Главная » Файлы » Конкурсы » Святыни Петербурга - памятники ратной славы

Казанский кафедральный собор
[ Скачать с сервера (1.68 Mb) ] 03.11.2017, 19:56

(Казанская пл., 2)

На этом месте в XVIII в. находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы (арх. М. Г. Земцов), построенная в стиле барокко в 1733 – 1737 гг. и напоминающая Петропавловский собор. Церковь была вертикальной доминантой Невского пр., ее колокольня перекликалась с новой башней Адмиралтейства (арх. И.К.Коробов). В храме хранилась самая чтимая в СПб чудотворная икона Казанской Божией Матери (покровительница дома Романовых и русского воинства). В церкви венчались Анна Леопольдовна с герцогом Антоном Ульрихом (1739), будущий император Петр III и Екатерина II (1745), Павел I и Наталья Алексеевна (1773), здесь Екатерина II была провозглашена императрицей. В конце XVIII в. церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле, стала казаться невзрачной. В конце XVIII в. Д.Кваренги, Н.А.Львов работали над проектом нового собора, но он остался лишь на бумаге. Старую церковь разобрали.

Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском - хоронили, а здесь - венчали.

В 1799 г. был проведен конкурс на проект нового храма. По требованию Павла I здание должно было напоминать собор Святого Петра в Риме с круговой колоннадой. В конкурсе участвовали Ч.Камерон, П.Гонзаго, Тома де Томон. Победу одержал А.Н.Воронихин, бывший крепостной графа А.С.Строганова (к этому времени Воронихин построил дачу Строганова на Черной речке, заново отделал интерьеры Строгановского дворца, возведенного Растрелли на Невском пр., составил проект колоннад Большого Каскада в Нижнем парке в Петергофе; в период работы над Казанским собором Воронихин строит Горный институт). Проект был утвержден в 1800 г. Отвечал за строительство собора граф А.С.Строганов, президент Академии художеств. На церемонии освящения собора он простудился и умер через несколько дней. Наблюдал за строительством архитектор И.Е.Старов. 27 августа 1801 г. состоялась торжественная закладка собора в правление императора Александра I.

По христианским канонам алтарная часть собора должна быть обращена на восток, в данном случае в сторону Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова). При этом здание требовалось развернуть по отношению к главной магистрали боковым – северным – фасадом. Не нарушая церковных канонов, Воронихин перед северным фасадом, вровень с его высотой, возвел грандиозную колоннаду. Организовав полуциркульную площадь перед Невским пр., Воронихин решил градостроительную задачу: закрепив концы колоннады портиками, он оформил проезды вдоль канала и Большой Мещанской ул. (Казанская ул.). Предполагалось возвести такую же полуциркульную колоннаду с противоположной – южной – стороны, а концы обеих со стороны западного фасада соединить прямыми колоннадами с портиком, отмечающим главный вход в собор. Из-за финансовых затруднений этот замысел так и не был осуществлен. Перед собором Воронихин спроектировал площадь, ограничив ее чугунной оградой (только ограда была воздвигнута).

Наружный купол собора представлял металлическую конструкцию, выполненную из кованого железа (первая подобная конструкция в отечественной практике).

Здание построено в стиле классицизм. Строительство шло 10 лет. Освящен 15 сентября 1811 г. митрополитом Амвроисем (Подобедовым) в день празднования коронации Александра I. Граф Д.И.Хвостов написал «Оду на освящение Казанской церкви»:

Предвечным светом озарены,

Земныя дивны красоты

Влекут мой разум восхищенный

На горни неба высоты:

Сам Царь стремленьем сердца, взора

Средь вдохновенного собора

Курит чистейший Фимам;

Сыны российския Державы

Возносят глас: Бог сил, Царь славы

Взошел в великолепный храм.

