Главная » Файлы » Конкурсы » Святыни Петербурга - памятники ратной славы |
[ Скачать с сервера (1.32 Mb) ] | 25.11.2017, 20:48 |
Ново-Адмиралтейский канал, угол Английской наб. (арх. М.М. Перетяткович) Постройкой храмов в России отмечались не только победы, но и поражения, чтобы народ не забывал о павших на поле боя. Потому не прошло и двух месяцев после Цусимского боя, как в Гавани, в деревянном манеже Дерябинских казарм, 14. 07. 1905 протопресвитер А. А. Желобовский освятил временную церковь свт. Николая в память погибших моряков с приютом-школой для их сирот. Настоятелем этой церкви стал известный проповедник-миссионер о. И. Л. Лопухилов. Этот храм был задуман еще капитаном Игнациусом, командиром броненосца «Князь Суворов». Иконы в небольшом одноярусном иконостасе написал матрос Владимиров. Церковь была почти закончена при уходе эскадры на Дальний Восток, где «Князь Суворов» погиб в Цусимском бою. Для постройки каменного храма — «символа братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» — осенью 1908 был образован комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны во главе с сенатором П. Н. Огаревым, чей сын погиб при Цусиме. 19.02.1909 на территории Ново-Адмиралтейского завода было освящено место для двухэтажного храма на 400 человек, который возводил инженер С.Н. Смирнов по проекту арх. М. М. Перетятковича в подражание Покрову на Нерли и Дмитриевскому собору во Владимире. Закладка епископом Вологодским Никоном состоялась 15.05.1910, в годовщину Цусимы, с крестным ходом из Никольского собора. В закладной камень греческая королева положила солдатский Георгиевский крест. Облицованный старицким камнем белоснежный храм красиво смотрелся с Невы. В него вели ворота со звонницей и мозаичной иконой Нерукотворного Спаса по эскизу В. М. Васнецова, перед которой горела неугасимая лампада. Обложенные медными листами двери с рельефами имитировали двери XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Они были изготовлены в московской мастерской О. С. Кошкиной. Белокаменные рельефы на фасаде и барабане вырезал Б. М. Микешин, взяв за образец все тот же Дмитриевский собор. Главка церкви была покрыта золотой смальтой. Войдя, молящийся сразу видел в алтаре огромную мозаику «Спаситель, шествующий по водам», изготовленную в мастерской Фролова по эскизу акад. Н. А. Бруни. Она-то и дала народное название храму, праздником которого был первый Спас. Две мозаики на столбах «Моление о чаше» и «Несение креста» были выполнены по эскизам Васнецова. Небольшой, в древнем стиле иконостас из резного светло-серого камня имел два яруса и обложенные басмой образа — списки старинных, которые создала мастерская известного московского иконописца В. П. Гурьянова. Царские врата были из чеканной бронзы; алтарную завесу заменял Андреевский флаг. Утварь тоже подражала древним образцам. Храм стал хранилищем реликвий русско-японской войны 1904-1905 гг. В экспозиции были представлены также георгиевские кресты и другие военные награды, личные вещи, фотографии погибших моряков и другие свидетельства русско-японской войны. При соборе был открыт музей. По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия: эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»; крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»; миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»; транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля. Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, замурованных в стены. В стены церкви были вделаны бронзовые доски с именами павших. Над каждой доской висела копия или подлинник судовой иконы с лампадой (в том числе и икона с легендарного «Варяга») и было начертано название корабля и сражения с его участием. Расписать интерьер не успели, но одну из стен украшала большая картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере “Светлана”» акад. А. Н. Новоскольцева. Храм освещался бронзовыми паникадилами-хоросами, висевшими на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие в филигранном окладе мастерской Овчинникова подарила княгиня С. М. Волконская, чей сын погиб при Цусиме; большой красивый ковер вышили разные знатные дамы, хоругви — вдова адмирала 3. П. Рождественского. Нижний сводчатый храм свт. Николая, куда вел узкий коридор, был сплошь расписан М. М. Адамовичем сценами из Евангелия и жизни святителя Николая. Двухъярусный деревянный иконостас был обит парчой и украшен бронзовыми накладками; царские врата, подаренные строителем — инженером Смирновым, датировались XVI веком. Рядом с ними находился замечательный образ Казанской Божией Матери, шитый золотом в мастерской Кошкиной в Москве. Смирнов поднес также древний складень и старинные иконы, поставленные в особый киот. Нижний храм освятил 28.07.1911 протопресвитер Г. И. Шавельский в присутствии родственников погибших, а торжественное освящение верхнего последовало через три дня. На нем присутствовал Государь с дочерьми, королева Ольга Константиновна, поднесшая икону Шуйской Божией Матери 1655года, ее отец— вел. кн. Константин Константинович, много сделавший для постройки, и другие члены императорской семьи. В Неву вошли и стали на рейд боевые корабли. Завершилось торжество военным парадом. Настоятелем был назначен прот. Владимир Васильевич Рыбаков, сверхштатным священником — о. Михаил Кириллович Прудников, бывший капитан 1-го ранга, известный своей прозорливостью. В 1913 при храме открыто благотворительное братство. Недолго довелось красоваться этому замечательному памятнику русским морякам. 20.12.1919 храм стал приходским, через пять лет был закрыт, затем опять ненадолго открыт. В начале 1932, несмотря на тысячи собранных подписей, окончательно закрыт (постановление от 2.12.1931) и вскоре взорван (10.03.1936 г.). Городская легенда гласит, что доски с именами погибших моряков были брошены на дно Невы. На части фундамента стоит ныне промышленный корпус Адмиралтейского завода. Ничто более не напоминает, как некогда было здесь: Янтарный сумрак, тишина, Скрижали вдоль колонн, А на скрижалях — имена... Ряды, ряды имен... В 1991 создан фонд восстановления храма. В запасниках Русского музея были найдены четыре мозаики из разрушенного здания. К 1995 арх. В. Бутырин подготовил проект восстановления церкви и постройки на участке часовни. В 2003 г. часовня была освящена. После освящения в часовню были переданы в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров. Крест, установленный на часовне, повторяет очертания креста, венчавшего Спас-на-Водах в начале XX века: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря. В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.
Литература Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т. 2. – СПб.: Издательство Чернышева, 1996. Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. - 2-е изд. / М.С. Зимина, О.О. Лихачева. – СПб.: Корона принт, 2008. | |
Просмотров: 627 | Загрузок: 8 | |