Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Художественная культура исламских стран
[ Скачать с сервера (7.72 Mb) ] 10.04.2016, 11:23

Художественная культура исламских стран

Уникальная и самобытная культура исламских стран восхо­дит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой отно­сят к началу II тыс. до н. э. Объединение арабских племен и их завоевательные походы привели к созданию в VII в. крупнейшего государства — Арабского халифата, включавшего земли Ближне­го Востока и Закавказья (Сирии, Персии, Ирака, Афганистана, Азербайджана), Средней Азии, Магриба (Марокко, Ливии, Ту­ниса и Алжира) в Северной Африке, Турции и Южной Испании. В истории Арабского халифата выделяют времена правления ди­настий Омейядов (661 — 750) и Аббасидов (750—1258). Особая роль в художественной культуре исламских стран принадлежала мавританскому искусству Андалусии в Южной Испании (XII— XVI вв.). В целом арабо-мусульманский Восток выступил актив­ным посредником между античной, западноевропейской и вос­точными культурами.

Мощный толчок культурному развитию стран Арабского ха­лифата дал ислам — одна из мировых религий наряду с христи­анством и буддизмом. Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность, подчинение» и означает абсолютную веру в од­ного Бога — Аллаха, ниспославшего людям пророка Мухаммада (ок. 570—632) — основателя исламского вероучения, уроженца священного аравийского города Мекки. Основные догматы исла­ма изложены в Коране («чтение вслух») — главной священной книге мусульман, созданной в VII—VIII вв. Коран состоит из 114 глав, так называемых сур, и содержит поучения, наставле­ния и молитвы, прославляющие Аллаха. Люди, исповедующие ислам, называют себя мусульманами (араб, «муслим» — вручив­ший себя Богу, приверженец ислама). Кроме Корана, многие му­сульмане почитают Сунну — сборник изречений пророка Му­хаммада и рассказов о его жизни.

Строгие законы исламской веры наложили запрет на многие виды искусства и средства выразительности. Предпочтение отда­валось только тем из них, которые прославляли веру в Аллаха: священному искусству слова, архитектуре, музыке, орнаменту, каллиграфии, художественным ремеслам и книжной миниатюре. Строгая логика чисел и ритмических построений, богатейшая ре­лигиозная символика приобрели особую эстетическую ценность и значимость. Метафоричность, поэтическая образность мышле­ния, абстрактная декоративность и орнаментальность, нашедшие воплощение в произведениях арабо-мусульманской культуры, составили ее неповторимое своеобразие и уникальный характер.

Исторические корни ислама восходят к иудаизму, а потому в нем много заимствований ветхозаветных имен и легенд. Коран, определивший основу мусульманского образа жизни и государст­венного управления, наставляет, что главные добродетели чело­века — покорность и непоколебимая вера в Аллаха и его пророка Мухаммада. Божество не поддается разгадке и объ­яснению, но сам мир может быть предметом изуче­ния. Вот почему ислам поощряет развитие наук и искусства, це­нит знания, о чем свидетельствуют многие изречения: «Величай­шее украшение человека — знание», «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика».

Ислам действительно придал мощный созидательный им­пульс, стал основой для развития науки и культуры стран ара­бо-мусульманского Востока. Прославлению и утверждению силы человеческой воли, его разума посвящены произведения извест­нейших восточных мыслителей и поэтов: Авиценны, Абулькасима Фирдоуси, Алишера Навои, Саади, Омара Хайяма. В замеча­тельном произведении восточной литературы — поэме «Шахнаме» (1010) — Фирдоуси называет разум и знание самыми большими богатствами человека:

Тот мощи достигнет, кто знанья достиг;

От знанья душой молодеет старик.

Первые университеты появились в арабо-мусульманском мире, Здесь повсеместно создавались общественные библиотеки, перево­дились произведения античных ученых и философов, была осу­ществлена переработка прославленных сказок Шахерезады «Тыся­ча и одна ночь». Всемирную известность получили достижения в технике вычислений, геометрии и тригонометрии, открытия в об­ластях химии и медицины, географии и астрономии. Множество современных слов имеют арабское происхождение («алгебра», «ал­горитм », « цифра », « азимут », « альманах », « зенит » и др.).

Средневековая культура арабо-мусульманских стран, скла­дывавшаяся на протяжении восьми столетий (VII—XV вв.), зани­мает одно из важнейших мест в истории и формировании миро­вых цивилизаций.

