Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Мир Византийской культуры
[ Скачать с сервера (9.91 Mb) ] 06.01.2016, 14:13

                                                    Мир Византийской культуры

На берегу Босфора римским императором Константином в 324—330 гг. был возведен Константинополь — «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян), как называли себя ее жители. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой — началом культуры средневековой. Как наследница Античности Византия испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Передней Азии — тип купольной базилики, у персов переняла придворный церемониал, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мировой художественной культуры. Несмотря на трагические моменты своей истории, она дала миру высокие образцы искусства, ставшие эталоном для православного мира, которые отличают глубина философского и религиозного смысла, утонченность эстетического выражения.

В Византии был воплощен в жизнь идеально отвечавший требованиям христианского богослужения тип крестово-купольного храма, представлявший собой в плане равносторонний греческий крест с купольным перекрытием. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых композиций в пространстве архитектурных сооружений. Живописцы Западной Европы и Древней Руси строго следовали иконографии, в основе которой лежал канон — совокупность установленных правил в изображении библейских сцен и персонажей. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

                                                                 Достижения архитектуры

В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм — заимствованная у римлян базилика (греч. «царский дом»). Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и человек не имел доступа в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийский храм стал местом, где верующие собирались для «общения» с Богом. Впервые храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, то есть нефы (греч. «корабль»), число которых достигало 3 или 5. Все храмы были ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим. На востоке к основному прямоугольному объему обычно примыкал полукруглый выступ — апсида с расположенным в ней алтарем — священной частью храма.

Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. У входа в здание на западе обычно располагался двор — атриум, окруженный крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает мощью суровых гладких стен с прорезанными в них редкими и узкими окнами, скромным декором в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями, роскошными предметами церковной утвари.

С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма — крестово-купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивысшее достижение византийской архитектуры — собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден со стороны пролива Босфор.

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный подкупольный квадрат. Центральный купол, составляющий в диаметре 31,5 м, — самое замечательное сооружение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких боковых купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.

Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения.

В середине XV в. Византия пала под натиском турок. Храм Святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть. К нему пристроили минареты, крест на куполе заменили полумесяцем, мозаики и фрески покрыли штукатуркой, под которой они были скрыты вплоть до нашего времени. Тем не менее храм Святой Софии оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и монументальной живописи.

                                                                      Мерцающий свет мозаик

В Византии были созданы выдающиеся образцы изобразительного искусства, представленного иконописью, фресковой живописью и книжной миниатюрой. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо было знакомо множество различных оттенков: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные цвета вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, мозаика покрывала стены, своды и потолки храмов. Она прекрасно соединялась с богатейшей резьбой и мраморной облицовкой стен.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны — города на севере Италии, ставшего в VI в. одним из центров византийской культуры. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале, дающие наиболее яркое представление о былом великолепии византийского искусства. Потоки света, льющиеся из купола и арочных проемов галерей, заставляли мозаики загораться неземным блеском. На боковых стенах алтаря, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением триумфального шествия императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.

На первой из них в центре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб — символ святости. На нем торжественные пурпурные одежды, украшенные золотом. Фигура императора симметрично делит композицию на две равные части. Справа от Юстиниана — двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора — пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ Максимилиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой — кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землей.

Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору. В руках она несет потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах у нее — роскошные ожерелья. На голове — корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы — большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в туниках, украшенных драгоценными камнями. Справа — дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Одухотворенная красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма, более свободная манера в передаче эффекта движения, окружающей обстановки являются отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.

Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости власти византийского императора. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой!

                                                                        Искусство иконописи

В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы, (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, противопоставленные языческим «идолам». Они выполнялись на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках. Им поклонялись во время богослужения. Как особый вид изобразительного искусства икона начала развиваться со II в., в VI в. она официально была санкционирована церковью.

Веками не затихали споры между сторонниками икон и их противниками (иконоборцами), требовавшими ограничений в живописных изображениях. Почитание икон, по их представлениям, являлось идолопоклонством, недопустимым в христианской церкви. А поэтому их требования сводились к созданию нейтральных изображений, отвлеченных символов, орнаментальных и декоративных мотивов, пейзажей с животными и птицами. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников, в «огороды и птичники». В период иконоборчества (726—843) была сделана попытка официально запретить иконы. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (около 675—753 гг.).

Главная задача иконописца — помочь человеку войти в контакт с Богом, символически воспроизвести канонические сюжеты и образы. При восприятии иконы между зрителем и изображением «протягивались тысячи невидимых нитей, как бы сковывавшие волю человека и увлекавшие его в иной, сверхчувственный мир» (В. Н. Лазарев). Характерными особенностями икон становятся: фронтальность главных изображений (обращенность их к зрителю); строгая симметрия по отношению к центральным фигурам Христа или Богоматери; подчеркнуто высокий лоб — средоточие духовного начала; сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взор увеличенных глаз; статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя; декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий цвет — божественность, белый — нравственную чистоту и невинность, зеленый — юность и бодрость.

