Главная » Файлы » Искусство (II часть)

Романтический идеал и его отражение в музыке
03.04.2016, 11:25

Романтический идеал и его отражение в музыке

Когда в 1815 г. семнадцатилетний Франц Шуберт написал му­зыку на слова Гёте «Лесной царь», он и не подозревал, что его про­никновенный музыкальный рассказ о ночном путешествии всад­ника с маленьким сыном через тёмный, таинственный лес, пугаю­щий странными видениями, положил начало романтизму — новому направлению в музыке.

Ромнтизм в западноевропейской музыке

Хотя романтизм коснулся всех искусств, в музыке он нашёл наиболее яркое и образное воплощение. Романтики в букваль­ном смысле слова создали культ музыки, которая отныне объяв­лялась образцом, нормой художественного творчества. Они воз­вели музыку на высшую ступень «лестницы искусств». Ф. В. Шеллинг (1775—1854) объявил музыку голосом глубочай­шей сущности мироздания. Тик, Новалис, Гофман, Шлегель ут­верждали, что мыслить звуками — это гораздо выше, чем мыс­лить понятиями. Музыка, ведущая в сферы стихийного чувства, вступает в свои права там, где никакая поэзия не может охва­тить и выразить подлинную глубину чувств. Великий немецкий писатель и музыкант Э. Т. А. Гофман писал:

«Музыка — самое романтическое из всех искусств, пожа­луй, можно даже сказать, единственное подлинно романти­ческое, потому что имеет своим предметом только бесконеч­ное ».

В истории мировой культуры музыка романтизма представ­лена блистательной плеядой имён: Франц Шуберт (Австрия), Карл Мария фон Вебер, Феликс Мендельсон, Ро­берт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс (Гер­мания), Фридерик Шопен (Польша), Ференц Лист (Венгрия), Гектор Берлиоз (Франция), Никколо Паганини (Италия).

Если классицизм считал приоритетной музыку вокальную, опирающуюся на слово (например, оперное искусство), то романтики отстаивали аб­солютное преимущество музыки инструменталь­ной, симфонической. С их точки зрения, только в ней раскрываются её настоящая суть и глубина. Композитор не должен рабски следовать за ритми­кой и интонацией стиха. Опираясь на литератур­ный источник, он может создать совершенно само­стоятельную музыкальную форму.

Романтизм в европейской музыке не следует понимать как мгновенную смену направлений и стилей. Как уже отмечалось, в творчестве поздне­го Бетховена отчетливо проявлялись черты нового романтиче­ского стиля, а в произведениях Франца Шуберта (1797—1828) чувствуется влияние венского классицизма. Более того, между композиторами романтизма и классицизма не существовало не­преодолимой стены отчуждения и непонимания. Напротив, ро­мантики продолжали успешно развивать лучшие традиции классицистической музыки.

Как и другие виды искусства, музыка романтизма исключи­тельно эмоционально передаёт богатство внутреннего мира че­ловека. В отличие от классицизма, стремившегося к воссозда­нию высоких общественных и гражданских идеалов, компози­торы-романтики обратились к сфере человеческих чувств и переживаний. Сложный и противоречивый мир души человека, неповторимость и оригинальность каждой отдельной личности роман­тики понимали как никто другой. Они были убеждены, что только на языке музыки можно передать то, что происходит в глубинах человече­ской души. Роберт Шуман писал: «Разум ошибается, чувство никог­да». В этих словах великого компо­зитора ключ к пониманию музыки романтизма, суть её программных требований.

Героем романтической музыки становится одинокий и разочаро­ванный человек, способный выра­зить «мировую скорбь». Несмотря на непонимание, часто вопреки обстоятельствам он ищет свой жиз­ненный идеал. Не находя его в ок­ружающей действительности, где царят насилие, обман, жестокость и коварство, ему приходится искать счастья на лоне природы или в далёких экзотических странах. Но и природа часто враж­дебно относится к его поискам, не сочувствует и не сопережива­ет вместе с ним. Величавая и спокойная, она оказывается холод­ной и равнодушной к человеческому страданию.