Шедевры архитектуры

В истории мировой архитектуры творениям средневековых зодчих исламских стран отводится не менее почетное место, чем прославленным достижениям архитекторов христианской Евро­пы или буддийской Азии. Мусульманское зодчество, унаследо­вавшее многие достижения древних цивилизаций (из Месопота­мии — кирпичную кладку и обливные изразцы, из Египта — ко­лонные залы, из Византии — искусство мраморной облицовки и мозаику), представляет собой уникальное явление. Арабскими архитекторами были разработаны ранее неизвестные типы зда­ний: мечети, минареты, медресе, роскошные дворцы и кара­ван-сараи, крытые рынки.

Самым ранним созданием мусульманского зодчества была ме­четь (араб, «место для совершения земных поклонов»), вопло­щающая идею мусульманского рая. Здесь читают вслух Коран, проводят публичные проповеди и преподают религиозные науки. Самая первая мечеть была построена еще при жизни пророка Мухаммада в городе Медине, второй мечетью стал бывший храм Ка­аба в Мекке. Именно сюда мусульмане совершают главное в жиз­ни паломничество — хадж.

Несмотря на различия стилей, каждая мечеть строго следова­ла архитектурному канону. Первоначально она представляла со­бой прямоугольный двор или зал, окруженный арочными гале­реями. В центре двора располагался водоем, предназначенный для омовения перед молитвой. Из двора верующие попадали в многостолпный молитвенный зал, в обращенной к Мекке (свя­щенному городу мусульман) стене которого помещался один или несколько михрабов (алтарных ниш). С завоеванием восточно- христианского мира в качестве молитвенного зала зачастую использовались христианские базилики и крестово-купольные храмы. Отсюда наиболее распространенные типы мечетей — колонная и купольная. Внутри мечети нет никаких изображе­ний — только изречения из Корана и кафедра проповедника — минбар, где лежит священный Коран. Главный фасад сооруже­ния оформлялся айваном — арочным порталом больших масш­табов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха.

Соборная мечеть Омейядов в Кордове (Испания) — один из лучших образцов мусульманского зодчества. Она представляет собой колоссальный зал с 600 колоннами, образующими 19 нефов. Посетитель, вошедший под ее своды, не в си­лах охватить взглядом все пространство. Колонны из разноцветного мрамора, яшмы и порфира не имеют базы (осно­вания), поэтому создается впечатление, что они вырастают прямо из пола. Лес колонн, напоминающих стволы деревьев, освещает­ся мерцанием тысячи висящих серебряных лампад. Интерьер ме­чети рождает чувство бесконечности пространства, вызывает мысли о необъятности Вселенной.

В медресе — школе при мечети, семинарии — галереи двора делятся на мелкие помещения — худжры, в которых живут се­минаристы. Медресе Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) по праву считается жемчужиной архитектуры Средней Азии. Фасад здания, выходящий на площадь Регистан, украшает грандиозный портал. Открытая ниша и двери в ней обозначают путь в глубину, а высокая стена фасада заставляет входящего остановиться I в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Цветной узорный покров главного фасада медресе с возвышаю­щимися стройными минаретами скрывают непроницаемость и тяжесть стен, придавая им легкость и нарядность.

С конца VIII в. характерным сооружением мусульманской ар­хитектуры стали минареты (араб, «маяк») — стройные башни, с верхней площадки которых муэдзин (священник) пять раз день созывал верующих на молитву. Минареты отличаются ори­гинальностью формы и неповторимостью внешнего облика. Чаще встречаются устремленные ввысь круглые, квадратные, много­гранные и многоярусные минареты, реже — спиралевидной фор­мы. Вначале минарет выполнял роль сторожевой или сигнальной башни, то есть служил маяком, а позднее стал исключительно культовой мусульманской постройкой. В большинстве случаев минареты возводились рядом с мечетью или включались в ее композицию, реже строились отдельно. Мечеть могла иметь несколько минаре­тов, но не более восьми (столько их в священной Мекке). В целом минарет и мечеть составляют единый архитектур­ный ансамбль.

