Главная » Файлы » Конкурсы » Святыни Петербурга - памятники ратной славы

Воинские храмы в истории Петербурга
03.11.2017, 20:05

С самого своего основания Петербург связан с армией и флотом. Солдаты были среди первых строителей города. Гарнизон города всегда был многочисленным: к 1725 г. он состав­лял почти 27 тысяч человек, а через сто лет — уже 50 тысяч военнослужащих.

В 1740 г. вышел указ о строительстве полковых слобод. Их расположили на загородных участках: за Литейным проспек­том, Литовским каналом, рекой Фонтанкой и Загородным проспектом. Военная история города сохранилась в названиях улиц, проспектов, зданий и церквей.

Начиная с 1730-х гг. в Петербурге были расквартированы гвардейские полки: Семеновский, Егерский, Преображен­ский.

Гвардия — опора трона. В русской истории нередки мо­менты, когда симпатии гвардейцев решали судьбу россий­ского престола.

Гвардейские полки покрыли себя славой на полях сраже­ний, их победы укрепляли могущество России.

В них служили многие выдающиеся военачальники: в Семе­новском полку начинали военную карьеру будущий генералис­симус А. В. Суворов; шефом Егерского полка был П. И. Ба­гратион.

Для полков строились казармы, хозяйственные корпуса и обязательно полковая церковь. Прообразом полкового хра­ма была походная церковь, которая всегда следовала за вой­ском, даже во время сражений. Она представляла собой палатку с престолом, полотняным или складным иконоста­сом и иконой-покровительницей. При войске находился свя­щенник, переносивший вместе с ними все тяготы военной службы.

В районе, расположенном между Литейной «першпективой» и Смольным монастырем, разместился основанный Пет­ром I Преображенский полк, для которого в 1754 г. по проекту М. Г. Захарова был воздвигнут Преображенский собор. Повелением императора Павла I он стал именоваться собором всей гвардии.

На бывшей Шпалерной улице находились казармы лейб- гвардии Кавалергардского полка с церковью Захария и Елиса- веты, на Кирочной улице — казармы Саперного батальона с церковью Козьмы и Дамиана.

Старейший в русской гвардии Семеновский полк располо­жился у Загородного проспекта. По первоначальному проекту П. М. Еропкина полковая церковь Введения во храм Пресвя­той Богородицы должна была завершать перспективу Горо­ховой улицы (то есть стоять на месте ТЮЗа), но план не был осуществлен, и церковь построили напротив нынешнего Витебского вокзала.

Далее по Фонтанке располагались постройки гвардейского Измайловского полка. Собор Живоначальной Троицы стал украшением района.

Для лейб-гвардии Конного полка на Благовещенской пло­щади (ныне пл. Труда) в конце XIX в. была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

У некоторых полков были внутренние храмы. Внутренние храмы были также при Главном штабе (церковь Георгия По­бедоносца), при военных учебных заведениях, в Морском ве­домстве — собор св. Спиридона Тримифунтского при Ад­миралтействе, церковь св. князя Александра Невского при Морском госпитале и др.

Для живущих на берегу моряков предназначался Николо- Богоявленский Морской собор.

Полковые храмы представляли собой мемориальный комп­лекс-музей воинской доблести русской армии. Они рассказы­вали историю полков, показывали все крупные сражения, в которых эти полки участвовали.

Весь храм или его приделы освящались в память о важных событиях из жизни полка. Так, лейб-гвардии Егерский полк отличился во время Отечественной войны 1812 года в сражении под Кульмом 17 августа 1813 г. — в день памяти святого Миро­на. Позже, по повелению Николая I, этот день стал отмечаться как полковой день егерей, а полковую церковь, построенную в 1850-е гг. освятили во имя святого мученика Мирония.

