Главная » Файлы » Конкурсы » Святыни Петербурга - памятники ратной славы

Свято-Троицкий (Измайловский) собор
[ Скачать с сервера (3.25 Mb) ] 04.11.2017, 22:46

                                                                                  Измайловский проспект, 7

                                                                                  (угол Троицкого проспекта)

Полное историческое наименование – Собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.

В 1740-х гг. на берегу Фонтанки расположились слободы гвардей­ских полков – Преображенского, Се­меновского и Измайловского. По традиции для каждого полка строил­ся свой храм. Последний был пере­веден в Петербург из Москвы. В них не только моли­лись, но и хранили военные реликвии.

Лейб-гвардии Измайловский полк был сформирован в селе Измайлово под Москвой 22 сентября 1730 году по приказу императрицы Анны Иоанновны, дочери Иоанна Алексеевича, родного брата императора Петра I. Вскоре полк был переведен в Петербург и расквартирован в деревне Калинкиной, неподалеку от устья Фонтанки, гам находился походный храм-шатер. Зимой шатер убирали, и молиться солдаты и офицеры ходили в приходские храмы.Затем полку отвели новое место, выше по реке.

Нынешнее здание огромного каменного собора с синими куполами строилось специально для Измайловского полка на месте сначала часовенки, а затем деревянной церкви (автор неизвестен).

В 1754 г. для измайловцев был заложен, а в 1756 г. освящен отдельный пятиглавый храм. Эта была деревянная церковь по образцу церкви в селе Керстово, близ Ямбур­га (ныне Кингисепп) — имении Фёдора Дубянского, духовника императрицы Елизаветы Петровны, которая подарила полку дорогую церковную утварь. Характер­ной особенностью храма была расстановка куполов по образцу украинских пятику­польных церквей, представляю­щих в плане равноконечный крест.

Купола этих церквей поставле­ны над ветвями креста по сторонам света. Иконы для храма написал известный мастер М. Л. Колокольников. Новая церковь была холодной.

За семьдесят лет здание сильно обветшало. И когда она сильно пострадала при наводнении 1824 г. — вода в ней стояла на уровне двух метров — решено было постро­ить каменный храм. Работа была поручена архитек­тору В. П. Стасову с указанием принять за образец пострадав­ший храм.

В 1828-1835 гг. рядом с обветшав­шей церковью архитектор Василий Петрович Ста­сов возвел собор в стиле высокого классицизма. Торжественная закладка храма состоялась 13 мая 1828 года в день Святой Троицы. Отсюда и его название — собор Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, больше известный как Измайловский собор.23 февраля 1834 г. большой купол сорвало бурей, пришлось делать его заново. 25 мая 1835 года состоялось освящение собора митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Умело сочетая приемы традиционного русского зодчества и формы клас­сицизма, архитектор В. П. Стасов разработал удачный проект. Крестообразный в плане, собор увенчан мощным пятиглавием. Малые купо­ла расположены нетрадиционно для русской архитектуры — на концах равноконечного креста (в целом повторяя ком­позицию деревянной церкви). Высота собора — около 80 метров. Как отмечали современники, его бронзовые звезды на голубого цвета куполах видны были за пределами Петербурга.

Измайловский собор строился на личные средства царя Николая I, так как он являлся шефом Измайловско­го полка.

Монументально выглядят шестико­лонные коринфские портики, торжественна сама гладь стен собора, оттененная наверху широким скульптурным фризом, включающим фигуры ангелов, гирлянды и воинские доспехи. В нишах его западного фасада установлены статуи арханге­лов Михаила и Гавриила, исполненные по моделям скульптора С. И. Гальберга. Их суровые лица и сдержанные позы впол­не соответствуют военному значению храма. На балюстраде вокруг башен малых куполов высятся чугунные треножни­ки-символы вечного огня.

Внутри здание задумано просто, но эффектно, поражает просто­ром и обилием света. В интерьере применены спаренные коринфские колонны, поставленные пе­ред пилонами, поддерживающими своды и купол. Облицован­ные белым искусственным мрамором, они придают особенную нарядность помещениям храма, способного вместить 3 тысячи человек. Оригинально была решена Стасовым и форма резно­го иконостаса, сооруженного в виде закругленной стены. Его вырезала охтинская мастерская Тарасова. Сень над престолом поддерживали четыре коринфские колонны, образующие полуротонду. Большинство икон написал художник Н. А. Майков с помощниками.

Стены и своды собора были расписаны живописцами из Ростова Великого Т. И. Медведе­вым и А. И. Травиным. Плащаницу написал А. И. Иванов. Украшает помещение трехъя­русная бронзовая люстра весом около пяти тонн.

На стенах храма висели мраморные дос­ки, на которых были высечены имена погибших в сражениях офицеров Измайловского полка. На стенах собора висели трофей­ные турецкие знамена — знак добле­сти и мужества офицеров и солдат Измайловского полка, проявленных ими в русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.

Здесь же хранились знамена полка, флаги и ключи от турецких крепостей. К святыням храма принадлежали иконы XVII века и образ «Христос — Ве­ликий Архиерей», писанный для первой, деревянной, церкви. Под сводами собора как-то особенно обостренно воспринима­лись слова Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В 1886 году перед собором по проекту архитектора Д. И. Гримма был воздвигнут строгий памятник Славы в честь подвигов русских солдат в русско-турецкой войне 1877—1878 го­дов. Сложенный из 140 трофейных пушек, расположенных в пять ярусов, он завершался кры­латой фигурой Победы с лавровым венком и пальмовой ветвью в руках (скульптор П. И. Шварц). На семиметровом пьедестале памятника находились бронзовые доски с выбитыми на них перечнем сражений и наименованиями войско­вых частей, участвовавших в войне. Два столба, составленных из трофейных пушек, стояли на Измайловском проспекте. Триумфальный монумент открывал лично император Александр III.

