Главная » Файлы » Конкурсы » Святыни Петербурга - памятники ратной славы

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка
[ Скачать с сервера (4.33 Mb) ] 19.11.2017, 13:10

(Арх. Константин Андреевич Тон)

Пл. Труда, 6

Лейб-гвардии Конный полк сформирован в 1730 году ука­зом Анны Иоанновны и занял казармы близ Смольного двора. Здесь богослужение вна­чале происходило в доме генерал-лейтенан­та В. Ф. Салтыкова (бывшем подворье Фео­фана Прокоповича), где уже имелась цер­ковь Иоанна Предтечи.

04.06. 1741 на втором этаже бывших Кики ных палат в большом зале была заложена и 12.12.1749 освящена в присутствии Елизаве­ты Петровны полковая Благовещенская це­ковь, для которой год спустя Б. Растрелли возвел колокольню. В 1772 штык-юнкер Яков­лев написал образа для нового иконостаса.

В 1801, когда полк переехал в дом Гарновского у Измайловского моста, там же обосновалась и церковь. В 1807 она была перенесена в казармы у Поцелуева моста на Мойке, заняв боковой флигель на углу Кон­ногвардейского переулка, где и находилась до появления нового отдельного храма.

Этот трехпридельный храм с шатровым восьмигранным куполом в центре заложен 02.07.1844 митрополитом Антонием в при­сутствии Николая I, на чьи средства он пре­имущественно и строился.

Автором проекта в «итало-византийском» стиле был Константин Андреевич Тон, который сам руководил строительством при помощи Г. X. Штегемана.

Для завершения церкви, представляющей собой в плане квадрат с чуть обозначенными выступами на фасадах, зодчий избрал шатровое пятиглавие. Как и в некоторых русских церквах XV – XVI столетий каждый угол здания был обработан тремя колоннами, собранными в пучок. В то же время стилизованные шатры и кокошники, украшавшие его, соединялись с ренессансными мотивами в оформлении фрон­тонов. Барельефы на фронтоне исполнил скульп­тор Н. А. Рамазанов.

Церковь эффектно замыкала перспективу улицы, идущей на юг от металлического Благовещенского моста через Неву, ко­торый был открыт в 1850 году.

Поражало великолепие внутреннего убранства храма, его высокохудожественная отделка. Иконостасы из липы вырезал охтинский резчик С. Тарасов. Большинство икон написа­ли академики Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, П. М. Шамшин, М. И. Скотти, А. Т. Мар­ков, запрестольный образ «Вознесение Бо­жией Матери» — проф. И. И. Габерцетель. Кисти Шебуева принадлежала крупная композиция «Вознесение Господне» (ныне находится в Государственном Русском музее).

20 марта 1849 главный священник армии и флота освятил в присутствии Николая I этот изящ­ный храм, стоивший 311 тыс. рублей серебром.

Внутри небольшое четырехстолпное по­мещение было оформлено прилегающими колоннами и пилястрами из искусственного мрамора и украшено лепными рельефами. На стенах висели бронзовые доски с именами павших офицеров, полковые знамена, в вит­ринах хранились мундиры Императоров-шефов. Императрица Елизавета Петровна еще в 1749 подарила церкви три лампады из сереб­ра работы Я. Лео.

Особым почитанием поль­зовалась греческая икона Благовещения Пресвятой Богородицы (1815), пода­ренная великим князем Николаем Николаевичем (старшим) (он получил икону в Святой земле от Иерусалимского патриарха).

Из святынь нужно упомянуть два креста с мощами, один из которых был исполнен в 1701 для царицы Марфы Матвеевны, жены Феодора Алексеевича, и отделан чеканкой и жемчугами. Дорогие серебряные оклады украшали два Евангелия конца XVII века, а в 1755-1756 известный ювелир 3. Дейхман сделал из золоченого серебра сосуды для причастия. Другой видный ювелир Ф. А. Верховцев в середине XIX века изготовил гробницу с рельефами для плащаницы. Ког­да к полувековому юбилею в 1899 в церкви производили ремонт, фабрика Любавина из­готовила на престол серебряную одежду.

К храму, имевшему приход, была припи­сана деревянная церковь, выстроенная в летнем лагере полка. Действовало благо­творительное общество, содержавшее дет­ский приют. Настоятелем с 1893 служил прот. Николай Васильевич Николаевский.

В склепе храма были погребены два ко­мандира полка — кн. А. Ф. Орлов и кн. В. Д. Голицын, и там же устроен небольшой Вла­димирский придел.

Этот богато убранный храм, пострадав­ший при изъятии церковных ценностей, закрыт в октябре 1928 года (решение президи­ума Ленсовета от 06.10. 1928), и весной-летом следующего года безжалостно снесен, так как якобы «стеснял трамвайное движение». В Успенье 1994 на месте храма поставлен деревянный крест.

 

Константин Андреевич Тон

 

К. А. Тон (1794-1881) родился в Петербурге. В девять лет он уже был зачислен в Академию художеств. В 1815 г. выйдя из Академии .со второй золотой медалью, он поступил на службу в Комитет строений и гидравлических работ, руководимый А. Бетанкуром. Отзвуки классицизма, навсегда сохранились в его работах. Это композиционная ясность, крупномасштабность, склонность к симметрии и др.

Сильное влияние на зодчего оказали патриотические идеи периода ампира. Однако молодого архитектора не устраивала ограничен­ность в выборе приемов и выразительных средств, свойственных классицизму.

В 1819 г. Тон уехал для завершения образования в Италию. Он пробыл там почти десять лет. К. А. Тон был избран членом Римской академии св. Луки, Флорентийской академии художеств.

В 1828 г. Тон вернулся в Петербург. Он начал свою деятельность с работ по реконструкции Академии художеств. Перед зданием Тон построил монументальную пристань, по сторонам спуска были установлены древнеегипетские сфинксы.

1830-е гг. — самый яркий период деятельности К. А. Тона. Вслед за первой работой в «национальном стиле» — церковью св. Екатерины в Петербурге (Старо-Петергофский пр., 6) он в течение нескольких лет создал проекты церкви св. Екатерины в Царском Селе, собор св. Петра и Павла в Петергофе, Введенскую церковь в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве.

Кроме церквей Тон строил и гражданские сооружения, в том числе Большой Кремлевский дворец в Москве.

В 1844 г. Тон получил дворянство. Он был отмечен многими наградами. Долгие годы занимал пост ректора Академии по архитектуре. Через его мастерскую про­шло более двухсот учеников.

К. А. Тон умер в 1881 г. Похоронен на Волковском кладбище.

 

Литература:

Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т. 2. – СПб.: Издательство Чернышева, 1996.

Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. - 2-е изд. / М.С. Зимина, О.О. Лихачева. – СПб.: Корона принт, 2008.

Крюковских А. П. Петербургские храмы. – СПб.: «Паритет», 2009.

 

Категория: Святыни Петербурга - памятники ратной славы | Добавил: time
Просмотров: 97 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0