Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Изобразительное искусство Древней Греции
[ Скачать с сервера (1.74 Mb) ] 05.11.2015, 19:46

Изобразительное искусство Древней Греции

В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. К сожалению, время сохрани­ло ничтожно малое количество греческих подлинни­ков. Большинство доступных нам произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастера­ми. А некогда скульптуры в изобилии украшали пло­щади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. Если верить Плутарху (ок. 45 — ок. 127), который, возможно, слегка преувеличивал, то в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Скульптура и вазопись архаики

Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — это куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Мужские фигуры куросов (юношей), дости­гавшие значительных размеров (до 3 м), устанавлива­лись в общественных местах, в особенности вблизи хра­мов. Эти изваяния обнаженных фигур, наглядно воп­лощавшие идеал мужской красоты, молодости и здоровья, получили название «архаических Аполло­нов». Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз, пол­ные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. Куросы напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение чело­веческого тела, подчеркнуть физическую силу и жиз­ненность.

Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканнос­ти и утонченности. Их позы также однообразны и ста­тичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых ли­ний, как оригинальна цветная кайма на краях! Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделе­ны пробором и спускаются на плечи длинными симмет­ричными прядями. И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.

Греческое изобразительное искусство представлено главным образом вазописью. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в бы­ту посуды, но прежде всего, как к искусству. Древнейшие из со­хранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) — относятся к VIII в. до н. э. Огромные вазы, достигающие в отдельных случаях высоты в 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вбли­зи греческих поселений. Поверхность ваз покрывалась орнамен­том в виде кругов, треугольников, квадратов или ромбов. Вот почему этот вид орнамента получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами нерав­ной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме гончарного изделия.

Амфора из Дипилона — это одно из наи­более выразительных произведений вазописи. В величавом и торжественном облике сосуда, его простой и благородной форме художник су­мел лаконично воплотить свой замысел. По­верхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая из которых заполнена геометри­ческим узором. В самой широкой части вазопи­сец изображает сцену оплакивания умершего в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольни­кам, руки обозначены прямыми, ломающими­ся линиями. Все призвано выразить экспрес­сию чувств, подчеркнуть мысль о бренности че­ловеческого бытия.

К VI в. до н. э. повсеместно утверждается чернофигурный стиль вазописи. Изобра­жения с обозначенным контуром стали нано­сить густым черным лаком на глиняную поверхность. Естествен­ный цвет глины нередко подкрашивали охрой, так что после об­жига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне особенно четко выделялись силуэты людей и животных. Ор­намент органично сочетался с многофигурными сценами, свобод­но размещенными на стенках сосудов. Вазы становятся меньше, строже и изящнее по форме, их выразительный декор все более тяготеет к условности и плоскостности изображения, на смену ритуальным геометрическим символам приходят мифологиче­ские сюжеты.

Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксе­кий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обыч­но подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности под-

виги Геракла, битвы греков с легендарными ама­зонками, сцены гомеровской «Илиады». Каждое произведение мастера отличают глубокая гармо­ния росписи с формой вазы, лаконичность и строгость манеры письма, ярко выраженная внутренняя экспрессия.

Подлинным шедевром среди творений Эксе­кия является чернофигурная амфора с изобра­жением Ахилла и Аякса, играющих в кости. Внешне простая композиция, на которой пред­ставлены два увлеченных игрой воина, постро­ена с редким мастерством. Спины героев почти смыкаются в большой полукруг, символически ограничивая внутреннее пространство, в котором происходит мучительный выбор между жизнью и смертью. Они так увлечены своим занятием, что совсем забыли о продолжающейся войне между троянцами и ахейцами. А между тем Эк­секий красноречиво намекает, кто именно из них одержит победу: один из воинов (Ахилл) сидит, даже не сняв с головы коринфского шлема с вы­соким султаном, голова другого (Аякса) ничем не защищена.

Изобразительное искусство классического периода

В период ранней классики особого расцвета достигла вазопись краснофигурного стиля. Свободные от изображений части вазы покрыва­лись черным лаком, а фигуры обводили конту­ром и оставляли не закрашенными. Внутри крас­ного силуэта тонкой кисточкой или птичьим пе­ром прорисовывали линии, передающие черты лица, прическу, складки одежды. Такая техника позволяла лучше передавать свободу движений фигур в сложных ракурсах. При обжиге лак при­обретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчетливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли реалистич­ные жанровые и бытовые сцены.

Замечательную композицию «Прилет первой ласточки» создал мастер Евфроний, запечатлев­ший на вазе диалог зрелого мужчины, юноши и мальчика. Художник вводит нас в круг обыден­ной, повседневной жизни людей. Взоры персона­жей обращены вверх, к летящей ласточке —вестнице весны. Но как по-разному переданы чувства каждого из них! Надписи, сопровож­дающие изображение, выведены пурпуром, они помогают передать очарование и поэтич­ность сцены. «Смотри, ласточка!» — воскли­цает юноша. «Правда, клянусь Гераклом!» — подтверждает бородатый мужчина. «Вот она!» — радостно кричит мальчик. Мастер добавил: «Наступает весна».

В период классики широкое распростра­нение получила и скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Скульп­тором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве.