В 1894-1895 годах напротив собора (на углу Измайловского пр. и 1-й Красно­армейской улицы) по проекту С. П. Кондратьева была построена часовня (оформленная в стиле классицизма) в память спасения императорс­кой семьи в Борках, где произош­ло крушение поезда.

Белый с золотом иконостас для нее вырезал П. С. Абросимов, образа написал академик И. А. Тюрин. В целом интерьер часовни отличался благородной простотой линий.

Здание Свято-Троицкого собора вместе со зданием казарм Измайловского полка, расположенным вдоль проспекта с тем же названием, придало монументальный характер этому району города. Величественность созданного Стасовым храма рождала в памяти прекрасные образы новгородских Софийского и Георгиевского соборов.

Последующая судьба Свято-Троицкого собора сложилась менее благополучно. В 1920—1930-х годах его интерьер серьез­но пострадал в результате многочисленных актов вандализма. Памятник Славы, стоявший перед ним, был снесен (в 1930 г.). Во время Великой Отечественной войны храм получил повреждения от попаданий вражеских снарядов. Его отремонтировали в 1952-1953 гг. Здание, охраняемое государством как памятник архитектуры, было превращено в склад. В 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида собора, его интерь­ер находился в плачевном состоянии. Летом 1990 года собор был возвращен верующим. Вскоре в нем начались реставраци­онные работы. Одновременно возобновились и богослужения. Закончено восстановление памятника Славы. Его торжествен­но открыли в октябре 2005 года.

25 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. Собору был нанесён непоправимый урон — полностью уничтожена деревянная конструкция купола, находившаяся в храме более 170 лет.

Перед Свято-Троицким собором установлен памятник его создателю. Бюст зодчего был исполнен в 1969 году скульпто­ром М.Т. Литовченко-Аникушиной, постамент спроектирован Ж. М. Вержбицким. Это - один из лучших скульптурных портретов в городе.

Страницы истории собора поведали нам о следующих примечательных фактах: 15 февраля 1867 года здесь проходило венчание Ф. М. Достоевского и А. Г. Сниткиной, а 6 ноября 1894 года отпевали А. Г. Рубинштейна.

Святыни

В соборе Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это икона Святой Живоначальной Троицы.

Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г. У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie's и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга образ был принесен в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2011 года в соборе постоянно пребывает частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Сотни верующих ежедневно притекают к Матронушке, и как заповедала она сама, рассказывают ей о своих горестях и скорбях. И по горячим молитвам получают ответы на свои вопросы.

Молодые люди, девушки и юноши, которые только хотят создать крепкую и счастливую семью, возносят свои молитвы перед честными мощами покровителей семьи - преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, которые пребывают в нашем храме постоянно. Ежедневно у святых мощей Петра и Февронии совершается молебен.

В соборе также прибывают частицы мощей великих каппадокийцев, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В храме находится уникальный образ – икона Святой блаженной Ксении Петербургской. Конечно, икона матушки Ксении есть в каждой церкви Северной столицы, однако именно эта работа кисти художника Ростислава Гирвеля стала первой написанной с прижизненного портрета блаженной старицы, хранящегося в запасниках Эрмитажа. До этого российские иконописцы, не знавшие, как выглядела святая Ксения, брали за образец иконы Божией Матери. Теперь же, благодаря Ростиславу Мартыновичу, мы можем узнать, как выглядела святая покровительница нашего любимого города на самом деле.

Еще один угодник Божий, к которому притекает множество верующих с молитвой – святитель Николай Чудотворец. В Троицком Измайловском соборе есть два его образа, один из которых – икона святителя Николая с житием, а второй образ - келейная икона святителя Николая, принадлежавшая почитаемому старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Каждый, кто заходит в Троицкий собор, сразу обращает внимание на несколько огромных, многометровых икон, помещенных здесь. Образы эти точно такие же, как в Исаакиевском соборе, только там – мозаика. Действительно, иконы эти самым непосредственным образом связаны с Исаакиевским собором: с них мастера, оформлявшие в середине 19 века внутреннее убранство Исаакия, и выполняли мозаику. А эти полотна художников позднее передали на вечное хранение в Троицкий собор. Среди них – апостолы Петр и Павел, Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, святая Екатерина, святой Александр Невский, а также Исаакий Далматский.

В соборе хранится Порт-Артурский образ, который был написан после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны в 1905 году. Это – напоминание о том, что наш Троицкий собор строился как военный храм, в котором молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка. Есть в соборе и такой редкий образ Богоматери, как «Поможение в родах», название которого говорит само за себя. А одной из самых любимых среди прихожан собора является икона «Скоропослушница» – пожалуй, самая скромная по своему оформлению, однако именно с ней связано множество чудес. Многим людям, молящимся именно перед этой иконой, помогла Пресвятая Богородица. Также в нашем соборе пребывает чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Всецарица».

Родители, которые хотят, чтобы их дети росли послушными и помнили Бога, молятся у тоже достаточно редкого образа – «Христос благословляет детей».

 

Литература:

Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 17-е изд. – СПб.: Корона принт, 2009.

Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. - 2-е изд. / М.С. Зимина, О.О. Лихачева. – СПб.: Корона принт, 2008.

Крюковских А. П. Петербургские храмы. – СПб.: «Паритет», 2009.

Санк-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник (Учебное пособие). – СПб.: «Паритет», 2011.

Официальный сайт Собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

http://www.izmsobor.ru/ru/home/istoriya-sobora

Категория: Святыни Петербурга - памятники ратной славы | Добавил: time
Просмотров: 706 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0