К сожалению, большинство ранних икон погибло, но и то, что сохранилось, являет собой примеры высокого мастерства. Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери», попавшая на Русь, вероятно, в первой половине XII в., в 1155 г. она оказалась во Владимире. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В ее образе выражено то, что близко и понятно всем людям, — идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы, предвидящей трагическую участь сына, — светлая печаль. Ее тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаились тревога и горечь. Младенец нежно прижался личиком к матери и обвил ее шею рукой. Мария левой рукой придерживает ребенка, как бы пытаясь защитить его от уготованной ему судьбы. Совершенно композиционное решение иконы, мастерски переданы плавная гибкость силуэтов, едва заметный, «скользящий» ритм движения, легкость и ясность соотношения двух фигур.

После распада империи в 1453 г. византийское изобразительное искусство продолжало оказывать мощное воздействие на культуру других стран и народов, в том числе и России, восхищая совершенством созданных образов.

                                                                    Музыкальная культура

Выразительна и самобытна византийская музыкальная культура, о высоком назначении которой говорил один из самых значительных отцов церкви, епископ Константинополя Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407 гг.):

«Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».

Основным видом церковного песнопения был тропарь (греч. «тропос» — стиль, характер, лад, тональность), возникший, видимо, во II в. в греческом песенном искусстве. С X в. тропари стали называть стихирами. Это были музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты. Тропари сочинялись ко всем праздникам, торжественным событиям, ко дням поминовения святых. Близкие к светской народной музыке, они стали важной частью богослужения. Широкое распространение получили и гимны — песнопения о христианских мучениках, возникшие поначалу вне церковной музыки. Благодаря своим художественным достоинствам и всеобщему признанию гимны стали использоваться в христианских ритуалах. Начиная с VII в. самым популярным жанром становится канон — сложная музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы.

История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма, позволившего с точностью записывать и воспроизводить мелодию. С помощью особых знаков указывали, в какой тональности следует исполнять музыкальное произведение, где повышать или понижать звук, где ускорять или замедлять темп музыки.

В Византии существовала и светская музыка, которую можно было услышать во время торжественных приемов во дворцах императоров, массовых зрелищ на ипподроме, во время народных праздников, шумных процессий и пиршеств. В целом для музыкальной культуры Византии были присущи эмоциональность и торжественность, гармонировавшие с праздничностью и роскошью богослужения.

 

 Вопросы и задания

1.Расскажите о важнейших достижениях художественной культуры Византии. В чем и как проявилась ее связь с античным искусством?

2.Определите характерные особенности византийской архитектуры. Сравните конструкции базилик и крестово-купольных сооружений.

3.Опишите храм Святой Софии в Константинополе. Какие идеи стремились воплотить его создатели?

4.В VI в. римский писатель Венанций Фортунат восторженно отзывался о фигурах на одной из византийских мозаик: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей, и вся поверхность пребывает в волнении, подобно водам морским». Чем прославились византийские мозаичисты? Сравните художественную манеру их исполнения с мозаиками Древнего Рима.

5.Используя дополнительные материалы, расскажите о происхождении и развитии искусства иконописи. Чем были вызваны споры между сторонниками и противниками икон? Как вы думаете, почему для византийского изобразительного искусства была свойственна анонимность? Опишите одну из византийских икон.

6.Какую роль в жизни византийского общества играла церковная музыка? Назовите ее основные жанры. Послушайте одно из церковных песнопений. Какие чувства и мысли пробуждает у вас эта музыка?

 

 Творческая мастерская

1. Византийский иконографический канон строго регламентировал использование композиций и сюжетов Священного Писания. Попробуйте на известных вам примерах показать зависимость иконных изображений от иконографических образцов.

2.Известный художник и искусствовед И. Э. Грабарь так выразил свое отношение к замечательной византийской иконе «Владимирской Богоматери»: «Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства — нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку!» А каковы ваши впечатления от этого произведения? Познакомьтесь с дальнейшей судьбой иконы. Как она попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых народных святынь?

3.Сравните византийскую мозаику «Гостеприимство Авраама» с фреской Феофана Грека «Троица» из церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Каковы характерные особенности толкования библейского сюжета и изображения его главных героев?

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Роль христианства в становлении и развитии художественного языка, основных видов и форм византийского искусства»; «Архитектурные достижения Византии»; «Храм Святой Софии в Константинополе — шедевр средневекового зодчества»; «Архитектура купольной базилики и крестово-купольного храма»; «Мерцающий свет византийских мозаик»; «Символика и образы византийской иконы»; «Храмы и мозаики Равенны»; «Своеобразие музыкальной культуры Византии».

 

Книги для дополнительного чтения

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Колпакова Г. С. Искусство Византии: Ранний и средний периоды. СПб., 2004.

Колпакова Г. С. Искусство Византии: Поздний период. СПб., 2004.

Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. М., 1986.

Лихачева В. Д. Искусство Византии IV—XV веков. Л., 1981.

Тяжелов В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство Средних веков: малая история искусств. М., 1975.

Удальцова 3. В. Византийская культура. М., 1988.

 

 

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 2454 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0