Главная » Файлы » Искусство (II часть)

Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века
[ Скачать с сервера (1.38 Mb) ] 09.04.2016, 23:36

Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века

К середине XIX в. реализм становится ведущим и наиболее влиятельным художественным направлением искусства. Рус­ский художественный критик и историк искусства В. В. Стасов (1824—1906) писал:

«...Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причёсанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрёпанным роман­тизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде све­жим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам...»

Какие новые задачи ставило теперь искусство? Что опреде­ляло его суть?

Реализм: эволюция понятия

Понятие «реализм» (лат. realis — вещественный) — одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В широком смысле оно обозначает стремление к более полно­му, глубокому и всестороннему отражению дейст­вительности во всех её проявлениях. В обыденной жизни часто отождествляется с понятием «прагматизм» и означает ясное и утилитарное действие, направленное к практической пользе или выгоде, ставящее главной целью практическое применение и ис­пользование.

В сфере художественной деятельности значение реализма ещё более сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Более того, в искусстве не может быть и не существует абсолют­ного реализма. Творчество отдельного художника, воплотивше­го его характерные черты, невозможно ограничить рамками только одного художественного стиля или направления. Явля­ются ли, например, Г. Курбе, И. Е. Репин или И. Н. Крамской абсолютными реалистами? Разве творчество романтиков У. Тёр­нера и Ф. Гойи лишено реалистических тенденций?

Чаще всего под реализмом понимают воспроизведение дейст­вительности такой, «как она есть». И в этом смысле реализм ро­дился вместе и одновременно с искусством, являясь важнейшим его свойством. Французский писатель и теоретик реализма Ж. Шанфлёри (1821—1889) отмечал:

«Что до реализма, я считаю это слово одной из лучших шу­ток нашей эпохи... Реализм стар как мир, реалисты сущест­вовали во все века...»

Отпечатки человеческой руки, сделанные первобытным художником, шедевры римского скульптурного портрета, пора­жающие безжалостной правдой характеристик, реалистиче­ские портреты эпохи Возрождения, живописные полотна Кара­ваджо, Веласкеса и Шардена, запечатлевшие будничную жизнь «низов», жанровые картины «малых голландцев» в известном смысле представляют собой реалистические композиции. Но только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый по­черк и оформиться в новое художественное направление.

Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлёри для обо­значения искусства, противостоявшего романтизму и символиз­му. В 1857 г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопреде­лённое, изменчивое, представленное сочетанием противоречи­вых элементов, наиболее точно отражавших суть данной эпохи.

В эти же годы издавался журнал «Реализм», оказавший под­держку новому направлению в искусстве.

Истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819— 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную вы­ставку под названием «Павильон реализма». Из тринадцати картин Курбе, представленных на суд жюри открывавшейся Всемирной выставки, были отобраны одиннадцать. Две карти­ны, имевшие принципиальное значение для художника («Похо­роны в Орнане» и «Ателье»), были отвергнуты. Своё несогласие подчиниться требованиям официального искусства Курбе выразил в выдвинутой декларации, где были провозглашены его главные творческие принципы:

«Звание реалиста мне было присвоено так же, как людям 1830-х годов — звание романтиков. Названия никогда не да­вали правильного представления о вещах... Я изучал вне ка­кой-либо системы и предвзятости искусство древних и ис­кусство современное. Я не захотел больше подражать одним и копировать других. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Нет! Я просто хо­тел... быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — та­кова моя цель».

Реакция публики не заставила долго ждать. Курбе вместе со своим реализмом сразу же превратился в соблазнительную ми­шень для критиков и острословов. Одни утверждали, что Курбе, «прикрываясь реализмом, страшно клевещет на натуру», дру­гие предпочитали более резкие выпады:

«Г-н Курбе стремился изображать людей как они есть, таки­ми уродливыми и грубыми, какими он их видит... В голове, направляющей руку, нет ничего благородного, чистого, нравственного... он такой же ремесленник в живописи, как другие в сапожном или мебельном деле»

В одной из комедийных сцен, поставленных в театре, персо­наж по имени Реалист, загримированный под Курбе, излагал своё творческое кредо греческому драматургу Аристофану:

Чтоб реалистом быть, писать правдиво — мало.

Писать уродство — вот дорога к идеалу.

Пусть отвращение селят мои холсты:

Там правды нет, где есть хоть капля красоты.

Её следы стремлюсь я выполоть с корнями...

