Главная » Файлы » Искусство (II часть) |
[ Скачать с сервера (6.84 Mb) ] | 13.12.2015, 15:46 |
Архитектура барокко ..Но перед красотой и зданья, и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда. ...В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдёшь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей... Перевод Е. Тараховской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов. Искусствовед М. В. Алпатов отмечал: «Здание вовлекает зрителя в создаваемый им образ, как картина или театральная сцена, но вместе с тем отталкивает его, выходит за свои границы, как бы выплёскивается за берега». Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны. Характерные черты барочной архитектуры Всё в барочной архитектуре было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сомнения. Об особенностях восприятия произведений барочной архитектуры справедливо писал искусствовед И. Э. Грабарь: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчёркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Главными особенностями архитектуры барокко являются: тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись; В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII столетия. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Англии этот стиль проявился в смешанной форме. В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини Идеи барочной организации больших пространств были связаны с созданием ансамблей площадей с фонтанами, обелисками, перспективами улиц, аллей, садов и парков, украшенных каскадами фонтанов, водоёмами и статуями. До этого времени целостные архитектурные ансамбли складывались поэтапно — к уже существовашим постройкам постепенно достраивали новые. Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима, по масштабам строительства с которым не мог тогда соперничать ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплелись строгая Античность и роскошное барокко. Известный историк искусства П. П. Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»: «Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего — это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнаёт каждый из нас. Всё тр, что определяет характер города, — его наиболее заметные здания, главные площади, оживлённейшие улицы, — всё это здесь создано барокко, и всё верно хранит его печать». Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини (1598—1680), который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. «В итальянской художественной истории не было после Микеланджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантливой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», — писал П. П. Муратов. Он прославился не только как талантливый архитектор и скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссёр феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко». Творческую манеру архитектора отличали изящество в сочетании с точным математическим расчётом, мастерская работа с фактурой камня, использование оптических эффектов. Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. Архитектору Бернини мастерски удалось справиться с поставленными задачами. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростёртым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в своё пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания. В центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведён обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие её поперечную ось. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математический расчёт, безукоризненное чувство масштаба, умение организовать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых. Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора Святого Петра.
Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли В середине XVIII в. искусство барокко в России достигло своего расцвета. Архитекторы всё чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространилась по всей России, но самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства — Санкт-Петербурге. Значительный вклад в развитие архитектуры в России внёс Франческо Бартоломео Растрелли (1700—1771) — сын скульптора Б. К. Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Всё, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт и дипломат А. Д. Кантемир (1708—1744) писал о творениях выдающегося зодчего: «Граф Растрелли... искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил». Творения архитектора, сформировавшие образ дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко, — это восторженные оды во славу могущества и процветания российской государственности. Характерными приёмами стиля Ф. Б. Растрелли были: контрастное сопоставление форм и объёмов, ритм вертикалей, эффект зрительного колебания плоскости стены, использование пластики сдвоенных колонн, отступающих и выдвигающихся ризалитов (часть здания, выступающая за основную линию фасада), использование статуй, вазонов, провалы огромных окон, волюты, овальные окна. Своеобразие стиля архитектора составляет соединение в барочном ансамбле элементов рококо и европейского классицизма. В то же время он творчески воплощал многовековые традиции древнерусской архитектуры и народного творчества (пятиглавые в храмовом зодчестве, полихромность, обилие позолоты, растительный орнамент, декоративность). К архитектурным шедеврам Растрелли относятся Зимний дворец в Петербурге (1754—1762), загородные резиденции — Большой дворец в Петергофе (1745—1755) и Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1757), частные городские дворцы М. И. Воронцова (1749—1757) и Строгановых (1752—1754), а также церкви и монастыри — Андреевская церковь в Киеве (1748—1762) и Смольный монастырь в Петербурге (1748— 1754). Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Государственный Эрмитаж. Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане приближалось к форме прямоугольника с замкнутым внутренним двором (блок-каре). Общая протяжённость фасадов, составлявшая 210 м, подчёркивала колоссальность масштабов здания. Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Между тем ни один из фасадов не повторял другой, в определённых ракурсах (издали или на близком расстоянии) каждый воспринимался по-своему, так как был декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали, а противоположный, по существу самый главный, — ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращённую к городу. Его составляли три ризалита, средний из которых прорезан арочными въездами, ведущими в огромный парадный двор. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и её гостей. Через огромную галерею они поднимались по Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца. Не могла не восхищать общая устремлённость здания вверх. Помимо того что дворец был одним из самых высоких сооружений, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причём обязательно в два яруса, строго друг над другом. Более того на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчётом, что зрительно они продолжали вертикали колонн. Разнообразный ритм колонн, разорванные фронтоны, слияние декора нижнего яруса с верхним сообщали фасаду эффект непрекращающегося движения. Важным эмоциональным фактором воздействия на зрителей являлось нарядное цветовое решение фасада, основанное на сопоставлении бледно-терракотового тона стен, белых стволов колонн и пилястр, золотистых капителей, разнообразной декоративной скульптуры и позолоты металлического кружева решёток балконов. Самые ответственные места в декоре здания занимали символы императорской власти и русской государственности. Поразителен рисунок обрамления наличников огромных окон (22 типа!), в оформлении которых фантазия зодчего- декоратора, казалось, не знала границ. Дворцовые сооружения поражали своими размерами и пышностью внутреннего убранства. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. В парадных интерьерах было изобилие цвета, лепнины и узора; они полны движения, создаваемого бликами солнечного света и отражениями от множества зеркал. Здесь всё сверкало и переливалось, создавая ослепительную роскошь и торжественное величие. Замечательное творение Растрелли не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать другие зодчие. Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятигла- вие, воплощённое в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объёмом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре высокие двухэтажные башни, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью. Чёткие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко закругляющимися волютами, нависающими карнизами, создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчёркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон. Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами. Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал своё победное шествие новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Петербург.
Вопросы и задания 1. Чем можно объяснить, что в XVII в. архитектура была ведущим видом искусства? Каковы характерные черты архитектуры западноевропейского барокко? Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Почему архитектура барокко вызывала крайне противоречивые суждения? 2. Почему Италию называют родиной архитектурного барокко, а Рим — его столицей? Докажите справедливость этих утверждений на примере известных вам произведений Лоренцо Бернини. Что отличает художественную манеру зодчего? 3. Какие черты стиля вы могли бы отметить в творчестве Ф. Б. Растрелли? Что отличает созданные им сооружения от известных вам произведений архитектуры западноевропейского барокко? В какой мере зодчему удалось воплотить традиции древнерусской архитектуры? Аргументируйте свой ответ.
Творческая мастерская 1. Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Сравните известные вам произведения. Как вы думаете, почему барочному зданию «так хочется» организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля? 2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте доказать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини — площадь собора Святого Петра в Риме. 3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)? 4. Искусствовед А. А. Карев отмечает, что «в зданиях Растрелли заложен один из существенных принципов барокко — вовлечение в единое, почти нерасчленимое живописное целое всего многообразия деталей и форм. Пластическая активность его архитектуры и использование иллюзорных эффектов позволяют, с одной стороны, организовывать большие пространства перед фасадами, с другой — зрительно раздвигает пространство интерьеров. Всеми этими средствами Растрелли пользуется с артистической виртуозностью». Докажите справедливость этого утверждения на примере известных вам архитектурных сооружений мастера. 5. Если вам приходилось бывать в Санкт-Петербурге и его пригородах, то подготовьте заочную экскурсию по памятным местам, связанным с творчеством Ф. Б. Растрелли. Каковы ваши впечатления от этих творений зодчего? 6. Попробуйте снять любительский видеофильм об архитектурных памятниках барокко, имеющихся в вашем городе.
Темы проектов, рефератов или сообщений «Шедевры архитектуры западноевропейского барокко»; «Лучшие достижения итальянского барокко»; «Лоренцо Бернини — гений барокко»; «Рим — столица архитектурного барокко»; «Национальное своеобразие развития стиля барокко в России»; «Петербург Ф. Б. Растрелли»; «Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его пригородах».
Книги для дополнительного чтения Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М., 2000. Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. М., 2002. Искусство XVII века. Голландия, Франция, Англия, Германия. М., 1995. (История искусства). Карев А. А. Искусство XVIII века в России. М., 2004. Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965. Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3. Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. (Малая история искусств).
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.). | |
Просмотров: 9636 | Загрузок: 61 | |