Новый романтический стиль в музыке имел совершенно оп­ределённые, только ему присущие черты. Они видны в особом философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и в специфических музыкальных средствах её выражения. Роман­тикам принадлежала идея синтеза всех искусств, в котором музыке отводилась универсальная роль. Музыка, по их мнению, как раз и обладает свойством связывать, сближать все виды ис­кусств. Она может, как живопись и скульптура, рисовать и ва­ять. Как литература — передавать содержание романа или тра­гедии. В творчестве романтиков расширились границы словес­ной и музыкальной изобразительности. Осуществление на практике идеи синтеза искусств оказалось наиболее плодотвор­ным в искусстве романтизма.

Особенно тесными были связи музыки, литературы и жи­вописи. Многие композиторы-романтики являлись создателями так называемой программной музыки, которая стремилась свя­зать себя с определёнными литературными или живописны­ми образами. Эта связь предполагала объяснение замысла ком­позитора в названии сочинения, в эпиграфе или предисловии к партитуре (нотной записи многоголосного музыкального про­изведения). Благодаря идее программности, в музыке усиливались её сюжетные и изобразитель­ные начала. Так, Рихард Вагнер (1813—1883), работая над создани­ем опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин» на сюжеты старых немецких сказа­ний, сам писал для них либретто, в которых разъяснял суть музыкаль­ного произведения.

Однако, опираясь на литератур­ные или живописные источники, романтики создавали совершенно новые художественные образы, ис­пользуя при этом специфические музыкальные средства. Вот почему ни одно из музыкальных сочинений нельзя рассматривать как иллюст­рацию к литературному или живо­писному первоисточнику. Музыка романтизма знает немало примеров такого плодотворного содружества искусств. В своём творчестве Шу­берт обращался ко многим поэтам: Гёте (песни-баллады), Гейне (скорбные монологи), Мюллеру (вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»). Шуман (1810—1856) создал пе­сенные циклы «Любовь и жизнь женщины» на стихи немецкого поэта Шамиссо и «Любовь поэта» на стихи «Лирического интер­меццо» Генриха Гейне. Его цикл фортепианных пьес «Бабочки» навеян произведениями Ж. Поля, а «Крейслериана» — произве­дениями Гофмана. Творчество польского поэта Адама Мицкеви­ча не раз вдохновляло Шопена. Прообразом сонаты «По прочте­нии Данте» Листа (1811 —1886) стала «Божественная комедия», а «Сонеты Петрарки» навеяны творчеством итальянского поэта эпохи Возрождения. Берлиоз (1803—1869) является создателем своеобразной музыкальной шекспирианы (симфония «Ромео и Джульетта»), ему же принадлежат симфония «Гарольд в Ита­лии» по мотивам поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Га­рольда» и драматическая кантата «Осуждение Фауста» на сюжет трагедии Гёте «Фауст». Этот перечень можно было бы продол­жить.

Впервые у романтиков возникла идея выразить в музыке об­разы живописи и скульптуры, превратить их в «программу» музыкального произведения. Известные фортепианные пьесы Листа «Обручение» (по картине Рафаэля «Обручение Ма­рии») и «Мыслитель» (по скульптуре Микеланджело) из цикла «Годы странствий» являются ярким примером программной музыки. Так, картина Рафаэля, ставшая для Листа своеобраз­ным символом чистоты чувств, просветлённой человечности и гармонии, определила суть музыкального образа. Созданная им музыка полна тихого, светлого и благоговейного чувства, её движение спокойно, плавно и неторопливо. Лишь в самые куль­минационные моменты она становится патетичной и востор женной. Элементы хорала, которые использовал здесь компо­зитор, напоминают о торжественном звучании церковного хо­ра. Безусловно, не зная содержания картины Рафаэля, невоз­можно понять образ, созданный в музыке. Предпосланное на­звание позволяет слушателю без особого труда «дорисовать» его, оно обеспечивает глубокое и полноценное восприятие произведе­ния.