Среди безмолвной, испепеленной солнцем и пронизанной ветрами пусты­ни устремляется к небу минарет аль - Мальвия (Сирия). Гигантское сооруже­ние достигает 50 м в высоту и уже изда­лека открывается взору путников. Ми­нарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным панду­сом (наклонной плоскостью, заменяю­щей лестницу). Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к верши­не, так что подъем к верхнему пандусу становится все более крутым. С одной стороны обороты пандуса залиты луча­ми жаркого солнца, а с другой — погру­жены в прохладную тень.

Жемчужиной светской архитектуры по праву счи­тается дворец Альгамбра в Гранаде (Южная Испа­ния). Этот роскошный дворец относят к мавританскому сти­лю (маврами называли арабов, завоевателей Испании). Он рас­положен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепост­ная стена красного цвета (отсюда название: «аль-Хамра» - по-арабски «красная») отделяет дворцовые постройки от внешне­го мира. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мер­ное падение струй воды в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создают особую атмосферу созерцания и неги, Причудливые и утонченные формы мавританской архитектуры по­ражают богатством и роскошью интерьеров. С первого взгляда трудно разобраться в замысловатом расположении многочислен­ных помещений мавританского дворца.

Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них — Мирто­вый и Львиный — представляют собой замечательный пример со­единения дворцовой архитектуры и садово-паркового искусства. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженых миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами в глубоких нишах, легкие аркады на стройных невысоких колон­нах. Здесь, среди гармонии и покоя, торжественно принимали послов.

По соседству с Миртовым двором расположены личные покои эмира, центром которых является Львиный дворик. Прямо­угольный сад разбит на четыре равные части, на их пересечении стоит фонтан, чашу которого поддерживают 12 скульптур львов, Четыре апельсиновых дерева, посаженных по краям, обозначают форму сада. Вдоль двора идет гале­рея. 124 изящные тонкие колонны поддерживают резную каменную аркаду. Со всех сторон к Львиному дворику примыкают залы, павильо­ны, увенчанные куполами. Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной моза­икой. С арок и сводов свисают деко­ративные «сталактиты», напо­минающие по форме ступенчатую поверхность. Золотистый цвет кам­ня придает залам особый, «драго­ценный» облик.

С XII в. ислам распространился на северную и центральную части полуострова Индостан. Выдающим­ся памятником архитектуры этого периода, восхищавшим многие поколения людей, является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре.

Он расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 м обрамлен каллиграфическим орнаментом, инкрустирован­ным черным сланцем по белому мрамору. По мере удаления зри­теля от мавзолея надписи увеличиваются таким образом, что ка­жутся одинаковыми и на уровне человеческого роста. Здание вен­чает огромный белый купол луковичной формы с устремленным ввысь золоченым девятиметровым шпилем. Он так изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном тро­не». Со всех сторон купол обрамлен башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трехъярусных минарета, также увенчанных башенными павильонами с купо­лами. Белоснежный мраморный мавзолей располо­жен на берегу реки в большом кипарисовом парке с водоемом, ка­налами и фонтанами. Он служит усыпальницей Шах-Джахана в его любимой жены Мумтаз-Махал.

Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изя­щества. Его декоративное убранство составляют резьба и инкруста­ция самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократ­но усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд.

Особенности изобразительного искусства

Изобразительное искусство исламских стран чрезвычай­но многообразно. Оно представлено различными видами орна­мента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой.

Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от фр. «арабский»). Это сложный линейно-геометри­ческий узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд, символически отража­ющий бесконечный и непрерывный поток творения Аллахом всего живого на Земле. Первоначально он включал и раститель­ные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполнявшим всю пустоту про­странства. Ее линии плавны и симметричны. В арабесках соблю­дается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции. Как в калейдоскопе, узорный рисунок распадается, и вместо него возникает другой.

Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с му­зыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красо­ту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настро­ений и мыслей. Арабеске присущи насыщенные цвета: ярко­синий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый, — каж­дому из которых придается особая светосила и интенсивность. Все особенности позволяют назвать этот восточный орнамент «музыкой для глаз».

