Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Изобразительное искусство Средних веков
[ Скачать с сервера (6.79 Mb) ] 14.02.2016, 16:02

Изобразительное искусство Средних веков

Изобразительное искусство Средневековья, подчиненное влия­нию церкви, последовательно рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда. Большое внимание живо­писцы уделяли росписям интерьеров, которые отражали образы божественного мира и наставляли верующих на путь истинный. Библейские сюжеты, сплошь покрывавшие стены, опоры, арки и своды, легко «читались» прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Пло­ские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как буд­то парили в пространстве храма, создавая торжественную и кра­сочную атмосферу. Обращали на себя внимание и разные масшта­бы фигур, размеры которых зависели от их иерархической значимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных. По сравнению с Византией, где основной акцент делался на идее духовного совершенства божест­венного мира, в искусстве Западной Европы больше внимания уделялось мучительному поиску путей спасения души и обрете­ния божественной милости.

Фресковые росписи романского периода почти не сохрани­лись. Причиной тому была используемая живописная техника. Водяные краски тонким слоем наносились на мокрую или сухую штукатурку. Хрупкие слои водяных красок легко подвергались разрушению, особенно с наружной стороны стен. Главные роспи­си были сосредоточены в алтарной части. В центральной апсиде помещали Христа во славе, рядом с ним — символические изо­бражения четырех евангелистов с их символами: Матфей — ангел, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседер­житель, внушающий страх грешникам. На западной стене храма располагали картины Страшного суда с его идеей возмездия и справедливой кары. Нередко в апсиде помещали и фигуру Бого­матери, культ которой особенно широко распространился в Евро­пе начиная с XII в. Ниже располагались апостолы, ангелы и свя­тые. Вглядываясь в разномасштабные изображения фигур, нель­зя не отметить их теснейшую связь с традициями народного творчества. Как они не похожи на высокие и утонченные образы искусства Византии.

Скульптура романского стиля

Романское изобразительное искусство, расцвет которого отно­сится к XII в., являет образцы большого благородства и тонкого художественного вкуса. Прежде всего это произведения скульп­турной декоративной пластики. После долгого перерыва на­чинает возрождаться круглая скульптура, отвергнутая ранней

христианской церковью из-за чисто внешнего сход­ства с языческими идолами.

В рельефах романских церквей запечатлены человеческие фигуры, лишенные материальности, пропорции фигур нередко нарушены. Лица персонажей предельно обобщены, в них отсутст­вуют портретные характеристики, на первый план выдвинуты напряженная духовная жизнь, строгость, а иногда и наивность. Тщательно проработанные складки одежд больше напоминают орнамент и придают одеянию декоративную выразительность. Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхвачен­ная порывом ветра.

Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножий колонн, на окнах, в релье­фах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения с множеством голов с рогами и копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспо­мощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудови­ща цепко держат в пасти ручки массив­ных дверей. Для чего они здесь? Ясно од­но: эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за со­вершенные грехи. Встречаются среди них и забавные изображения с насмеш­ливыми гримасами, отнюдь не устра­шающими, а скорее, потешными. Как видим, церковь заботилась не только о том, чтобы скульптура, как и живопись, была Библией для не­грамотных, но и внушала верующим страх перед загробной жизнью. Борьба за подверженную страстям человеческую душу между ангелами и сатаной стала излюбленным мотивом роман­ской скульптуры.

Крупнейшим памятником романского искусства является скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре. В произведениях шартрских мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами. Особен­но выразительна композиция «Христос во славе» на «Коро­левских вратах» собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время милосердия. Перед нами не грозный судия, жестокий властитель жизни и смерти, решающий судьбы человечества, а добрый пастырь, бла­гословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное и сосредо­точенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа симво­лы евангелистов — ангел, орел, лев и бык — не внушают страха, напротив, это верные ученики и помощники Бога.

Рельефы портала полны динамики и экспрессии. Поражает стремление мастеров подчинить человеческие фигуры архитек­турным формам собора. В условных и удлиненных статуях с под­черкнуто вертикальными линиями драпировок одежд повторяет­ся ритм столбов и колонн храма. Во всем — необходимый такт и чувство меры. Они выглядят естественно, просто и реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они в то же время таят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя было отрывать от туловища) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний.

