Главная » Файлы » Искусство (II часть)

Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка
09.04.2016, 23:00

Зарождение русской классической музыкальной школы.   М. И. Глинка

Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой по­ловины XIX в. были связаны с именем Михаила Ивановича Глинки (1804—1857), являющегося основоположником русской классической музыки. В творчестве композитора нашли ярчай­шее отражение передовые устремления своего времени, дух ис­торической эпохи. Обобщив опыт русской музыкальной тради­ции в её разнообразных жанрах и органично связав его с лучши­ми достижениями зарубежной музыкальной культуры, Глинка ввёл русскую музыку в контекст вершинных достижений ми­рового искусства. Подобно Пушкину в литературе, класси­ческий период в истории русской музыки начинается именно с творчества Глинки, а впоследствии оно во многом определит дальнейшие пути развития русской музыкальной культуры. Композитор Г. В. Свиридов (1915—1998) справедливо отмечал, что Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное ис­кусство. К какому явлению русской музыки ни обратись — все нити поведут к Глинке... У истока любого значительного явления русской музыки будет сиять имя Глинки».

Глинка – основоположник русской музыкальной классики

Заметное место в творчестве композитора занимает камерно - вокальная музыка. Восемьдесят романсов и песен были созданы им на стихи А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонто­ва. Многие его романсы являются подлинными жемчужинами ка­мерной вокальной классики. А такие, как «Не искушай...», «Сомнение», «Не пой, красавица, при мне...», пользуются ши­рокой известностью и популярностью. Музыка к романсам дава­ла возможность почувствовать и пережить каждое слово пушкинского стихотворения. К шедеврам вокальной лирики принад­лежит романс «Я помню чудное мгновенье...», посвящённый Екатерине Керн, дочери А. П. Керн, некогда воспетой Пушки­ным. В романсе, как и в стихах, переданы зарождение поэтиче­ского чувства любви, скорбь разлуки и радость свидания.

В 1840 г. М. И. Глинка создал романсовый цикл из двенад­цати произведений «Прощание с Петербургом» на стихи Н. В. Кукольника, в котором особенно ощутимы народные мело­дии. «Гармоническая галерея романсов» представлена лириче­скими пьесами «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворо­нок». Сюда же входила известная «Попутная песня», в которой слышались шум и суета дорожного путешествия, радостное ожидание новых встреч. Тема дороги, зовущей путника вдаль, была рождена бесконечными российскими просторами, которые всегда были так любимы композитором.

Не менее разнообразны и интересны работы М. И. Глинки в области симфонической музыки, восходящие к лучшим фольклорным традициям. Ему принадлежит знаменитая сим­фоническая увертюра-фантазия на русские темы «Камарин­ская» (1848). Всё в этом произведении глубоко национально и самобытно, всё поражает красотой народных мелодий: их величавыми и спокойными, безудержно весёлыми и плясовы­ми интонациями. П. И. Чайковский справедливо отмечал, что в «Камаринской» заключена «вся русская симфоническая школа».

Прилежно занимаюсь изучением испанской му­зыки. Здесь более, чем в других городах Испании, поют и пляшут... Эта музыка и пляска так оригинальны, что до сих пор я не мог ещё совершенно подметить напева, ибо каждый поёт по-своему».

Эти уроки не прошли бесследно. Глинка сумел создать жи­вые и весёлые мелодии хоты — испанских песен, «неразлучных с пляской». Яркие картины жизни Испании, воплощённые в му­зыке, рассказывали о былой военной славе, о древних замках и дворцах.

Рождение русской национальной оперы

М. И. Глинке принадлежит выдающаяся роль в создании русской национальной оперы, правдиво воссоздающей героику исторического прошлого и романтику национального эпоса. Он положил начало двум направлениям русской оперы рт народно- музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.