За сооружение Воронихин награжден орденом Св.Владимира 4-ой степени, дававшим право на потомственное дворянство, чуть позже - Св.Анны 2-ой степени и пожизненной премией в размере годового жалования. Изображение собора помещено на надгробии Воронихина на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Собор был построен в честь чудотворной Казанской иконы Божией матери, явившейся в Казани в конце XVI в. В 1612 – 1613 гг. в период борьбы с польскими и шведскими интервентами икона сопровождала народное ополчение князя Дмитрия Пожарского. Затем она находилась в Москве, в Теремном Казанском соборе. В 1710 г. по повелению Петра I в Петербург было доставлено старинное повторение явленного в Казани чудотворного образа (третий список иконы – Петроградский, он более чем вдвойне превосходит список изначальный). Икону, вероятно, привезла в Петербург царица Прасковья Федоровна (жена брата Петра I – Ивана V). Вначале икона была помещена в деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (Петроградская сторона). Через 2 года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, в 1727 г. ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. При Анне Иоанновне (дочери царицы Прасковьи Федоровны) икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанскою. Императрица Елизавета Петровна переименовала церковь в собор.

Престольный праздник 8 (21) июля собирал горожан, молебен служили на площади у собора. Благодарственным молебном отмечали 25 декабря – день избавления России от нашествия Наполеона.

Казанский собор – первое в СПб ансамблевое здание в широком градостроительном значении.

К моменту завершения строительства перед собором находилась открытая Казанская площадь, украшенная в центре невысоким обелиском.

Колонны облицованы пудожским известняком (река Пудость у Гатчины; в естественном залегании мягок, легко поддается обработке, на воздухе твердеет и становится прочным).

Собор имеет в плане форму латинского креста и принадлежит к типу зальных церквей.

Высота собора с куполом – 71,6 м; длина с востока на запад – 72,5 м; с севера на юг – 56,7 м.

Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией «Райских дверей» (библейские сюжеты, «Ветхий Завет») баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Они воспроизведены по гипсовому слепку, хранящемуся в Академии художеств. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Порядок размещения рельефов несколько изменен.

Не похож на православный собор. Православные церкви 5-купольные, в Казанском соборе 1 купол, нет колокольни, колокола в крыльях колоннады, над портиками.

Богатое убранство и утварь храма утрачены. Иконы для Казанского собора были написаны В.Боровиковским (иконы Благовещения, преподобного Антония и Феодосия Печерских, святой великомученицы Екатерины, святые Евангелисты для царских врат), О.Кипренским (Богоматерь), А.Ивановым, Ф.Брюлло, К.Брюлловым («Взятие на небо Богоматери»), Г.И.Угрюмовым (архангелы Гавриил и Михаил), П.В.Басиным («Введение во храм»), Ф.А.Бруни («Покров»). Некоторые переданы в музеи.

В 1812 г. генерал Платов через Кутузова передал церкви серебро, которое русская армия (Донские казаки) отняла у отступающих французов. Из драгоценного металла предполагалось изготовить четыре фигуры евангелистов для внутреннего убранства Казанского собора. Модели фигур изготовил И.А.Мартос, но этот проект не понравился обер-прокурору Синода А.Н.Голицыну. Через несколько лет серебро решили использовать для изготовления нового иконостаса. Но в связи со строительством Исаакиевского собора на эту работу не было денег. Первоначальный иконостас (сооружен по рисунку А.Н.Воронихина) был заменён на серебряный только в 1836 году. Его создал архитектор К. А. Тон. Внизу иконостаса надпись: «Усердное приношение Донского войска». После революции серебряный иконостас был переплавлен.

Рельефы: на сюжеты Ветхого Завета - восточный «Источение Моисеем воды в пустыне» (ск. И.П.Мартос), западный «Воздвижение медного змия» (ск.И.П.Прокофьев) – раскрывают тему божественного милосердия, готовности высших небесных сил прийти на помощь людям в тяжелый час. Рельефы о жизни Христа - «Вход Господень в Иерусалим», «Взятие Иисуса Христа воинами» (ск.Ж.Рашетт), «Шествие на Голгофу» (ск.Ф.Щедрин). Рельефы, посвященные жизни и деяниям Богородицы: «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» - ск.Ф.Г.Гордеев. Идея рельефов – служение высокому призванию, общему благу, чувство человеческого достоинства.