Скульптура готики

Грандиозные готические соборы демонстрируют великолепный синтез искусств. Скульптурный декор в виде орнаментики, круг­лых статуй, рельефов, яркие сияющие витражи... Из всех видов изобразительного искусства готики скульптура, пожалуй, наибо­лее тесным образом связана с архитектурой. Нередко она служит опорой различным элементам здания, подчеркивает его вертикаль ный ритм. По сравнению с пластикой романского стиля допускаются некоторые отклонения от стро­гой фронтальности, центр тяжести тела перемещается на одну но­гу, придавая фигурам естественность и непринужденность, сами формы обретают вытянутые пропорции, сквозь складки одежд уга­дываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, сколь­зящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержан­ности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Погруженные в задумчивость, торжест­венно величавые, герои готической скульптуры во многом напоми­нают благородных средневековых рыцарей.

Религиозная тематика по-прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Вот почему наряду с сюжета­ми Священного Писания можно встретить изображения народ­ных преданий и поверий, светские сцены, носящие порой развле­кательный характер. Скульптура обычно размещалась в строго продуманном порядке, основной идеей которого было настав­ление верующего на путь истинный. Появ­ление мирских лиц, местных святых, го­сударей рядом с библейскими образами призвано было подчеркнуть их особую близость и связь с миром Божественным. Из предмета религиозного культа в роман­ских соборах готические скульптуры пре­вращаются в возвышенные и одухотворен­ные образы. Кажется, что они мирно и спокойно беседуют между собой, не поки­дая фасадов собора.

Впервые на лицах готических скульп­тур появляется целая гамма чувств. Отны­не не только жест, но и взгляд начинает играть важную роль. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразум­ные» на северном портале собора в Магде­бурге. Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богомате­ри, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе. Отва­жен и благороден «Всадник» собора в Бамберге, готовый к участию в рыцар­ском турнире в честь Прекрасной Дамы.

Так высятся они немой загадкой

(самим себе и вечности сродни);

и лишь случайно под отвесной складкой

 проглянет жест, прямой, как и они,

и сразу замирает, недвижим,

обогнанный столетьями на воле.

Их держат в равновесии консоли,

где целый мир, но он неведом им

мир спутанный, без собственной опоры,

где и атлет и зверь трясутся оба и,

корчась, никогда не сходят с мест,

поскольку все фигуры как жонглеры,

что боязливо вздрагивают, чтобы

нечаянно со лба не рухнул шест.

Э. М. Рильке. «Портал» (Перевод В. Летучего)

В скульптуре собора в Реймсе особенно ощутимо влияние ан­тичной пластики. Количество скульптур огромно: это десятки ты­сяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи храма. Рельефы как тонкое кружево покрывают буквально все простран­ство стен, не оставляя даже метра гладкого, нетронутого камня. Каждой сцене отведено навсегда закрепленное за ней место.

Любой сюжет Священного Писания требовал определенной композиции, а изображение святых допускалось только в соот­ветствии с присущими им атрибутами и позами.

Основная группа фигур сосредоточена у главного входа в храм, у портала западного фасада. Направо и налево от входа раз­мещен многофигурный скульптур­ный фриз. Каждая статуя стоит в от­дельной маленькой нише и находит­ся на близком от земли расстоянии, так что ее можно внимательно рас­сматривать.

Среди статуй собора в Реймсе есть немало шедевров, одним из ко­торых является композиция «Встре­ча Марии и Елизаветы» — будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Евангельский сюжет стал для неизвестного мастера пово­дом для глубокого психологического рассказа. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую компо­зицию, даже несмотря на то, что на­ходятся в разных нишах и разделе­ны колонкой. Каждая погружена в свои мысли, думает о своем предназ­начении. Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислу­шивающейся к зарождающейся в ней новой жизни. Она пытается пос­тичь то, что спокойным и сдержан­ным жестом передает ей Елизавета. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, малень­кая брошь на груди, книга Священ ного Писания в руках — все эти детали создают исключительно обаятельный образ.

В готике позднего периода получает развитие искусство скульптурного портрета . В облике человека художник хочет передать уже не только его стремление к Богу, но и чисто внешнее сходство с реальным про­тотипом. Пристально всматриваясь во внешний облик человека, он акцентирует внимание на его индивидуальных чертах, добива­ясь при этом поразительного сходства (немецкая скульптура Магдебурга и Наумбурга).

Искусство витража

В изобразительном искусстве готики особое место принадле­жит витражам. Они не только украшали интерьеры, но и ис­пользовались в оформлении порталов, где выполняли роль окон и служили основным источником света в готических соборах. Вит­ражи составлялись из кусочков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. В них в полной ме­ре проявилось торжество света и цвета. Свет, проникая в храм, играет, переливается всеми цветами, отражаясь на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно предста­вал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Излюб­ленный орнамент витражных окон готики — так называемая ро­за, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.