Наряду с основным значением многие храмы постепенно становились своеобразными музеями, памятниками и пантеона­ми. В них хранились полковые иконы, походные иконостасы, церкви-палатки, побывавшие на полях сражений. В церкви Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы Семеновского полка на­ходились иконы Нерукотворного Спаса и Знамения Божьей Матери из походной церкви Петра I, бывшие с ним во время Полтавской битвы; в Троицком соборе лейб-гвардии Измайлов­ского полка стояла церковь-палатка русских войск, участвовав­ших в сражении при Очакове. В храме Захария и Елисаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка до 1844 г. хранились ико­ностас (переданный позднее в Эрмитаж и оттуда в Москов­скую Оружейную палату), а также иконы Успения и Смолен­ской Божьей Матери из походной церкви Ивана Грозного.

Новый этап в истории полковых храмов связан с Отечест­венной войной 1812 г. Под командованием М. Б. Барклая-де-Тол­ли сражались батальоны Преображенского и Семеновского пол­ков. В Бородинском сражении отличились Измайловский и Ли­товский полки, лейб-гвардии Конный полк. За отвагу и храбрость Павловский и Гренадерский полки были причислены к гвардии. В одном из сражений Отечественной войны — битве при Куль­ме — отличились Преображенский, Семеновский и Егерский пол­ки. Русская армия возвращалась домой с трофеями и наградами, часть из которых попала в полковые храмы. Реликвии об­щенародного значения передавались в только что выстроенный Казанский собор. Икона Казанской Божьей Матери находилась при русском войске во время решающих сражений Отечественной войны. Перед собором стоял обелиск в память о победе России. Позже перед ним поставили скульптурные памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Коллекции полковых храмов были пополнены во время Русско-турецких войн 1828-1829 и 1877-1879 гг. Это трофейные знамена и оружие, ключи от завоеванных крепостей и городов. Например, в церкви Литовского полка хранилась тамбурмажорная трость, отбитая у верхового визиря в 1829 г. Трофейные пушки были установлены перед Преображенским собором всей гвардии, а в самом соборе находилось 500 трофейных знамен, бунчуков и другие реликвии.

Перед Троицким собором Измайловского полка был сооружен памятник воинской доблести офицеров и солдат. Для него были использованы трофейные орудия, взятые в бою под Гор­ным Дубняком. Памятник был установлен в годовщину боя. В -самом храме хранились военные трофеи, ключи от взятых крепостей, в том числе от Баязета и Карса.

После захоронения М. И. Кутузова в Казанском соборе полковые храмы становятся пантеонами героев однополчан. Захоронение в нем — знак наибольшего уважения к человеку.

В 1848 г. был издан указ о том, чтобы во всех полковых церквях «поставить бронзовые доски, на которых вырезать имена офицеров, служащих в полку и убитых в сражениях противу неприятеля и погибших от ран».

Нередко перед храмами устанавливались памятники погиб­шим однополчанам, например, перед церковью Косьмы (Козьмы, Космы) и Дамиана Саперного батальона, у церкви Захария и Елисаветы Кавалергардского полка.

В конце XIX — начале XX в. в полковых храмах появляют­ся личные награды, документы и другие реликвии офицеров и солдат полка, погибших в боях.

Однако возведением церквей отмечали не только победы, но и поражения. Трагедия Цусимы тяжело переживалась всеми. В этом и других сражениях русско-японской войны многие поте­ряли отцов, мужей, сыновей. В Петербурге было решено пост­роить собор в память погибших моряков, куда, как на могилу, могли бы прийти их родственники. Им стала церковь, назван­ная в народе храм Христа Спасителя («Спас на водах»).

В настоящее время остаются действующими Преображен­ский собор, и ставший кафедральным Николо-Богоявленский собор. Помимо них, сохранилось здание Троицкого собора Измайловского полка. Большинство же полковых храмов уничтожены в 1930-е гг. Полковые реликвии, хранившиеся в них, в большинстве своем утрачены навсегда. То, что удалось уберечь, передано в Государственный Исторический музей в Москву, Военно-исторический музей артиллерии, инженер­ных войск и войск связи, Государственный Эрмитаж.

 

Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. - 2-е изд. / М.С. Зимина, О.О. Лихачева. - СПб.: Корона принт, 2008. 

Категория: Святыни Петербурга - памятники ратной славы | Добавил: time
Просмотров: 277 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0