Пристальное внимание к окружающему миру, природе, об­щественным отношениям и индивидуальным особенностям че­ловека определили суть реалистического направления в искус­стве. Став властителем дум, реализм очень скоро проявил себя в различных видах искусства: живописи и графике, скульпту­ре и музыке и в особенности в литературе. Творчество выдаю­щихся писателей-реалистов: О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме, Г. Флобера, Э. Золя (Франция), Ч. Диккенса и У. Теккерея (Ве­ликобритания), великих классиков русской литературы — И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоев­ского, Л. Н. Толстого — даёт реалистическую картину общества. Новое художественное направление быстро приобрело европей­ский размах. Черты реализма нашли проявление и в искусстве стран Латинской Америки, США и Азии.

В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и крити­ке многие стороны окружающей действительности. Что же кри­тиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплу­ататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная фило­софия власть имущих. «Срывание всех и всяческих масок» ста­новится одним из главных критериев реалистического искусст­ва. Вот почему реализм XIX в. часто называют критическим. Осуждая основы общественного строя, художники-реалисты в то же время утверждали гуманистические идеалы Добра, Спра­ведливости, всеобщего Равенства и Счастья. Критическая на­правленность реализма нашла наиболее яркое выражение в про­изведениях литературы и изобразительного искусства (бытовой и исторической живописи, сатирической графике и книжной иллюстрации).

Эстетика реализма и натурализм

Существенные перемены в жизни общества, вызванные уси­ливающимся недовольством народных масс, нарастанием демо­кратического и пролетарского движения, не могли не привести к изменениям и в художественной сфере. Сначала буржуазная Французская революция 1848 г., а затем и первая в мире проле­тарская революция 1871 г. (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды и чаяния простого человека.

Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в обществен­ную жизнь, защищая интересы народных масс. Заметно обо­стряются противоречия между реалистическим и академиче­ским искусством, ещё глубже и непримиримее становятся раз­личия между реализмом и романтизмом.

Если раньше реализм и романтизм в своём отношении к жиз­ни и человеку взаимно обогащали друг друга, развивались бес­конфликтно и параллельно, то теперь проявились их противоре­чия. Существенными были разногласия в их отношении к дей­ствительности. Если романтизм только фиксировал пороки и недостатки в жизни общества, то реализм заострял внимание на причинах, породивших зло в обществе. Если в изображение ок­ружающей действительности романтизм привносил много субъ­ективного и индивидуального, то реализм, напротив, стремился к объективности, нередко использовал художественные приёмы сатирического осмеяния. Выдвижению возвышенного романти­ческого идеала реализм противопоставил его категоричное не­приятие. Г. Курбе утверждал, что «основа реализма — это отрица­ние идеала». Расхождения были и в выборе тем для произведе­ний искусства.

Существенные противоречия между реализмом и романтиз­мом касались особенностей изображения человека. Так, исклю­чительным героям в исключительных обстоятельствах реалис­ты противопоставили изображение «типичных характеров в ти­пичных обстоятельствах (Ф. Энгельс). Причём повышенное внимание они уделяли обыденной жизни человека низших со­словий.

Если в произведениях романтиков чувствова­лось единство взглядов автора и его героев, то у ре­алистов между ними пролегала определённая дистанция. Если у романтиков личность могла воздействовать на общество, то у ре­алистов, наоборот, общество оказывало существенное влияние на человека. Подобные разногласия не могли не привести к оформлению собственной эстетической программы, формально закрепившей основные требования реалистического искусства.

Воспроизводя действительность такой, «как она есть», худож­ники-реалисты, однако, не стремились к её точному копирова­нию. В их произведениях оставалось достаточно места для твор­ческого воображения и фантазии. Э. Делакруа, которому был чужд реалистический метод, все же подчёркивал:

«...Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действи­тельности... Совершенство художественного образа не зави­сит от степени подражания природе».

В противном случае возникала опасность отождествления ре­ализма с натурализмом (лат. natura — природа, естество) — творческим направлением в изобразительном искусстве, литера­туре и театре, который ассоциировался с точным копированием явлений действительности без учета их связей и отношений друг с другом. Для натурализма были характерны: подчинение «по­зитивной» правде, отказ от типизации, строгое использование результатов экспериментальной науки, подчёркнутая «фотогра­фичность» изображения, деэстетизация художественной фор­мы.

С середины XIX в. термины «реализм» и «натурализм» за­частую употреблялись как синонимы, но с 1870-х гг. натура­лизм стал выделяться в особое литературно-художественное движение, известное под названием «натуральной школы».