Красота и самобытность народного искусства стали одной из важнейших «вечных ценностей», которую открыли роман­тики. Интерес и внимание к фольклору отличают творчество многих композиторов, использовавших интонации, ритмы, мо­тивы народных песен и танцев. Нередки они в вокальных цик­лах Шуберта — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), в фортепианных миниатюрах «Песни без слов» (1829—1845) — Мендельсона. Мелодии и ритмы венгерских и цыганских напевов и плясок слышатся-в девятнадцати «Вен­герских рапсодиях» (1847—1885), созданных Листом. Музыка «Венгерских танцев» (1869—1880) Брамса проникнута зажи­гательными ритмами народных мелодий. Шопен не раз обращал­ся к ритмам польских народных танцев — мазурки, полонеза и вальса.

В музыке романтизма произошли существенные изменения в системе жанров. Если композиторы классицизма предпочита­ли симфонию, сонату, оперу и инструментальные концерты, то романтики активно разрабатывали лирическую миниатюру, от­крывавшую неограниченные возможности для выражения со­кровенных чувств и движений человеческой души. Особой попу­лярностью у слушателей пользовались жанры песни и романса. Общеизвестны циклы музыкальных миниатюр Шуберта «Экс­промты» и «Музыкальные моменты», а этюды Шопена, Шумана и Листа — лучшие достижения этого жанра.

Кроме того, в музыке романтизма произошло обновление традиционных жанров классицизма. В Восьмой «Неокон­ченной» симфонии (1822) Шуберта бурные романтические чувства органично сочетаются с ясной и стройной классицистической композицией. Вместо обыч­ных для этого жанра четырёх частей симфония Шуберта состоит из двух — драматической и ли­рической.

Новые черты привносят романтики и в жанр сонаты. Так, Шопен пишет Сонату для фортепи­ано из четырёх частей со зловещим скерцо, траур­ным маршем и необычным мрачно-вихревым фи­налом. Лист создаёт сонату-фантазию «По прочте­нии Данте», состоящую всего лишь из одной части.

Существенные изменения претерпел и жанр прелюдии. Хорошо известны прелюдии к фугам Баха, подготавливающие исполнение большого и сложного музыкального произведения. А Шопен сочинял прелюдии экспромтом, находясь под впечатлением оп­ределённого настроения.

Как видим, романтизм в музыке — это довольно сложное и многогранное явление. Одной из поздних его ветвей в конце XIX в. стал веризм (итал. verismo — истинный, правдивый), проявившийся в итальянском оперном искусстве. В отличие от реалистических произведений, сочинения в стиле веризма изо­бражали преувеличенные, исключительные чувства героев, тол­кавшие их на рискованные поступки, а порой даже и на преступ­ления. Наиболее яркий представитель веризма в европейской музыке — Руджеро Леонкавалло (1857—1919), создавший хо­рошо известную оперу «Паяцы» (1892).

Другой ветвью западноевропейского романтизма стал ре­ализм, идущий от Джузеппе Верди (1813—1901) и Жоржа Бизе (1838—1875). Композиторы-реалисты стремились передать дра­матизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций. В сво­их музыкальных произведениях они уделяли особое внимание правдивому воспроизведению психологического состояния геро­ев. Их персонажи больше не делились на положительных и отрицательных. Каждый представал во всей сложности характера и противоречивости отноше­ний с обществом.