Создание витражей — трудоемкий и сложный процесс, тре­бующий от мастеров немало усилий и времени. Но производимый витражами эффект в полной мере оправдывал труды и старания их создателей, так как помогал зрителю настроиться на возвы­шенный лад, проникнуться ощущением тор­жественности.

До нашего времени дошло немало витра­жей Средневековья конца XII—XIV в. Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей находится в соборе Нотр-Дам в Шартре (около 100 сюжетов). В его главной композиции центральное место занимает Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря сияющим краскам это традиционное изобра­жение приобретает ликующе-торжественный характер. Праздничность также подчерки­вается композиционными средствами: воссе­дающую на троне Богоматерь славят распо­ложенные по сторонам ангелы. Различный масштаб фигур здесь вполне оправдан. Ху­дожник с удивительным вкусом и мастерством сочетает густоту красного цвета, сияние золотистых оттен­ков, нежность голубого тона, глубину темно-синей краски. У зри­теля, попадающего в собор, возникало сказочное ощущение от того, что чистые и яркие тона удивительным образом смешива­ются в пространстве и весело играют на колоннах, полу и фигу­рах людей.

Столь же известны витражи в церкви Сен-Шапель и в знаме­нитом соборе Нотр-Дам в Париже, в соборе Святого Вита в Праге, соборе Святого Стефана в Вене. Главное внимание художни­ки витражей уделяют волшебному сочетанию сияющих и интен­сивных красок, создающему яркий и выразительный декоратив­ный эффект. Наряду с традиционными библейскими сюжетами нередко используются и простые жанровые мотивы. Витражное искусство, как и готическая скульптура, не только выполняло чисто декоративную роль, но и служило просвещению моля­щихся.

 

 

Вопросы и задания

1. Каковы особенности романского стиля в изобразительном искусст­ве? Какие его характерные черты были унаследованы искусством готики? Опишите скульптурное убранство «Королевских врат» собора в Шартре во

Франции.

2. Классические соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене представляют синтез архи­тектуры и скульптуры. Каким образом скульп­турные произведения вписаны в архитектур­ный облик этих соборов? Почему именно скульптура становится основным видом изо­бразительного искусства готики?

3. В чем состоит художественное своеобра­зие немецкой готической скульптуры? Рас­смотрите на шмуце нас. 118 скульптурные портреты графа Эккехарда и его жены У ты в соборе Наумбурга (Германия). Как переданы душевное состояние и особенности характера героев?

4. Почему в готических храмах витражи пришли на смену византийским мозаикам? Какова роль света в интерьере готического со­бора? Насколько правомерна поэтическая метафора Рильке об окне-розе, вбирающей мир «в свой огромный глаз, напоминающий водоворот»? Рас­смотрите витражи некоторых готических соборов. Какие сюжеты и орна­ментальные мотивы в них преобладают?

 

Творческая мастерская

 

Познакомьтесь со стихотворениями австрийского поэта Р. М. Риль­ке (1875—1926), посвященными французской средневековой готике («Шартр», «Кафедральный собор», «Портал», «Окно-роза», «Капитель»,«Собор Парижской Богоматери»), Как в них воссоздан поэтический образ готического Средневековья? Сделайте самостоятельный анализ одного из стихотворений.

Попробуйте сделать эскиз витража готического собора на один из биб­лейских сюжетов. Какую композицию окна-розы вы могли бы предложить?

Разработайте план-проспект выставки, посвященной изобразитель­ному искусству западноевропейского Средневековья, и оформите ее экспо­зицию.

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Особенности романского стиля в изобразительном искусстве»; «Скульптурное убранство готических соборов Франции и Германии»; «Ис­кусство витража»; «Витражные композиции соборов Нотр-Дам в Париже и Шартре»; «Готический собор как образ мира и воплощение синтеза ис­кусств»; «Развитие готического искусства Франции (Германии, Англии — по выбору)»; «Образы средневековой готики в поэзии Р. М. Рильке».

 

Книги для дополнительного чтения

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М.,

2000.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1994. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969. Мартиндейл Э. Готика. М., 2001.

Панорама Средневековья / под ред. Р. Барлета. М., 2002. Сопоцинский О. И. Искусство западноевропейского Средневековья. М„ 1964.

Тяжелое В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе: малая история искусств. М., 1981.

Ювалова Е. Н. Немецкая скульптура 1200—1270 годов. М., 1983.

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

 

 

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 2307 | Загрузок: 71 | Рейтинг: 0.0/0