В культуре мусульманского Востока особенно высоко цени­лось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством ара­бески и наполненное мистической символикой толкования и написания букв арабского алфавита. Согласно учению пророка Мухаммада, «письмо — половина знания», и по­этому ислам признавал божественное происхож­дение письма. «Чистота письма» считалась при­знаком «чистой души». Арабское письмо имеет характерные особенности. Написание букв осу­ществляется справа налево, при этом учитываются нажим и определенное расположение букв в стро­ке. В арабском письме сочетаются прямые верти­кали, плавные закругления и росчерки оконча­ний. Также учитывается место буквы в слове (в начале, середине и в конце). В «Трактате о кал­лиграфии» (XV—XVI вв.) говорилось о соблюде­нии параллельности в расположении букв и их пропорциональности. На Востоке ценились не ко­личество и быстрота написанного, а качество ис­полнения.

В VII в. сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи, позднее было создано еще шесть му­сульманских канонизированных почерков. Каж­дый каллиграф был обязан превосходно владеть хотя бы несколькими из них. Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, раз­личные предметы прикладного искусства. Иногда сама надпись представляет собой законченное ху­дожественное целое. Каллиграфия служила пре­красным украшением и в искусстве книжной ми­ниатюры.

Литература и музыка

Основав в VII в. мощное государство Арабский халифат, араб­ские завоеватели овладели и обширным культурным наследием Античности и раннего Средневековья. В противовес аскети­ческим идеалам христианства здесь на первый план было выдви­нуто жизнеутверждающее искусство страстной лирической поэзии и эмоциональной мелодичной музыки. А. С. Пушкин справедливо писал о том, что в лирику были привнесены «исступ­ление и нежность любви, приверженность к чудесному и роскош­ное красноречие Востока». Согласно исламской традиции, му­зыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира. Когда в средневековой Европе начиналось научное изучение му­зыки, здесь не только переводили античные музыкальные трак­таты, но и сочиняли свои (например, об акустике, музыкальном инструментарии, роли ритма). Характерной особенностью явля­лось раздельное звучание пения и инструментальной музыки.

Это было время блестящего расцвета художественной ли­тературы и особенно лирической поэзии. Любовная лирика на­родов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Ее лучшие про­изведения прославляют любовь и верность, искренность и сво­боду чувств. Таджикская и персидская литература отличалась особой музыкальностью, поэтому совсем не случайно многие народные поэты одновременно являлись певцами и музыканта­ми. Богатейший музыкальный инструментарий, замечательная вокальная поэзия (изящные газели), научные музыкальные трак­таты, придворная, военная и культовая музыка, фольклор со­ставляют основу музыкальной культуры этих народов.

Поистине волшебной силой обладают стихи основоположника персидской литературы Рудаки (860—941). Выдающимся памят­ником мировой литературы является поэма «Шахнаме» персид­ского и таджикского поэта Фирдоуси (ок. 940—1020 или 1030), созданная на основе мифологии, фольклорных эпических сказа­ний, легенд и стихотворных летописей. «Шахнаме» рассказывает историю царей, последовательно сменявших друг друга до за­воевания Персии арабами в середине VII в. Это поэма о борьбе добра со злом, о преданности Родине, о трудном выборе жизнен­ного пути.

Не все одинаковы в жизни пути:

Ты выдумкой повесть мою не почти;

Согласна в ней с разумом каждая речь,

Хоть мысль доводилось мне в символ облечь.

Поэмы великого азербайджанского поэта Низами (ок. 1141— 1209) знакомят читателей с особенностями придворной и народ­ной музыкальной жизни, с искусством певцов, танцовщиц и бро­дячих актеров. Музыка звучит в сценах военных сражений и охо­ты. В них представлен широчайший музыкальный инструмента­рий (более 30 наименований). В поэме «Хосров и Ширин» (1181) Низами описывает состязание двух знаменитых певцов-музыкантов. Каждый раз исполнитель выбирает для себя определенный лад, с которым связаны традиционные народные мелодии, слу­жащие основой для вдохновенных импровизаций. В поэме «Лей- ли и Меджнун» (1188) он поведал о превратностях судьбы и поэ­тически воспел трогательную любовь молодых людей, оказав­шуюся сильнее страха и смерти.

Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 — после 1122). В его всемирно известных философских чет­веростишиях — рубаи — звучит призыв изведать доступное че­ловеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновение, проведенное рядом с возлюбленной.

Как прекрасны и как неизменно новы

И румянец любимой, и зелень травы!

Будь веселым и ты: не скорби о минувшем,

Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!»