Мысль о создании русской национальной оперы никогда не покидала композитора, ему особенно хотелось передать в ней ха­рактер русского народа, его героико-патриотический дух. Исто­рические события начала XVII в., связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для вопло­щения замысла. Сюжет оперы «Жизнь за царя» (1836; в совет­ское время она называлась «Иван Сусанин») был подсказан В. А. Жуковским и одним из стихотворений из цикла «Думы» К. Ф. Рылеева — поэта, казнённого за участие в восстании дека­бристов. Предсмертные слова Ивана Сусанина, приведшего польских захватчиков в занесённый снегом дремучий лес, опре­делили общую тональность оперы:

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Главный персонаж оперы Иван Сусанин воспринимается как воплощение русского народного характера. Его душевная тепло­та сочетается с твёрдостью духа и глубоким пониманием чувства долга.

Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные аккорды сменяла простая и задушевная мелодия. За внезапно врывающимися звуками польской мазурки следовала светлая, немного печаль­ная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни.

Зритель, привыкший видеть на сцене таинственные средне­вековые замки, картины жизни далёких и чужих стран, увидел простую русскую деревню и толпу крестьян. Мощно и стройно зазвучал хор, исполнявший песню о родной земле и её доблест­ных и храбрых сынах. Хору Глинка придавал особое значение. Хор стал действующим лицом оперы, впервые он активно участ­вовал во всём происходящем на сцене, направлял ход событий, выражая главную патриотическую идею произведения. Мело­дия хора проходит через всю музыкальную ткань оперы, она ук­рашает её подлинными народными интонациями.

С интересом следили зрители за развитием действия. Из крестьянского села, живущего повседневными делами и мирны­ми заботами, оно перемещалось в замок польского магната, где отмечался шумный и весёлый праздник. Здесь звучали поль­ские танцевальные мелодии — торжественный полонез, задор­ный краковяк и стремительная мазурка. И вновь действие воз­вращалось к спокойному течению крестьянской жизни, в кото­рое неожиданно вторгались тревожные ноты надвигающегося грозного события. Без тени сомнения Иван Сусанин принимает решение увести на верную погибель польских за­воевателей. «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» — пел Иван Сусанин. И ему вторил хор, подчёркивая идею единения главного героя и всего народа.

Зловеще и тревожно звучит музыка последнего, четвёртого действия. Суровый зимний лес неприветливо и настороженно встречает польский отряд, измученный нелёгкой дорогой. Рас­положившись у костра на ночлег, все засыпают, не спится толь­ко Ивану Сусанину. Он знает: это его последняя ночь. «Ты взой­дёшь, моя заря!» — поёт он. И в голосе слышатся непоколебимая решимость и скорбь прощания с жизнью, с родной землёй, с близкими и родными его сердцу людьми.

В последней сцене звучал мощный народный хор, прослав­ляющий Родину и её верного сына. «Славься, славься, святая Русь!» — всё громче и величественнее звучали его слова. Тор­жественный перезвон колоколов буквально ошеломил слушате­лей. Никогда ещё русская сцена не слышала ничего подобного. Это был первый триумф русской оперной сцены, с которого на­чалась «особая школа музыки, школа русская» (А. Н. Серов).

В. Ф. Одоевский (1803/04—1869) — писатель и музыкальный критик откликнулся на оперу Глинки восторженной статьёй:

«Этою оперою решался вопрос, важный для искусства вооб­ще и для русского искусства в особенности, а именно: су­ществование русской оперы, русской музыки, наконец, су­ществование вообще народной музыки... Что за музыка! На­добно очень хорошо знать русские сердца, чтобы одними звуками уметь так сильно говорить им... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый пери­од — период русской музыки. Такой подвиг, скажем положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

А. С. Пушкин, присутствовавший на премьере оперы 27 но­ября 1836 г., был очарован музыкой Глинки и впоследствии на­писал шутливый канон в его честь:

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! наш Глинка —

Уж не Глинка, а фарфор!

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы...

Гениальность великого русского композитора проявилась и в следующей его опере-сказке «Руслан и Людмила» (1842), на­писанной на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. В ней в полной мере отразились отточенное мастерство и могучий взлёт его творческой фантазии. «Преданья старины глубокой», волшебный мир русских богатырей оживали в фантастических картинах оперы. Как и любая сказка, она заканчивалась торже­ством любви, победой добра над злом.

Значение творчества М. И. Глинки в истории русской музы­кальной культуры трудно переоценить. Благодаря его произве­дениям русская музыкальная школа получила всемирное при­знание.

