Главная » Файлы » Искусство (II часть)

Композиторы Венской классической школы
[ Скачать с сервера (2.07 Mb) ] 14.02.2016, 17:33

                                          Композиторы Венской классической школы

Когда сегодня говорят о классицизме в музыкальном искус­стве, в большинстве случаев имеют в виду творчество компози­торов XVIII в. — Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена, которых мы называем венскими классиками или представителями Венской классической школы. Это новое на­правление в музыке стало одним из самых плодо­творных в истории музыкальной культуры.

Национальная австрийская музыкальная культура того вре­мени оказалась замечательной средой для создания такого пласта в музыкальном искусстве, который отвечал новым идеям и на­строениям. Венские композиторы-классики сумели не только по­дытожить всё лучшее, чего достигла европейская музыка, но и воплотить в музыке эстетические идеалы эпохи Просвещения, сделать собственные творческие открытия. Наивысшим дости­жением музыкальной культуры этого времени стало формиро­вание классических музыкальных жанров и принципов симфо­низма в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетхо­вена.

Классический симфонизм Гайдна

В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн (1732—1809) вошёл как создатель классической симфонии. Ему также принадлежит заслуга в создании инструментальной му­зыки и формировании устойчивого состава симфонического ор­кестра.

Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Он яв­ляется автором 104 симфоний, 83 струнных квартетов, 52 клавирных сонат, 24 опер... Кроме того, им создано 14 месс и не­сколько ораторий. Во всём, что написано известным австрий­ским композитором, чувствуется непревзойдённый талант и блестящее мастерство. Не случайно его не менее знаменитый со­отечественник и друг Моцарт с восхищением говорил:

«Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».

Творчество Гайдна уже при жизни композитора приобрело европейскую известность и по достоинству было оценено совре­менниками. Музыка Гайдна — это «музыка радости и досуга», она полна оптимизма и действенной энергии, светла и естествен­на, лирична и изысканна. Композиторская фантазия Гайдна, казалось, не знала границ. Его музыка богата контрастами, па­узами и неожиданными сюрпризами. Так, в 94-й симфонии (1791), в середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются мощные удары литавр только для того, чтобы зритель «не скучал»...

Симфонии Гайдна — подлинная вершина его творчества. Не сразу складывалась музыкальная форма симфонии. Первона­чально количество её частей варьировалось, и лишь Гайдну уда­лось создать её классический тип в четырёх частях, каждая из которых различалась характером звучащей музыки, темпом и приёмами развития темы. При этом четыре контрастные части симфонии взаимно дополняли друг друга.

Первая часть симфонии (греч. symphonia — созвучие) обыч­но исполнялась в быстром, стремительном темпе. Она активна и драматична, обычно в ней передан основной конфликт двух об­разов-тем. В обобщённой форме в ней передавалась атмосфера жизни главного героя. Вторая — медленная, лиричная, навеян­ная созерцанием прекрасных картин природы — проникала во внутренний мир героя. Она способна вызвать в душе размышле­ния, сладостные мечты и грёзы воспоминаний. В третьей, рас­сказывающей о часах досуга и отдыха героя, его общении с людь­ми, звучала живая, подвижная музыка, первоначально восхо­дившая своими ритмами к менуэту — спокойному салонному танцу XVIII в., позднее — к скерцо — веселой танцевальной му­зыке шутливого характера. Быстрая четвёртая часть подводила своеобразный итог размышлений героя, выделяла главное в его понимании смысла жизни человека. По форме она напоминала рондо с чередованиями неизменной темы — рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов.

Общий характер музыки симфоний Гайдна образно и поэтич­но выразил немецкий писатель Э. Т. А. Гофман (1776—1822):

«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радо­стной души; его симфонии ведут нас в необозримые зелёные рощи, в весёлую пёструю толпу счастливых людей, перед на­ми проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смею­щиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби — одно только сладостно элегиче­ское стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам — вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».

В симфонической музыке Гайдн нередко использовал приём звукоподражания: пения птиц, журчания ручья, давал зримые зарисовки восхода солнца, «портретов» животных. Музыка композитора вбирала словацкие, чешские, хорват­ские, украинские, тирольские, венгерские, цыган­ские мелодии и ритмы. В музыке Гайдна нет ничего лишнего и случайного, она пленяет слушателей своей грациозностью, лёг­костью и изяществом.