Бронзовые статуи (со стороны северного входа) отлиты мастером В.П.Екимовым: Владимир Святославович опирается на крест (ск.С.Пименов) – содействовал принятию христианства на Руси; Александр Невский снимает шлем, обращается с благодарной молитвой к Богу (ск.С.Пименов); Андрей Первозванный (В.И.Демут-Малиновский) – стоит у косого креста, на котором будет распят, Иоанн Креститель (ск.И.П.Мартос) – провозвестник новой веры. Возможно, выбор святых связан с главными орденами России.

Предполагалось установить фигуры архангелов Гавриила и Михаила, скульптор И.П.Мартос (сохранились пьедесталы, из-за отсутствия средств статуи были сделаны в гипсе, быстро разрушились).

На наружном полукруглом выступе церковной апсиды находилась икона Казанской Божией Матери, написанная в 1865 г. академиком церковной живописи И.А.Тюриным.

Кроме главного престола (храмовый праздник – 8 июля, день обретения первоначальной иконы в Казани, 22 октября – решающий день победы для освобождения Москвы в 1612 г.) в соборе были еще два придела: правый (южный) – рождества Пресвятой Богородицы и левый (северный) – Святых Антония и Феодосия Печерских.

В 1891 г. по проекту арх.Н.Н.Никонова в соборе, в нише у южной входной двери, была устроена Голгофа с частицей Гроба Господня (в память спасения Александра III с семьей от крушения в Борках 17 октября 1888 г.). Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906г. иерусалимский патриарх Дамиан.

Напротив западного, главного, портика собора расположена небольшая площадь, огражденная ажурной чугунной решеткой. Площадь устроена Воронихиным в 1810 – 1812 гг. в связи с предполагавшейся постройкой второй (южной) колоннады. На пьедесталах, в которые упираются края решетки, собирались установить монолитные фигуры святых апостолов Петра и Павла. Замысел не был осуществлен. Решетка сохранилась. В 1935 г. в сквере не площади установлен фонтан работы Ж.-Ф. Тома де Томона, перенесенный сюда с Пулковского шоссе.

Собор – мемориал Отечественной войны 1812 г. В храме совершали молебны войска, уходившие на войну с Наполеоном. В августе 1812 г., перед отъездом в армию, на торжественное богослужение во имя спасения России приехал Кутузов. В храме хранились 107 военных трофейных знамен, ключи от 17 городов и 8 крепостей, жезл маршала Даву, в июне 1813 г. погребен фельдмаршал Кутузов (умер 16 апреля 1813 г. в Бунцлау – ныне г.Болеславец, Польша; бальзамированное тело перевезли в Петербург, не бальзамировали сердце; часть останков, вынутых при бальзамировании похоронены в дер.Тиллендорф, там установлен памятник – обломанная колонна, символ прерванной жизни). На могиле Кутузова доска: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский. Родился в 1745 г., скончался в 1813 г., в г.Бунцлау». Над мемориальной доской – икона Смоленской Божией Матери, находившаяся у гроба перед погребением. Над ней картина художника Ф.Я.Алексеева «Крестный ход на Красной площади в 1612 г. по случаю освобождения Москвы от польских интервентов». У могилы на пилястрах 6 трофейных французских знамен, 26 ключей в 6 связках.

В Казанском соборе был оглашен Манифест от 3 ноября 1812 г., объявлявший благодарность народу, и Манифест от 25 декабря 1812 г. об окончании Отечественной войны.

Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли, выполненных Б.И.Орловским при участии арх. В.П.Стасова и литейщика В.П.Екимова. Это был первый случай в России, когда у православного храма установили портретные статуи.