Усложнение языка и форм музыки в позднем романтизме, а затем и в дру­гих течениях вызвало к жизни нео­классицизм, появившийся в европей­ской музыке в первой четверти XX в. Композиторы-неоклассицисты стреми­лись вернуться к простоте мелодий и форм, ясности и чёткости гармонии. Они вновь обратились к полифонии, воз­родили клавесинную музыку XVIII в. Опять возник интерес к старинным кон­цертным жанрам — сюите и кончерто

Р. Вагнер — реформатор оперного жанра

Особое место в музыкальном творчестве романтиков занима­ет обращение к историческому прошлому. Не античная мифоло­гия или история, как это было у классицистов, будоражит вооб­ражение романтиков. Их взоры сосредоточены на мрачных и та­инственных картинах Средневековья. С особым интересом изучают композиторы старинные средневековые легенды, бал­лады и сказания (героические саги ирландского эпоса, «Стар­шую Эдду» — эпос скандинавских народов, французский геро­ический эпос «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» — сред­невековый немецкий эпос).

Идеализируя Средние века, романтики были убеждены, что именно эта далёкая эпоха способна ярко и выразительно пере­дать чувства и настроения современного мироощущения. Ни­когда раньше музыка не была так тесно связана с вымышлен­ным миром мистификаций и фантастики.

Выдающийся немецкий композитор Рихард Вагнер был по­следним крупным романтиком западноевропейской музыки XIX в. К числу известных его произведений принадлежат оперы «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1843), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Парсифаль» (1882). Глав­ным творением композитора стало создание монументального оперного цикла «Кольцо Нибелунга», состоящего из четырёх сюжетно связанных между собой музыкальных драм: «Золото Рейна» (1854), «Валькирия» (1856), «Зигфрид» (1871) и «Ги­бель богов» (1874). Труд, которому он посвятил более двадцати лет своей творческой жизни, стал отражением эволюции его фи­лософских, эстетических и политических взглядов. В нём он об­ратился к одному из самых поэтичных и наиболее сложных сказаний немецкого героического эпоса — «Песни о Нибелунгах». Свободно и творчески он пересоздал древний немецкий эпос, на­полнил его глубоким философским смыслом, созвучным духу современной жизни.

Для воплощения грандиозного замысла Вагнера не могли устроить существовавшие ранее музыкальные формы, ему было тесно в привычных рамках традиционной оперы, состоявшей из разрозненных сольных, хоровых и ансамблевых номеров, при­званных только развлекать публику. В поисках новых форм, позволяющих осуществлять непрерывное симфоническое разви­тие действия, он смело нарушает сложившиеся традиции. Меч­тая об органичном слиянии музыки, поэтического слова и сце­нического действия, он отдаёт предпочтение декламационному принципу. Огромное значение Вагнер придаёт оркестру, являю­щемуся не только основным носителем музыкального действия, но и важнейшим средством характеристики действующих лиц, их страстей и переживаний.

Задуманное как прославление героизма, мужества и доблес­ти, утверждающее подвиг, произведение завершалось грандиоз­ной картиной гибели богов. В основе оперного цикла «Кольцо Нибелунга» лежит идея губительной власти денег. Золотой клад, спрятанный на дне Рейна, приносит только несчастья каждо­му из его обладателей. Он является причиной всех совершаемых злодеяний, предательств и убийств. Освободить мир от проклятья, которое лежит на этом золоте, может только смелый и отваж­ный герой Зигфрид. Именно ему, по замыслу композитора, от­водилась ответственная роль «научить человечество познанию несправедливости, её искоренению и устройству справедливо­го мира на место мира зла». Не раз Зигфрид становится жерт­вой коварства злых сил. Чтобы завладеть несметными сокро­вищами нибелунгов, племени злых карликов, ему придётся сразиться с великаном, превратившимся в страшного дракона. Победив его, герой не находит успокоения и счастья. Только любовь к Брунгильде может спасти Зигфрида, но и здесь ему придётся пройти ряд серьёзных испытаний. Коварство, злоба и месть оказываются сильнее бесстрашного Зигфрида. Он поги­бает от рук предателей, а золотое кольцо вновь возвращается в воды Рейна.

Власть золота, ставшая первопричиной зла, приводящая к преступлениям и убийствам, в конечном счёте приводит к ги­бели всего мира. Она оказывается гораздо сильнее людей и богов — таким был безнадёжный и пессимистический вывод создателя оперного цикла.