В последние годы жизни Гайдн создал свои самые значитель­ные музыкальные произведения. В двенадцати «Лондонских симфониях», написанных в 1790-е гг. под впечатлением от поез­док в Лондон, нашли выражение жизненная философия и миро­воззрение композитора. Под влиянием музыки Генделя он со­здал две величественные оратории — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), приумножившие и без того шумную славу композитора.

Последние годы жизни Гайдн провёл в уединении, в малень­ком домике на окраине Вены. Он почти ничего не писал. Чаще предавался воспоминаниям о своей жизни, полной смелых на­чинаний и экспериментаторских поисков.

Музыкальный мир Моцарта

Путь Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791) в музыке начинался ярко и блистательно. С самых ранних лет жизни его имя стало легендой. В четыре года ему требовалось полчаса, что­бы разучить менуэт и тут же сыграть его. В шесть лет он вместе с отцом Леопольдом Моцартом, талантливым музыкантом ка­пеллы архиепископа города Зальцбурга, гастролировал с кон­цертами по Европе. В одиннадцать — сочинил первую оперу, а в четырнадцать — дирижировал на премьере собственной опе­ры в театре Милана. В том же году он получил почётное звание академика музыки Болоньи.

Однако дальнейшая жизнь та­лантливого композитора сложилась непросто. Положение придворного музыканта мало чем отличалось от положения услужливого лакея, вы­полнявшего любые прихоти своего хозяина. Не таков был характер Мо­царта, человека независимого и ре­шительного, больше всего в жизни ценившего честь и достоинство. Пройдя многие жизненные испыта­ния, он ни в чём не изменил своим взглядам и убеждениям.

В историю музыкальной культу­ры Моцарт вошёл как блистатель­ный сочинитель симфонической му­зыки, создатель жанра классиче­ского концерта, автор «Реквиема» и двадцати опер, среди которых двадцати опер, среди которых особую известность получили «СвадьбаФигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Подчёркивая значение его творческого наследия, хочет­ся повторить вместе с А. С. Пушкиным:

«Ты, Моцарт, Бог, и сам того

не знаешь...»

В оперном искусстве Моцарт прокладывал собственную до­рогу, отличную от своих знаменитых предшественников и совре­менников. Редко используя мифологические сюжеты, он глав­ным образом обращался к литературным источникам: средневе­ковым легендам и пьесам известных драматургов. Моцарт впервые соединил в опере драматическое и комическое начала. В его оперных произведениях не было чёткого деления персона­жей на положительные и отрицательные; герои то и дело попа­дали в самые различные жизненные ситуации, в которых и про­являлась суть их характеров.

Моцарт придавал первостепенное значение музыке, а не вы­двигал на первый план роль звучащего слова. Его творческим принципом стали собственные слова о том, что «поэзия должна быть послушной дочерью музыки». В операх Моцарта возросла роль оркестра, с помощью которого автор мог выразить своё от­ношение к действующим лицам. Нередко он проявлял сочувст­вие к отрицательным героям, а над положительными не прочь был от души посмеяться.

«Свадьба Фигаро» (1786) была поставлена по пьесе француз­ского драматурга Бомарше (1732—1799) «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Моцарт сильно рисковал, выбирая для пос­тановки запрещённую цензурой пьесу. В результате появилась весёлая опера в стиле итальянской комической оперы-буфф. Энергичная, лёгкая музыка, звучащая в этом произведении, за­ставляла зрителей серьёзно задуматься над жизнью. Один из первых биографов композитора очень точно подметил:

«Моцарт сплавил воедино коми­ческое и лирическое, низкое и возвышенное, смешное и трога­тельное и создал невиданное по своей новизне творение — “Свадьбу Фигаро”».

Цирюльник Фигаро, человек без рода и племени, хитростью и умом побеждает сиятельного графа Аль­мавиву, который не прочь приуда­рить за невестой простолюдина. Но Фигаро хорошо усвоил нравы выс­шего света, а потому его не провести утончёнными жестами и словесной паутиной. За свое счастье он борет­ся до конца.