До открытия Исаакиевского собора Казанский собор был кафедральным собором СПб. В октябре 1893 г. в соборе отпевали композитора П.И.Чайковского. Среди прозвучавших в этот день музыкальных произведений была его торжественная увертюра «1812 год».

К 100-летию храма был проведен реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А.П.Аплаксин, А.А.Парланд и художник Э.К.Липгарт.

Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, Святого Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым.

В соборе было много уникальных изделий из серебра: кадило 1644 г., подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой великий князь Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 г. по рисунку И. и А.И.Бельских, старинный крест XVII в. с частицами святых мощей. К освящению Строганов поднес дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д.И.Евреиновым.

Рядом с царским местом под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, на соседней колонне – манифест 1815 г. о Священном союзе. У входа – памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I.

С 1743 г. 30 августа (в день Ништадтского мира и перенесения мощей святого Александра Невского) из Казанского собора по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали государи и кавалеры ордена святого Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге был выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить избавление города от холеры 1849 г.

С 1870 г. в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.

В храме служили протоирей Тимофей Ферапонтович Мысловский, автор книги «Молитвы за умерших», последний настоятель протоирей Философ Николаевич Орнатский, общественный деятель, один из новомучеников.

В апреле 1932 храм закрыт для верующих, с 15 ноября 1932 г. по 1991 гг. в соборе располагался Музей истории религии и атеизма. Иконы были переданы Русскому музею. Чудотворная икона была перенесена в Князь-Владимирский собор.

3 июня 1989 г. в Троицкий собор Александро-Невской лавры были возвращены мощи святого благоверного князя Александра Невского, находившиеся в запасниках музея в здании Казанского собора. В декабре 19990 г. в подвале собора были чудесно обретены мощи преподобного Серафима Саровского, утраченные после революции, в феврале 1991 г. – мощи святителя Иоасафа Белгородского.

29 марта 1998 г. Казанский собор был вновь освящен. 14 декабря 1999 г. полностью передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Теперь Казанский собор – кафедральный собор СПб (с 31 декабря 1999 г.). 21 июля 2001 г. в собор вернулась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Музей истории религии находится на Почтамтской ул.

Казанский собор в литературе:

- повесть Гоголя «Нос» (нос майора Ковалева был в Казанском соборе, цензура этот фрагмент изменила: нос отправился в Гостиный двор, с XX в. фрагмент восстановлен как в первоисточнике):

«Он поспешил в собор, пробрался сквозь ряд нищих старух с завязанными лицами и двумя отверстиями для глаз, над которыми он прежде так смеялся, и вошел в церковь. Молельщиков внутри церкви было немного; они все стояли только при входе в двери. Ковалев чувствовал себя в таком расстроенном состоянии, что никак не в силах был молиться, и искал глазами этого господина по всем углам. Наконец увидел его стоявшего в стороне. Нос спрятал совершенно лицо свое в большой стоячий воротник и с выражением величайшей набожности молился.

«Как подойти к нему? — думал Ковалев. — По всему, по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник. Черт его знает, как это сделать!»

Он начал около него покашливать; но нос ни на минуту не оставлял набожного своего положения и отвешивал поклоны».

- О.Э.Мандельштам:

На площадь выбежал, свободен

Стал колоннады полукруг –

И распластался храм Господень,

Как легкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,

Но русский в Риме, ну так что ж!

Ты каждый раз, как иностранец,

Сквозь рощу портиков идешь.

- А.С.Пушкин:

Перед гробницею святой

Стою с поникшей головой…

- А.С.Пушкин:

Все спит кругом: одни лампады

Во мраке храма золотят

Столпов гранитные громады

И их знамен нависший ряд.

- А.С.Пушкин (о Кутузове):

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчаньи шел один ты с мыслию великой,

И в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ таинственно спасаемый тобой,

Ругался над твоей священной сединою.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительно можно посмотреть информацию на официальном сайте Казанского собора http://kazansky-spb.ru/

Категория: Святыни Петербурга - памятники ратной славы | Добавил: time
Просмотров: 798 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0