(Перевод Г. Плисецкого)

Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися об­разами, непосредственностью взглядов на мир лирического ге­роя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи — это раздумья над Кораном, вот почему лирическо­му герою свойственны поиски духовных основ бытия. Человек, по мнению Омара Хайяма, устал тщетно уповать на счастье в за­гробном мире, он должен попытаться обрести его на Земле.

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! —

Вот последняя правда, открытая мной.

Этот мир — эти горы, долины, моря —

Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря.

Жизнь твоя — на стекло нанесенный рисунок,

Неподвижно застывший внутри фонаря.

Мы источник веселья — и скорби рудник.

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, — многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Были б добрые в силе, а злые слабы —

Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы!

Если б в мире законом была справедливость —

Не роптали бы мы на превратность судьбы.

Ты едва ли былых мудрецов превзойдешь,

Вечной тайны разгадку едва ли найдешь.

Чем не рай тебе — эта лужайка земная?

После смерти едва ли в другой попадешь...

Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

(Перевод Г. Плисецкого)

 

Вопросы и задания

1.                В мусульманском предании о жизни пророка Мухаммада есть знаме­нитые слова: «Аллах красив и любит красоту». В чем именно и как выра­жалась эстетика красоты в искусстве ислама? Какое влияние оказали рели­гиозные верования мусульман на становление и особенности развития художественной культуры?

2.                Рассмотрите минареты Кутб-Минар в Дели и минарет мечети Хасана в Каире. Каковы их архитектурные формы и чем они отличаются от мина­рета аль-Мальвия в Сирии?

3.                Какие черты присущи архитектуре ислама? Назовите основные ти­пы архитектурных сооружений, определив их назначение и характерные особенности. Как организовано в них внутреннее пространство? Что пред­ставляет собой их декоративное убранство? Опишите известные вам памят­ники зодчества арабо-мусульманских стран.

4.                Какие элементы мавританского стиля наиболее отчетливо представле­ны в соборной мечети в Кордове и дворце Альгамбра в Гранаде (Испания)?

5.                Почему ученые сравнивали восточный орнамент с «музыкой для глаз»? Охарактеризуйте орнаментальное убранство некоторых архитектур­ных сооружений в Средней Азии: Бухаре, Самарканде или Хиве. Как они дополняют архитектурный облик сооружений?

6.                Что вам известно об искусстве персидской книжной миниатюры? Можно ли говорить о ее поэтике и символике? Как воплощены художест­венные принципы восточной живописи в иллюстрациях к поэтическим текстам?

Творческая мастерская

1.                Как вы думаете, почему мусульманское искусство не терпит пустоты?

2.                Познакомьтесь с лирической и философской поэзией Востока (Руда- ки, Саади, Низами, Хафиза, Бабура, Фирдоуси). Каковы ваши впечатле­ния от прочитанного? Если бы вам предложили создать антологию восточ­ной лирики, то какие произведения вы включили бы в нее? Почему? По­пробуйте создать эскиз обложки и иллюстрации к книге в стиле восточной книжной миниатюры.

3.                Попробуйте сочинить рубаи в стиле Омара Хайяма. Какие темы вы отразите в них в первую очередь? Почему?

4.                Совершите заочное путешествие по одному из городов, ставших центрами исламской архитектуры: Дамаску, Багдаду, Каиру, Кордове, Бу­харе, Самарканду.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Художественный язык культуры ислама»; «Шедевры средневековой архитектуры стран арабского Востока»; «Мавританский стиль в архитек­турных памятниках Испании»; «Особенности изобразительного искусства исламских стран»; «Искусство средневековой персидской книжной мини­атюры»; «Магия слова в искусстве ислама»; «Рубаи Омара Хайяма»; «Ли­рическая и философская поэзия средневекового Востока»; «Своеобразие традиционной музыкальной культуры исламских стран»; «Мотивы и обра­зы мусульманской культуры в европейском (русском) искусстве».

Книги для дополнительного чтения

Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1974.

Веймарн Б. В. Ислам: Классическое искусство стран Ислама (Памят­ники мирового искусства). М., 2002.

Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов / под ред. Р. С. Васильевского. М., 1986.

Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. М., 1989.

Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба: Средние века. Новое вре­мя. М., 1988.

Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977.

Любовная лирика классических поэтов Востока. М., 1988.

Семь самоцветов Востока: Антология восточной классической поэзии. М., 1995.

Стародуб Т. X. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 5680 | Загрузок: 81 | Рейтинг: 5.0/2