В музыку опер Вагнер вложил весь свой талант, вдохновение и мастерство. В ней он разработал около ста выразительных и ярких по характеру лейтмотивов (огня, судьбы, меча), помо­гающих раскрыть символику действия. Особое внимание он уде­лил воспроизведению драматических переживаний главных ге­роев. Для исполнения оперы он привлёк гигантский оркестр, ог­ромное количество исполнителей, сложнейшую сценическую технику.

Лучшие произведения Вагнера и сегодня звучат на сценах крупнейших театров мира, поражая богатейшей палитрой ор­кестровых красок и гармонией, возвышенными, благородными образами, глубокими человеческими чувствами. В 2003 г. Мари­инским театром в Санкт-Петербурге под управлением В. Герги­ева была осуществлена постановка знаменитого оперного цикла «Кольцо Нибелунга».

Русская музыка романтизма

Творчество А. А. Алябьева (1787—1851), А. Е. Варламова (1801 —1848), А. Л. Гурилёва (1803—1858) и А. Н. Верстовского (1799—1862) связано с развитием романтического направления в музыке. Наибольшие успехи были достигнуты этими компози­торами в романсово-песенном творчестве. Русский романс раз­вивался под непосредственным влиянием русской поэзии пер­вой четверти XIX в. Стихотворения В. А. Жуковского, Д. В. Да­выдова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова послужили основой для создания многих музы­кальных шедевров этого жанра.

Особой популярностью пользовались романсы А. А. Алябьева «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. С. Пушкина и «Соловей» на стихи А. А. Дельвига.

Лирические песни и романсы А. Е. Варламова «Красный сарафан», «На заре ты её не буди...», «Вдоль по улице метелица метёт...» звучали по­всюду: и в светских гостиных, и в крестьянских избах. Они пленяли слушателей задушевностью и глубиной переживаний. Совсем иным — взволно­ванным и романтическим — был характер романса «Белеет парус одинокой...» на слова М. Ю. Лер­монтова.

Песни и романсы А. Л. Гурилёва «Матушка- голубушка», «Не шуми ты, рожь...», «Колокольчик» теплотой и искренностью чувств, выразительностью и напевностью ме­лодии были созвучны народным песням, душе русского чело­века.

А. Н. Верстовский создал новый романтический жанр музы­кальной баллады, или «драматической кантаты». Наиболее из­вестные среди них — «Чёрная шаль», «Три песни скальда». Ему принадлежит и первая романтическая опера «Аскольдова моги­ла» (1835), которую отличают интригующий, захватывающий сюжет эпохи становления Древнерусского государства и мело­дичная музыка.

Романтическое направление в развитии оперного искусства впос­ледствии было продолжено А. С. Дар­гомыжским (1813—1869). Опера «Русалка» (1855), написанная по мотивам незаконченной драмы А. С. Пушкина, является одним из лучших произведений композито­ра. Новые мелодические речитати­вы и созвучия, необычайно гибкие ритмы, занимательность сюжета и трагичность судеб главных персона­жей делали эту оперу действитель­но новаторским произведением.

В конце своего творческого пути Даргомыжский обратился к сюжету пушкинской трагедии «Каменный гость», создав в 1866—1869 гг. од­ноимённую оперу. В ней дана блес­тящая музыкальная вариация из­вестной легенды о Дон Жуане. Не­обычность оперы заключалась в том, что в ней не было привычных арий, вокальных «вставок», звуч­ных, эффектных ансамблей и финалов. Она представляет собой музыкально-драмати­ческий речитатив, гениально воспроизводящий текст пушкинской драмы. Необычный, экспериментаторский характер этой оперы открывал новые горизонты в развитии оперного искусства.

Вопросы и задания

1. Каковы характерные черты западноевропейской музыки роман­тизма? Как ей удалось выразить дух своей эпохи и мироощущения че­ловека того времени? Почему именно в этом виде искусства они нашли наиболее яркое и образное воплощение? В чём, на ваш взгляд, прояви­лись отличия музыки романтизма и классицизма? Поясните свой от­вет.