В опере «Дон Жуан» (1787) тра­гическое и комическое, фантасти­ческое и реальное переплетены не менее прочно. Сам Моцарт дал ей подзаголовок «Весёлая драма». Следует подчеркнуть, что тема донжуанства была не нова в музыке, но в её раскрытии Моцарт нашёл особые подходы. Если раньше в центре внимания композиторов были дерзкие похождения и любовные авантюры Дон Жуана, то теперь перед зрителями представал обаятельный человек, преис­полненный рыцарской отваги, благородства и мужества. С боль­шим сочувствием Моцарт отнёсся и к раскрытию душевных пе­реживаний оскорблённых Дон Жуаном женщин, ставших жерт­вами его любовных интриг. Серьёзные и величественные арии Командора сменялись весёлыми и озорными мелодиями хитро­умного Лепорелло, слуги Дон Жуана.

«Музыка оперы полна движения, блеска, необычайно дина­мична и ажурна. В этом произведении царствует мелодия — гибкая, выразительная, пленительная в своей свежести и красоте. Партитура изобилует чудесными, виртуозно разра­ботанными ансамблями, великолепными ариями, дающими певцам широчайшие возможности выявить все богатства го­лосов, продемонстрировать высокую вокальную технику» (Б. Кремнев).

Опера-сказка «Волшебная флейта» (1791) — любимое произ­ведение Моцарта, его «лебединая песня» — стала своеобразным эпилогом жизни великого композитора (была поставлена в Вене за два месяца до его смерти). В лёгкой и увлекательной форме Мо­царт воплотил в ней тему неизбежной победы светлого и разумно­го начала жизни над силами разрушения и зла. Волшебник Зара- стро и его верные помощники, преодолев множество жестоких испытаний, всё же создают мир Мудрости, Природы и Разума. Чёрная месть, злоба и коварство Царицы Ночи оказываются бес­сильными перед всепобеждающими чарами любви.

Опера имела потрясающий успех. В ней звучали мелодии сказочных игр, волшебных опер, народных ярмарочных балага­нов и кукольных спектаклей.

В симфонической музыке Моцарт достиг не меньших высот. Особой популярностью пользуются три последние симфонии Моцарта: ми-бемоль мажор (1788), соль минор (1789) и до ма­жор, или «Юпитер» (1789). В них прозвучала лирическая испо­ведь композитора, его философское осмысление пройденного жизненного пути.

Моцарту принадлежит заслуга в создании жан­ра классического концерта для различных музы­кальных инструментов. Среди них 27 концертов для фортепиано с оркестром, 7 — для скрипки с оркестром, 19 сонат для фортепиано, сочинения в жанре фантазий, в основе которых лежала сво­бодная импровизация. С ранних лет, играя почти ежедневно, он выработал виртуозную манеру ис­полнения. Всякий раз он предлагал слушателям новые сочинения, поражая их творческой фантази­ей и неистощимой силой вдохновения. Одно из луч­ших сочинений Моцарта в этом жанре — «Концерт для фортепиано с оркестром ре минор» (1786).

Творчество Моцарта представлено также вы­дающимися сочинениями духовной музыки: мес­сами, кантатами, ораториями. Вершиной его духовной музыки стал «Реквием» (1791) — грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Музыка реквиема глубоко трагична, полна сдержанной и благородной скорби. Лейтмотив произведе­ния — судьба страдающего человека, предстающего перед ли­цом сурового Божьего суда. С потрясающей драматической си­лой он раскрывает во втором хоре «Dies irae» («День гнева») кар­тины смерти и разрушения, контрастирующие со скорбной мольбой и трогательными жалобами. Лирической кульминаци­ей «Реквиема» стала «Lacrimosa» («Лакримоза» — «Слёзный день этот»), музыка, проникнутая трепетным волнением и про­светлённой печалью. Необычайная красота этой мелодии сдела­ла её широко известной и популярной во все времена.

Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произве­дение. По наброскам композитора оно было доработано одним из его учеников.

«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Людвиг ван Бетховен

Весной 1787 г. в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, оде­тый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил ве­ликого маэстро послушать его импровизации на заданную тему. Моцарт, поглощённый работой над оперой «Дон Жуан», дал гос­тю две строчки полифонического изложения. Мальчик не расте­рялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями. Присутст­вующим здесь же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание на этого юношу, придёт время, о нём заговорит весь мир». Эти слова оказались пророческими. Музыку великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770—1827) сегодня дей­ствительно знает весь мир.

