Главная » Файлы » Конкурсы » Святыни Петербурга - памятники ратной славы |
[ Скачать с сервера (4.33 Mb) ] | 19.11.2017, 13:10 |
(Арх. Константин Андреевич Тон) Пл. Труда, 6 Лейб-гвардии Конный полк сформирован в 1730 году указом Анны Иоанновны и занял казармы близ Смольного двора. Здесь богослужение вначале происходило в доме генерал-лейтенанта В. Ф. Салтыкова (бывшем подворье Феофана Прокоповича), где уже имелась церковь Иоанна Предтечи. 04.06. 1741 на втором этаже бывших Кики ных палат в большом зале была заложена и 12.12.1749 освящена в присутствии Елизаветы Петровны полковая Благовещенская цековь, для которой год спустя Б. Растрелли возвел колокольню. В 1772 штык-юнкер Яковлев написал образа для нового иконостаса. В 1801, когда полк переехал в дом Гарновского у Измайловского моста, там же обосновалась и церковь. В 1807 она была перенесена в казармы у Поцелуева моста на Мойке, заняв боковой флигель на углу Конногвардейского переулка, где и находилась до появления нового отдельного храма. Этот трехпридельный храм с шатровым восьмигранным куполом в центре заложен 02.07.1844 митрополитом Антонием в присутствии Николая I, на чьи средства он преимущественно и строился. Автором проекта в «итало-византийском» стиле был Константин Андреевич Тон, который сам руководил строительством при помощи Г. X. Штегемана. Для завершения церкви, представляющей собой в плане квадрат с чуть обозначенными выступами на фасадах, зодчий избрал шатровое пятиглавие. Как и в некоторых русских церквах XV – XVI столетий каждый угол здания был обработан тремя колоннами, собранными в пучок. В то же время стилизованные шатры и кокошники, украшавшие его, соединялись с ренессансными мотивами в оформлении фронтонов. Барельефы на фронтоне исполнил скульптор Н. А. Рамазанов. Церковь эффектно замыкала перспективу улицы, идущей на юг от металлического Благовещенского моста через Неву, который был открыт в 1850 году. Поражало великолепие внутреннего убранства храма, его высокохудожественная отделка. Иконостасы из липы вырезал охтинский резчик С. Тарасов. Большинство икон написали академики Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, П. М. Шамшин, М. И. Скотти, А. Т. Марков, запрестольный образ «Вознесение Божией Матери» — проф. И. И. Габерцетель. Кисти Шебуева принадлежала крупная композиция «Вознесение Господне» (ныне находится в Государственном Русском музее). 20 марта 1849 главный священник армии и флота освятил в присутствии Николая I этот изящный храм, стоивший 311 тыс. рублей серебром. Внутри небольшое четырехстолпное помещение было оформлено прилегающими колоннами и пилястрами из искусственного мрамора и украшено лепными рельефами. На стенах висели бронзовые доски с именами павших офицеров, полковые знамена, в витринах хранились мундиры Императоров-шефов. Императрица Елизавета Петровна еще в 1749 подарила церкви три лампады из серебра работы Я. Лео. Особым почитанием пользовалась греческая икона Благовещения Пресвятой Богородицы (1815), подаренная великим князем Николаем Николаевичем (старшим) (он получил икону в Святой земле от Иерусалимского патриарха). Из святынь нужно упомянуть два креста с мощами, один из которых был исполнен в 1701 для царицы Марфы Матвеевны, жены Феодора Алексеевича, и отделан чеканкой и жемчугами. Дорогие серебряные оклады украшали два Евангелия конца XVII века, а в 1755-1756 известный ювелир 3. Дейхман сделал из золоченого серебра сосуды для причастия. Другой видный ювелир Ф. А. Верховцев в середине XIX века изготовил гробницу с рельефами для плащаницы. Когда к полувековому юбилею в 1899 в церкви производили ремонт, фабрика Любавина изготовила на престол серебряную одежду. К храму, имевшему приход, была приписана деревянная церковь, выстроенная в летнем лагере полка. Действовало благотворительное общество, содержавшее детский приют. Настоятелем с 1893 служил прот. Николай Васильевич Николаевский. В склепе храма были погребены два командира полка — кн. А. Ф. Орлов и кн. В. Д. Голицын, и там же устроен небольшой Владимирский придел. Этот богато убранный храм, пострадавший при изъятии церковных ценностей, закрыт в октябре 1928 года (решение президиума Ленсовета от 06.10. 1928), и весной-летом следующего года безжалостно снесен, так как якобы «стеснял трамвайное движение». В Успенье 1994 на месте храма поставлен деревянный крест.
Константин Андреевич Тон
К. А. Тон (1794-1881) родился в Петербурге. В девять лет он уже был зачислен в Академию художеств. В 1815 г. выйдя из Академии .со второй золотой медалью, он поступил на службу в Комитет строений и гидравлических работ, руководимый А. Бетанкуром. Отзвуки классицизма, навсегда сохранились в его работах. Это композиционная ясность, крупномасштабность, склонность к симметрии и др. Сильное влияние на зодчего оказали патриотические идеи периода ампира. Однако молодого архитектора не устраивала ограниченность в выборе приемов и выразительных средств, свойственных классицизму. В 1819 г. Тон уехал для завершения образования в Италию. Он пробыл там почти десять лет. К. А. Тон был избран членом Римской академии св. Луки, Флорентийской академии художеств. В 1828 г. Тон вернулся в Петербург. Он начал свою деятельность с работ по реконструкции Академии художеств. Перед зданием Тон построил монументальную пристань, по сторонам спуска были установлены древнеегипетские сфинксы. 1830-е гг. — самый яркий период деятельности К. А. Тона. Вслед за первой работой в «национальном стиле» — церковью св. Екатерины в Петербурге (Старо-Петергофский пр., 6) он в течение нескольких лет создал проекты церкви св. Екатерины в Царском Селе, собор св. Петра и Павла в Петергофе, Введенскую церковь в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. Кроме церквей Тон строил и гражданские сооружения, в том числе Большой Кремлевский дворец в Москве. В 1844 г. Тон получил дворянство. Он был отмечен многими наградами. Долгие годы занимал пост ректора Академии по архитектуре. Через его мастерскую прошло более двухсот учеников. К. А. Тон умер в 1881 г. Похоронен на Волковском кладбище.
Литература: Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т. 2. – СПб.: Издательство Чернышева, 1996. Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. - 2-е изд. / М.С. Зимина, О.О. Лихачева. – СПб.: Корона принт, 2008. Крюковских А. П. Петербургские храмы. – СПб.: «Паритет», 2009.
| |
Просмотров: 694 | Загрузок: 8 | |