 

Вопросы и задания

1. Русский художественный и музыкальный критик, историк ис­кусства В. В. Стасов (1824—1906) писал, что в русской музыке Глинка имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык — один в музыке, другой в поэзии». Как вы думаете, что сближает творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно заключалась новизна открытий М. И. Глинки в музы­кальном искусстве? Почему его называют основоположником русской музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им были со­зданы непревзойдённые шедевры?

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки раскры­ваются в его романсово-песенном творчестве? Почему именно в русской народной песне и поэтическом творчестве современных поэтов он черпал свое вдохновение? Проиллюстрируйте свой ответ произведе­ниями композитора.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил русскую национальную оперу? Какое отражение в его оперных произ­ведениях находят героический эпос и драма русского народа, сказоч­ная фантастика и вдохновенный лиризм?

 Творческая мастерская

1. Послушайте знаменитую «Камаринскую» М. И. Глинки. Крыла­тую фразу об этом произведении сказал П. И. Чайковский: «В ней, как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Как вы понимаете смысл этих слов композитора? Поясните свой ответ.

2. Свидетелем каких исторических событий был М. И. Глинка? Какое отражение они нашли в его творчестве?

3. Одним из лучших исполнителей партии Ивана Сусанина был Ф. И. Шаляпин (1873—1938), с необычайной выразительностью и си­лой передававший мысли и чувства героя. Послушайте его знамени­тую арию «Чуют правду» в четвёртом действии. Как удалось великому певцу создать картину, полную драматизма и скорби?

4. Познакомьтесь с историей первой постановки оперы М. И. Глин­ки «Жизнь за царя» на сцене петербургского Мариинского театра в 1836 г. Почему эта премьера разделила слушателей на два противобор­ствующих лагеря? Чем можно объяснить пренебрежительные отзывы одних («кучерская музыка») и востор­женные отклики других, увидевших в этом произведении начало новой эпохи в истории русской музыки?

5. Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» является основой классического репертуара театров нашей страны. По­смотрите её в записи (постановки Боль­шого или Мариинского театров). Дей­ствительно ли её автору удалось «воз­высить народный напев до трагедии»

(Б. Ф. Одоевский)? Напишите рецензию на это произведение.

6. Послушайте фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Как передан в ней основной конфликт между добром и злом? Какими художе­ственными средствами создаются ха­рактеры действующих лиц (Руслана и Людмилы, Ратмира и Фарлафа, Баяна, Наины и Черномора)? Чем можно объ­яснить широкое включение хоровых массовых сцен, песенных вокальных партий и восточных мотивов? Какую художественную роль они выполняют?

Темы проектов, рефератов, сообщений

«История России и её отражение в творческой судьбе М. И. Глин­ки»; «Глинка и Пушкин»; «История создания романса М. И. Глинки “Я помню чудное мгновенье...’*»; «Глинка и его выдающиеся современники»; «Испанские мотивы в творчестве Глинки#; «В чём вырази­лось исполнительское мастерство Ф. И. Шаляпина в опере Глинки “Жизнь за царя”?#; «История создания эпической оперы-сказки “Руслан и Людмила”; «Рецензия на художественный фильм “Компо­зитор Глинка”» (реж. Г. Александров, 1952); «На родине М. И. Глин­ки — опыт создания виртуальной экскурсии»; «История экспозиции о творчестве Глинки в Музее музыкальной культуры в Москве»; «Тра­диции русской исторической оперы М. И. Глинки в творчестве его последователей (Н. А. Римский-Корсаков “Псковитянка”, М. П. Му­соргский “Борис Годунов”, С. С. Прокофьев “Война и мир” — по вы­бору)».

Книги для дополнительного чтения

Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX в. Л., 1979.

Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.

Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Кн. 1, 2. М., 1987—1988.

Оржеховская Ф. М. Повести о русских композиторах. М., 1971.

Розанов А. С. М. И. Глинка: альбом. М., 1987.

Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. Л., 1984.

Соболева Г. Русский романс. М., 1980.

Фрид Р. М. И. Глинка. М.; Л., 1973.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

 

Категория: Искусство (II часть) | Добавил: time
Просмотров: 16386 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.3/3