Эмиль Золя (1840—1902), наиболее известный сторонник натурализма, под­чёркивал, что художник должен быть объективным наблюдателем и экспери­ментатором. Он может изображать толь­ко то, что сам видел и хорошо изучил.  Кусок действительности», воспроизве­дённый им с фотографической точно­стью, есть антипод «типичным характе­рам в типичных обстоятельствах». Мес­то сюжета занимали описание и анализ, при этом автор остаётся эстетически нейтральным по отношению к изобра­жаемому, он не стремится заглянуть в будущее. Окружающий мир представля­ется статичным нагромождением дета­лей, в котором нет разграничений между красивым и безобразным. Если безобраз­ное изображено достоверно, оно приобре­тает в глазах натуралистов значение под­линной эстетической ценности.

В сборнике «Экспериментальный роман» (1880) Э. Золя писал:

«Нам, писателям-натуралистам, бросают нелепый упрёк — будто мы хотим быть только фотографами... Мы исходим из подлинных фактов, действительность — вот наша несокру­шимая основа../Главная задача писателя как раз и состоит в изучении взаимного воздействия — общества на индивидуум и индивидуума на общество... Мы стремимся... овладеть про­явлениями интеллекта и других свойств человеческой лич­ности, чтобы иметь возможность направлять их... Человек для нас — живая машина, действующая под влиянием на­следственности и среды».

В художественном творчестве Золя черты натурализма орга­нично переплетались с чертами критического реализма. Это об­стоятельство сыграло положительную роль в оценке натурализ­ма. Оно позволило ему получить не только всеобщее признание, но и сыграть на определённом этапе прогрессивную роль.

 

Вопросы и задания

1. Каковы исторические предпосылки возникновения реализма в искусстве второй половины XIX в.?

2. В связи с чем был впервые выдвинут термин «реализм» приме­нительно к сфере художественной культуры? Можно ли согласиться с утверждением, что реализм возник вместе и одновременно с искусст­вом? Аргументируйте свой ответ. Почему рождение реализма часто связывают с творчеством Г. Курбе?

3. Известно, что термин «реализм» как «правдивое воспроизведе­ние типичных характеров в типичных обстоятельствах» был сформу­лирован Ф. Энгельсом лишь в конце XIX в. Как вы думаете, почему именно он стал важнейшей характеристикой произведений реализма? Каковы художественные принципы данного стиля? Что значит быть художником-реалистом?

4. Как вы думаете, почему в 70-е гг. XIX в. понятие «реализм» ста­ло отождествляться с понятием «натурализм»? Какую программу на­турализма выдвинул французский писатель Э. Золя? Насколько она показалась вам убедительной?

Творческая мастерская

1. Историк искусства В. В. Ванс лов предлагает под термином «ре­ализм» различать три значения: «правду жизни в искусстве», «конк­ретно-историческое течение XIX в.» и «реалистичность как жизненно правдоподобные элементы, детали или отдельные произведения в раз­личных течениях и стилях». Как вы считаете, насколько правомерна такая точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

2. Составьте таблицу отличительных признаков романтизма и ре­ализма: приведите имена художников и названия их произведений, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать то или иное теоретическое положение.

3. Познакомьтесь с некоторыми из статей о реализме. Сделайте конспект одной из них. Определите круг вопросов, затронутых в ней. кратко изложите суть проблемы, сделайте собственные выводы.

4. Поэт-романтик Дж. Байрон писал:

Хоть высшее достоинство поэта —

Суметь познать и клевету, и лесть,

И мир изобразить таким, как есть!

Какое отражение получил этот художественный принцип в произ­ведениях реалистического искусства? Какие примеры вы могли бы привести для доказательства своих суждений?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Реализм — художественное направление в искусстве второй по­ловины XIX в.»; «Эстетическая программа реализма и её отражение в произведениях искусства»; «Борьба Г. Курбе против салонного ис­кусства»; «Романтизм и реализм: их связь и отличие»; «Критический реализм и его эстетическая программа»; «Реализм и натурализм»; «Реализм и художественная фотография».

 

Книги для дополнительного чтения

Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. (Любое из­дание).

Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.

Золя Э. Экспериментальный роман. (Любое издание).

Мастера искусства об искусстве. Первая половина XIX в. (Г. Кур­бе) / под ред. И. Л. Маца и Н. В. Яворской. Т. 4. М., 1967.

Мировая художественная культура. Романтизм и реализм / под ред. Л. В. Пешиковой. М., 2004.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

Категория: Искусство (II часть) | Добавил: time
Просмотров: 7821 | Загрузок: 91 | Рейтинг: 4.7/3