Главная » Файлы » Искусство (II часть)

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма
[ Скачать с сервера (1016.0 Kb) ] 09.04.2016, 23:58

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

Тяготение искусства к правдивому воспроизведению дейст­вительности, конкретный анализ фактов суровой повседнев­ности и выявление причин их возникновения нашли наиболее яркое отражение в изобразительном искусстве, и особенно в жи­вописи. Первоочередной задачей реалистов стало художествен­ное познание сущности национального характера, истории на­рода и условий его жизни. Художники разной судьбы, темпе­рамента и отношения к социальным проблемам настойчиво искали собственный творческий путь, решали задачи воспроиз­ведения действительности такой, «как она есть», вносили в свои произведения жизнеутверждающий пафос. Богатство и разнооб­разие социальной тематики живописи реализма обеспечили ей достойное место в художественной культуре второй половины XIX в.

Картины жизни в творчестве Г. Курбе

Интерес к повседневной жизни человека нашёл яркое и об­разное воплощение в бытовом жанре живописи. Упомянутая ра­нее картина Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» сыграла решающую роль в становлении реализма в изобразительном ис­кусстве. Частному событию, воспроизведённому почти с доку­ментальной точностью, Курбе придал смысл глубокого художе­ственного обобщения. Изображая различные социальные слои, художник создал своеобразный групповой портрет французско­го провинциального общества середины XIX в.

На полотне огромных размеров (315 х 668 см) художник раз­местил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Все они, земляки Курбе, собрались по печальному поводу похорон деда художника. Каждый из них по-своему переживает случив­шееся, каждого художник представил реалистично, без прикрас. Вот угрюмая, внушительная фигура священника, читающего мо­литву. Слева за его спиной — служитель культа с распятием в ру­ках. Не желая скрывать своих чувств и хитро улыбаясь, он при­стально смотрит на зрителя. Взгляд могильщика в нетерпели­вом ожидании обращён к священнику: «Когда же ты кончишь читать проповедь? »

Справа от него — старики в костюмах XVIII в. В их образах художник выразил собственные философские раздумья о жизни и смерти. Эти старики прожили долгую жизнь, они хорошо зна­ют ей цену. Может быть, они единственные, кто искренне и глу­боко скорбят об умершем, мысленно вспоминают пройденный совместно путь. Да, смерть не страшна, если жизнь прожита до­стойно. За их спинами толпятся плачущие женщины в чёрных траурных одеяниях.

Интересно художественное решение картины. Её огромные размеры и горизонтальный формат позволяли воспроизвести многофигурную композицию. На приглушённом пейзажном фо не с горами, крутыми обрывами и зелёными пока­тыми склонами особенно резко выделяются фи­гуры персонажей. Над всем изображённым широкое, без­граничное небо. Люди словно освещены изнутри естественным и рассеянным светом. Цветовой колорит картины выдержан в тёмных, землистых тонах. Известно, что Курбе всегда начинал работу с самых тёмных мест и затем постепенно высветлял осве­щённые части полотна (ярко-красные одеяния причётников в высоких головных уборах, белые рукава могильщика, красный ковёр, накинутый поверх белого покрывала на гроб умершего, белая собака с чёрным ошейником). Справа тянется чёрная чере­да женских фигур, частично разбавленная всплесками белого цвета. Подобная цветовая гамма позволяла художнику нагляд­но передать состояние всеобщей скорби и сдержанного достоин­ства.

Картина стала мишенью для беспощадных и яростных на­падок критиков. Одни сочли неумелой её композицию, других не устраивал слишком мрачный колорит, третьих раздража­ло почти карикатурное изображение служителей церкви. Но особенно непривычно было видеть так много простых людей на одном огромном полотне. Сам художник пожелал изобразить здесь повседневную жизнь жителей маленького городка. Он писал:

«“Похороны в Орнане” были, в сущности, похоронами ро­мантизма и оставили от этого направления в живописи лишь то, что является выражением человеческого духа и, следова­тельно, имеет право на существование...»

Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в то же время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изображения. Сюжет картины Гюстава Курбе «Дро­бильщики камня» был подсказан самой жизнью. Вот как худож­ник описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, по­родивших его замысел:

«Я ехал на нашей повозке... и остановился посмотреть на двух человек — они представляли собой законченное олицет­ворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сю­жет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... На одной стороне полотна изображён семидесятилетний старик; он со­гнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лоп­нувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне — моло­дой парень с пропылённой головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи... на грязных кожаных башмаках со всех сторон сияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину с щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь».

В частном эпизоде художник показывает и обобщает жизнь несчастных тружеников, передаёт тяжесть их нищенского су­ществования, трагизм и безысходность судьбы. Это социальное обобщение достигнуто многими художественными средствами. Подводя зрителя вплотную к фигурам героев, автор не показы­вает их лиц. Юноша-подросток повёрнут спиной к зрителям, а старый каменотёс так низко надвинул шляпу, что она со­вершенно спрятала лоб и глаза. Нижняя часть его лица по­гружена в глубокую тень. Художник выбирает очень низкую точку зрения, так что пыльный придорожный кустарник за­нимает почти весь холст, вплоть до верхней рамы. Тёмный фон сливается с серо-жёлтой землёй, камнями и блёклой травой, с фигурами людей, также покрытых пепельно-серой пылью. Несмотря на безрадостность существования простых тружени­ков, эта картина внушает мысль об их внутренней силе и досто­инстве.