Путь Бетховена в музыке — это путь от классицизма к ново­му стилю, романтизму, путь смелого эксперимента и творческих поисков. Музыкальное наследие Бетховена огром­но и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 со­наты для фортепиано, 10 — для скрипки, ряд увертюр, в том чис­ле к драме И. В. Гёте «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов для фортепиано с оркестром, «Тор­жественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки на­родных песен (их около 160, в том числе и русских) и др.

Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке, раздвинув рамки сонатно-симфони­ческой формы. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония (1802— 1804). Это грандиозное творение, превышающее известные до того времени симфонии своими масшта­бами, количеством тем и эпизодов, отражает бурную эпоху Француз­ской революции. Первоначально Бетховен хотел посвятить это про­изведение своему кумиру Наполеону Бонапарту. Но когда «гене­рал революции» провозгласил себя императором, стало очевид­но, что им движет жажда власти и славы. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово — «Героиче­ская» .

Симфония состоит из четырёх частей. В первой звучит быст­рая музыка, передающая дух героической борьбы, стремление к победе. Во второй, медленной части, звучит траурный марш, полный возвышенной скорби. Впервые менуэт третьей части заменён стремительным скерцо, призывающим к жизни, свету и радости. Финальная, четвёртая часть насыщена драмати­ческими и лирическими вариациями. Публика приняла «Геро­ическую» симфонию Бетховена более чем сдержанно: произве­дение показалось слишком длинным и трудным для восприя­тия.

Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под впечатлением народных песен и весёлых плясовых наигры­шей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жиз­ни». Солирующие виолончели воссоздавали картину журчания ручья, в ней слышались голоса птиц: соловья, перепела, кукуш­ки, притопывание танцующих под весёлую деревенскую песен­ку. Но внезапный раскат грома нарушает народное гулянье. Картины бури и разразившейся грозы поражают воображение слушателей.

«Гроза, буря... Прислушайтесь к порывам ветра, несущего дождь, к глухим раскатам басов, к пронзительному свисту малых флейт... Ураган приближается, растет... Тогда вступают тромбоны, гром литавр усиливается вдвое, это уже не дождь, не ветер, а ужасное на­воднение» (Г. Л. Берлиоз). Картины ненастья сменялись светлой и радо­стной мелодией пастушеского рожка и свирели.

Вершиной симфонического творчест­ва Бетховена является «Девятая симфо­ния» (1822—1824). Образы житейских бурь, горестных утрат, мирные картины природы и сельской жизни стали своеоб­разным прологом к необычному финалу, написанному на текст оды немецкого поэта И. Ф. Шиллера (1759—1805):

Власть Твоя связует свято

Всё, что в мире врозь живёт:

Каждый в каждом видит брата

Там, где веет твой полёт...

Обнимитесь, миллионы!

В поцелуе слейся, свет!

Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и зву­чание хора слились воедино, провозглашая гимн добру, истине и красоте, призывая к братству всех людей на земле.

Сонаты Бетховена также вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Лучшие из них — скрипичная «Крейцерова» (№ 9), фортепианные «Лунная» (№ 14), «Аврора» (№ 21), «Аппассионата» (№ 23).

«Лунная» соната (название было дано уже после смерти ком­позитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая лю­бовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена. Ли­рическая, мечтательная музыка, передающая настроение глу­бокой печали, а затем наслаждение красотой мира, сменяется в финале бурным драматическим порывом чувств.

Не менее известна «Аппассионата» (итал. appassionato— страстно), посвящённая одному из близких друзей композитора. По своим масштабам она максимально приближена к симфонии, но включает не четыре, а три части, составляющие единое целое. Музыку этой сонаты пронизывает дух страстной, беззаветной борьбы, могущество стихийных сил природы, воля человека, ук­рощающего и усмиряющего природную стихию.

Соната «Аврора», имеющая подзаголовок «Соната солнечно­го восхода», дышит радостью и солнечной энергией. Её первая часть передаёт впечатление оживлённого и шумного дня, кото­рому приходит на смену тихая ночь. Вторая рисует картину раз­горающейся зари нового утра.

В последние годы жизни Бетховен сочинял сравнительно ма­ло и медленно. Полная глухота, постигшая его в середине творческого пути, не позволяла ему выйти из состояния глубо­кой депрессии. И всё-таки то, что написано в это время, было также отмечено чудесным взлётом его таланта.

