывать у зрителей необходимые, по мнению драматурга, чувства и мысли. Роль «идеального зрителя», способного проникновенно и мудро истолковывать смысл происходящего на сцене, выполнял хор. В комедийных же представлениях музыка имела гораздо меньшее значение.

К сожалению, восстановить истинное звучание древнегреческой музыки сегодня невозможно из-за практически полного отсутствия нотных записей.

Музыкальная культура Древнего Рима развивалась во многом под влиянием греческой, позднее сюда стала проникать музыка с Востока, особенно из Сирии и Египта. Этот сплав разностильной музыки вполне отвечал прихотям богатых римлян, ведущих праздный образ жизни, — музыка призвана была пробуждать «изнеженные чувства», веселить, создавать праздничное настроение.

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Именно такую профессию поэт Марциал (ок. 40 — ок. 104 гг.) советует избрать сыну друга: лишь в этом случае ему будет обеспечена карьера. Хорошим вкусом у римских меценатов считалось содержать оркестры из рабов. Впервые была введена практика организации музыкальных концертов. Большой успех имели публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров. В честь некоторых музыкантов на площадях городов возводились памятники. Особой популярностью пользовались музыкальные состязания поэтов, певцов и кифаристов (исполнителей на кифаре). Победителей торжественно чествовали и увенчивали лавровыми венками.

Римская музыка была теснейшим образом связана с лирикой. Не случайно Ювенал называл истинным поэтом того, кто сочетает стихи € мелодиями. Положенные на музыку лирические произведения Овидия, Горация и Катулла демонстрировали органическое единство этих искусств. Среди музыкально-поэтических жанров Древнего Рима можно назвать песни триумфальные или победные, застольные, свадебные и поминальные.

Музыка звучала и во время народных праздников, например, сбора урожая. В хвалебных гимнах люди выражали благодарность богам за собранный урожай и молили их о будущем. Знамениты и любимы были праздники бога Вакха — вакханалии, сопровождавшиеся музыкой, пением и плясками.

Постепенно музыка становилась ремеслом, способный лишь забавлять и развлекать публику, а поэтому некоторые современники той эпохи утверждали, что музыка, если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство...

Вопросы и задания

1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?

2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Аполлона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?

3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Как вы думаете, почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?

4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуры Древнего Рима.

5. Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в Древнем Риме?

Творческая мастерская

1. Попробуйте разыграть на сцене один из эпизодов трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» (или другой пьесы — по выбору). Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, масок для различных актерских амплуа.

2. Посмотрите одну из современных театральных постановок древнегреческих трагедий или комедий. В чем заключается причина их неослабевающей популярности? Напишите рецензию на этот спектакль, отметив режиссерский замысел и его воплощение, игру актеров, музыку и декорации.

3. Подготовьте сообщение об одном из греческих драматургов (Эсхиле, Софокле, Еврипиде). Какие произведения этих авторов вы бы включили в антологию греческой литературы? Обоснуйте свой выбор.

4. Определите по словарю и запишите в тетрадь значение таких музыкальных понятий, как «мелодия», «гармония», «ритм», «хор», «оркестр», «рапсодия», «симфония».

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Рождение античного театра»; «Греческая комедия и трагедия»; «Выдающиеся трагики и комедиографы Древней Греции»; «Человек и рок в древнегреческом театре»; «Лирическая поэзия Древней Греции»; «Музыка и танец Древней Эллады»; «Музыкальное искусство Древнего Рима»; «Театральное и цирковое искусство в Древнем Риме»; «Мотивы Античности в произведениях русского (европейского) искусства»; «Вклад Античности в общую культуру человечества»; «Почему культуру Античности называют “колыбелью” европейской цивилизации? »

 

Книги для дополнительного чтения

Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967. Античная комедия. Ростов н/Д, 1997.

Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1996.

Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.

Головня В. В. История античного театра. М., 1972.

Голосовкер Я. Логика мифа. М., 1987.

Греческая трагедия. Ростов н/Д, 1997.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. Музы и маски: Театр и музыка Античности. СПб., 2005.

Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1986.

Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.

Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса. М., 2004

 

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Категория: Мои файлы | Добавил: time
Просмотров: 10799 | Загрузок: 204 | Рейтинг: 0.0/0