2. Почему так тесны были связи музыки романтизма с литерату­рой и живописью? Что вы могли бы рассказать о программной музыке композиторов-романтиков? Какие изменения произошли в системе музыкальных жанров? Расскажите о некоторых из них. Каковы даль­нейшие пути развития музыки романтизма?

3. Э. Делакруа писал: «...Вагнер хочет всё обновить; он убеждён в своей правоте, он отбрасывает множество музыкальных условнос­тей...» Как вы думаете, что именно «обновил», а какие «условности» оперного искусства нарушил Вагнер? В чём заключается реформатор­ский характер его творчества?

4*. Каковы характерные черты русской музыки романтизма? По­чему её наиболее яркие успехи были достигнуты в романсово-песенном творчестве Алябьева, Варламова, Гурилёва и Верстовского?

 Творческая мастерская

1. Послушайте вокальные циклы Ф. Шуберта «Прекрасная мель­ничиха» (1823) или «Зимний путь» (1827), а также познакомьтесь с творчеством немецкого поэта-роман- тика Вильгельма Мюллера (1794— 1827), вдохновившего Шуберта на их создание. Как в них рассказана роман­тическая история духовных поисков одинокого странника? Каким настро­ением проникнуты эти произведения?

2. Послушайте последние кульми­национные части оперы-драмы Р. Ваг­нера «Гибель богов» — путешествие Зигфрида по Рейну или траурный марш на смерть Зигфрида. Почему так контрастна эта музыка? Какое выра­жение в ней находит лейтмотив про­клятья золота? Какие музыкальные впечатления рождает эта музыка?

3. Напишите небольшое сочинение- эссе на одну из предложенных тем: «Что рассказала мне музыка компо­зиторов-романтиков?», «Мой люби­мый композитор-романтик (произведе­ние)».

4*. Композиторы-романтики, обращаясь к танцевальным жанрам, создавали подлинные жемчужины фортепианной музыки. Таковы, например, вальсы, полонезы и мазурки Шопена. Послушайте некото­рые из этих произведений. Обратитесь к справочной литературе и по­знакомьтесь с характерными особенностями этих танцев. Насколько удачно воссоздан их художественный образ в музыке Шопена?

5*. Составьте программу музыкально-поэтического концерта на тему «Романтика русского романса».

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Многообразие стилей западноевропейской музыки XIX в.»; «Со­дружество искусств в музыке романтизма»; «Музыка немецкого ро­мантизма»; «Музыкальный мир Ф. Шуберта»; «Ф. Шуберт — поэт и композитор»; «Поэзия Гёте в музыке Шуберта»; «Баллада Шуберта “Лесной царь” и одноимённая баллада И. В. Гёте в переводе В. А. Жу­ковского»; «Почему Шопена называли “чистым гением гармонии”?»; «Музыкальные открытия Ф. Листа»; «Мой любимый композитор- романтик»; «Р. Вагнер как выдающийся реформатор оперного жан­ра»; «История создания оперного цикла Р. Вагнера “Кольцо Нибелунга”».

Книги для дополнительного чтения

Алексеева Л. Н., Григорьев В. Ю. Страницы зарубежной музыки XIX века. М., 1983.

Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биогра­фическая библиотека Ф. Павленкова).

Белоусова С. С. Романтизм. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен: кни­га для чтения. М., 2002.

Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.

Вуд форд П. Шуберт: Иллюстрированные биографии великих му­зыкантов. Урал, 1999.

ГаалД. Лист. М., 1986.

Гозенпуд А. А. Оперный словарь. СПб., 2005.

Кремнев Б. Шуберт. М., 1964. (ЖЗЛ).

ЛевикБ. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1980. Вып. 5.

Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976.

Сконечная А. Д. Торжество муз. М., 1989.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

Категория: Искусство (II часть) | Добавил: time
Просмотров: 9360 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0