 

Вопросы и задания

1*. Каково значение творчества Гайдна в истории мировой музы­кальной культуры? Что представляет собой созданный им классиче­ский тип симфоний? Справедливо ли утверждение, что музыка Гайд­на — это «музыка радости и досуга»?

Какой вклад внёс Моцарт в развитие мировой музыкальной культуры? Каковы его главные достижения в создании оперного ис­кусства?
Бетховен говорил: «Для того чтобы создать что-то по-настояще­му прекрасное, я готов нарушить любое правило». От каких правил со­здания музыки Бетховен отказывался, а в чём выступил как подлин­ный новатор?

 

Творческая мастерская

Подготовьте радио- или телепередачу (программу концерта или музыкального вечера) на тему «Композиторы Венской классической школы». Какие музыкальные произведения вы отберёте? Обсудите свой выбор.
Исследователь истории музыкальной культуры Д. К. Кирнар- ская отмечает «чрезвычайную театральность» музыки классицизма. По её мнению, «слушателю остаётся только включить воображение и узнать в «музыкальной одежде» персонажей классической трагедии или комедии». Так ли это? Послушайте одну из опер Моцарта и, опи­раясь на собственные впечатления, аргументируйте своё мнение.
Б. Кремнев, автор книги «Вольфганг Амадей Моцарт», писал: «Подобно Шекспиру, следуя правде жизни, он решительно смешивает комическое с трагическим. Недаром жанр оперы, которую он теперь пишет, — “Дон Жуана”, композитор определяет не как опера-буффа или опера-сериа, а как “бгатта ^шсово” — “весёлая драма”». На­сколько оправдано сравнение трагико­мических опер Моцарта с творчеством Шекспира?
Как вы думаете, почему писатель XX в. Р. Роллан в своей книге «Жизнь Бетховена» замечал, что творчество Бетховена «оказалось ближе к нашей эпохе»? Почему творчество Бетховена принято рассматривать в рамках клас­сицизма и нового художественного сти­ля — романтизма?
Композитор Р. Вагнер считал для себя бессмысленным занятием обраще­ние к симфоническому жанру после Девятой симфонии Бетховена, назван­ной им «всеобщей драмой», «человече­ским евангелием искусства будущего». Послушайте эту музыку и попробуй­те объяснить, какие основания были у Вагнера для подобной оценки. Офор­мите свои впечатления в виде эссе или рецензии.

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Музыка барокко и классицизма»; «Музыкальные достижения и открытия в творчестве венских композиторов-классиков»; «Творчест­во Гайдна, Моцарта и Бетховена — музыкальная биография эпохи Просвещения»; «Музыкальный портрет героя симфонических произ­ведений И. Гайдна»; «Почему современники называли симфонии Й. Гайдна “музыкой радости и досуга” и “островами радости”?»; «Мас­терство и новаторство оперного искусства Моцарта»; «Жизнь Моцарта и “маленькая трагедия” А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”»; «Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена»; «Идеалы эпохи Наполеона и их отражение в творчестве Л. ван Бетховена»; «Гёте и Бетховен: диалог о музыке»; «Особенности художественной интерпретации “Крейцеровой” сонаты Бетховена в одноименной повести Л. Н. Толстого»; «Бетхо­вен: его предшественники и последователи в музыке».

 

Книги для дополнительного чтения

Алъшванг А. А. Бетховен. М., 1977.

Баттерворт Н. Гайдн. Челябинск, 1999.

Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биогра­фическая библиотека Ф. Павленкова).

Вейс Д. Возвышенное и земное. Роман о жизни Моцарта и его вре­мени. М., 1970.

Великие музыканты Западной Европы: хрестоматия для учащих­ся старших классов / сост. В. Б. Григорович. М., 1982.

Вудфорт П. Моцарт. Челябинск, 1999.

Кирнарская Д. К. Классицизм: книга для чтения. Й. Гайдн, В. Мо­царт, Л. Бетховен. М., 2002.

Корсаков В. Бетховен. М., 1997.

Левин Б. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1971. Вып. III.

Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976.

Розеншилъд К. История зарубежной музыки. М., 1973. Вып. 1.

Роллан Р. Жизнь Бетховена. М., 1990.

Чичерин Г. В. Моцарт. М., 1987.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

Категория: Искусство (II часть) | Добавил: time
Просмотров: 8142 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 1.5/2