История и реальность в творчестве О. Домье

Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье (1808—1879), будучи че­ловеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Известная литография «Улица Трансно- нен» (1834) была воспринята современниками как протест про­тив террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции. Исторической основой этого произведения послу­жили события апреля 1834 г., связанные с разгоном политиче­ской демонстрации правительственными войсками. Из дома № 12 по улице Транснонен из какого-то окна, прикрытого жа­люзи, выстрелили в солдат, разгонявших демонстрацию. В от­вет на это солдаты ворвались в дом и убили всех жильцов.

Вот как описывал это произведение автор одной из лучших книг о художнике М. Ю. Герман:

«Тусклые лучи дневного света падают в маленькую полутём­ную комнату. Они бесстрастно освещают картину чудовищ­ного разгрома. На пол свисают простыни с развороченной по­стели. Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло. В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. На ночной руба­хе пятна засохшей крови... Человек мёртв. На лице его со­хранилось выражение муки и гнева. Он упал прямо на тель­це своего ребёнка, смешав свою кровь с его кровью.

Как, должно быть, страшны были последние минуты жиз­ни этого человека, когда в темноте, даже не видя своих врагов, он голыми руками дрался с солдатами, чьи штыки уже были в крови его родных! Рядом на полу видна голова мёртвого ста­рика. Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу. В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины. Время остановилось. Всё тихо и неподвижно. Тёмные зловещие пятна высыхают на полу.

Но Домье не хотел изображать мучеников. Упавший на пол у своей постели человек был бойцом. Пусть он погиб не на баррикадах и не с оружием в руках, но он боролся из по­следних сил, до последнего вздоха. И потому, даже рисуя его мёртвым, в одной рубахе и ночном колпаке, Домье не сделал его жалким. Напротив, этот нелепый ночной наряд подчерк­нул мускулистое тело, размах плеч. Именно бойца Оноре по­местил в центре рисунка и именно на него направил лучи света. Пусть этот образ, где слились воедино холодная непо­движность смерти и застывшее движение борьбы, станет главным в рисунке. Домье хотел, чтобы литография рождала не жалость, а гнев.

Именно так она и была воспринята современниками:

«Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница совре­менной истории, страница, созданная живой рукой и про диктованная благородным негодованием. Домье в этом ри­сунке достиг небывалой высоты. Он сделал картину, кото­рая, будучи лишь чёрно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках».

Вопросы и задания

  1. В одном из писем Г. Курбе называл себя «искренним другом под­линной правды». Какую правду он представлял в своём творчестве, как «выражал нравы, идеи, облик эпохи»? Какие задачи ставил перед собой художник? Как вы думаете, что имел в виду Э. Делакруа, на­звавший его творчество «совершенно новым явлением»?
  2. Можно ли утверждать, что в картине «Похороны в Орнане» Г. Курбе создал своеобразный групповой портрет французского про­винциального общества середины XIX в.? Каковы особенности её художественного решения? В чём главные причины беспощадной кри­тики в адрес этой картины? Почему автор видел в ней «похороны ро­мантизма»?
  3. Как вы думаете, почему современники восприняли литографию О.   Домье «Улица Транснонен» не только как «кровавую страницу со­временной истории», но и как «победу, одержанную дюжиной стари­ков, женщин и детей»? Действительно ли эта «картина трагедии» пре­вращена художником в беспощадный и объективный приговор жесто­кости и насилию?

 

Творческая мастерская

  1. В Письме молодым художникам в 1861 г. Г. Курбе утверждал, что «живопись — искусство исключительно конкретное и может со­стоять только в изображении вещей реальных и существующих*. По­знакомьтесь с другими произведениями Курбе. Всегда ли он следовал этому принципу?
  2. Г.  Курбе писал: «Я преодолел традицию, как хороший пловец пере- плывает реку: академики в ней тонут». Какие традиции академической жи­вописи удалось преодолеть художни­ку? В чём Курбе выступил как подлин­ный новатор?
  3. Художественный критик и ис­кусствовед Р. Маркс видел в графиче­ских работах О. Домье «произведения первостепенной важности, достойные по силе своего нравственного воздейст­вия Мольера или Бальзака». Насколь­ко правомерна такая точка зрения? По­знакомьтесь с графикой художника. В чём заключается актуальность его по­литической и бытовой сатиры? Какое место в ней занимают ирония и гро­теск?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Тематика изобразительного ис­кусства реализма»; «Обращение к те­мам национальной истори^^творчестве художников реалистического направления»; «Бытовые картины в западноевропейском изобрази­тельном искусстве второй половины XIX в.»; «Темы повседневного быта французской провинции в произведениях Г. Курбе»; «Преодоле­ние традиций академической живописи и новаторский характер твор­чества Г. Курбе»; «Жизнь человека простого сословия в произведени­ях Курбе».

«История и реальность в произведениях О. Домье»; «Социально­критический характер творчества О. Домье»; «Значение О. Домье в развитии жанра политической карикатуры»; «Графические серии О. Домье — пародия на жизнь французских буржуа»; «Ирония и гро­теск в творчестве Домье».

 

 Книги для дополнительного чтения

Вентури Л. Художники Нового времени. СПб., 2007.

Герман М. Ю. Домье. М., 1962.

Калитина Н. Н. Эпоха реализма во французской живописи. М., 1973.

Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX века в Эрмитаже. Л., 1984.

Мак Г. Гюстав Курбе. М., 2002.

Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. Т. 4, 6. М., 1967,1969.

Пассерон Р. Домье: Свидетель своей эпохи. М., 1984.

Раздолъская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1981.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

Категория: Искусство (II часть) | Добавил: time
Просмотров: 8660 | Загрузок: 188 | Рейтинг: 3.5/2