В прославленном шедевре «Дискобол» в образе юноши-атлета переданы черты гармо­нически развитого человека, в котором кра­сота и пропорциональность тренированного тела сочетаются с внутренним достоинством и благородством. Энергичным, мощным дви­жением левого плеча вперед он приготовил­ся к метанию диска. В динамичной позе атле­та сконцентрирована не только физическая, но и высочайшая эмоциональная сила. Глядя на эту фигуру, создается впечатление, что скульптора интересовало не столько физиче­ское усилие атлета, сколько его волевая со­средоточенность и сила духа. Через секунду он расправится, как пружина, метнет диск, но пока внешне он остается спокойным и сдержанным. Тело юноши сильно напря­жено, свободная левая нога опирается на пальцы, грудь и лицо развернуты анфас, взгляд сосредоточен и направлен на диск. Широкий размах рук напоминает согнутый лук, из которого вот-вот вырвется и полетит стрела. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поли­клета (вторая половина V в. до н. э.). Излюб­ленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его ду­ховный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх ме­ры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотво­ренный облик. Юный атлет держит на пле­че тяжелое и длинное копье. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погру­жен в собственные мысли, его лицо спокой­но и благородно, осанка естественна и вели­чава. С удивительным мастерством худож­нику удалось передать пластику здорово­го мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основ­ной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоя­нии покоя. Плечи атлета развернуты, но ле­вое плечо (с копьем в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказы­ваются на разном уровне, симметрия пра­вой и левой сторон тела нарушается. Такое изображение позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц.

Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот некоторые ре­зультаты его математических вычислений, которые будут использованы художника­ми будущих поколений. Голова человека должна составлять V7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10,  ступня — 1/6. Свои мыс­ли и расчеты Поликлет изложил в теоре­тическом трактате «Канон», из которого, к сожалению, до наших дней сохранилось только два фрагмента.

К концу V в. до н. э. в искусстве вы­сокой классики произошли значительные перемены. Монументальные героические образы уступили место миру чувств и пе­реживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовст- j во и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 — ок. 355 гг. до н. э.), Праксителя (ок. 390—330 гг. до н. э.), Лисиппа (370—300 гг. до н. э.) и Леохара (середи­на IV в. до н. э.).

Скульптурные шедевры эллинизма

На смену классическим традициям в эпоху эл­линизма приходит более сложное понимание, обо­стренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных клас­сических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характе­ров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и тра­гизм переживаний, переданных почти натура­листически, и в то же время элегичность и меч­тательность персонажей, их гармоническое со­вершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.

Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милос­скую» Агесандра, скульптурные группы, выпол­ненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме.

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора — одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя.

Неизвестному автору удалось мастерски пере­дать естественный порыв движения. Богиня, за­печатленная в легком, стремительном шаге впе­ред, кажется, не замечает резких и сильных по­рывов ветра. Драпировка ее тонкой одежды дробится на множество мельчайших развеваю­щихся складок. В сочетании с могучими крылья­ми за спиной складки одежды создают ощущение полета, словно срывающего фигуру с каменного постамента корабля. Полный экспрессии образ от­крывал зрителю возможность еще и еще раз пере­жить радость победы, ощутить силу встречного ветра и безбрежность морских просторов.

Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа «Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимство­ван из легендарных сказаний о падении Трои. Пос­ле безуспешной осады города греки оставили под его стенами ог­ромного деревянного коня, где спрятались воины. Жители Трои уже собрались ввести коня в город, но жрец Лаокоон предупре­дил их о грозящей опасности. Богиня Афина, покровительствую­щая грекам, наслала из пучины моря на Лаокоона и его сыновей две огромные змеи. С виртуозным мастерством показывают скульпторы бессилие умирающего сына Лаокоона, задушенного змеями. Он еще взывает о помощи, но дыхание покидает его тело. В образе другого юноши, пытающегося сбросить с ноги кольца змеи, скульпторы оставляют последнюю надежду на спасение.

В центре композиции могучая фигура Лаокоона, воплощаю­щая героическую борьбу человека с роковыми, не зависящими от него обстоятельствами. Его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта выры­вается предсмертный крик отчаяния. Римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н. э.) во второй песне «Энеиды» так описывает этот трагический поединок:

...змеи напавши

Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,

Чрево и грудь дважды выю его окружили

Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами. Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки —

Черный яд и пена текут по священным повязкам;

Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звездам он подъемлет...

(Перевод В. А. Жуковского)

 

Вопросы и задания

1.Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры? Что было характерно для каждого из них?

2.Какими произведениями изобразительного искусства представлена эпоха архаики? Опишите некоторые из них. Как вы думаете, что могло скрываться за «улыбкой» кор? Что различает творческую манеру художни­ков архаики и крито-микенской культуры? Существовала ли между ними какая-то связь? Аргументируйте свой ответ.

3.Каковы основные стили греческой вазописи? В чем проявилось осо­бое мастерство их создателей? Что вы можете сказать о ее пластике, сюже­тах и особенностях композиции?

4.В чем заключается непреходящее значение творений выдающихся мастеров греческой скульптуры классического периода?

 

Творческая мастерская

1.Подготовьте радиопередачу о творчестве одного из греческих ваяте­лей: Фидия, Поликлета, Мирона или Скопаса.

2.Попробуйте выполнить эскизы росписей ваз или других предметов обихода в традициях древнегреческих мастеров.

3.Как вы думаете, почему лица ранних древнегреческих статуй были лишены индивидуальности, не отражали эмоций? Сопоставьте произведе­ния древнегреческих ваятелей со скульптурными произведениями Древне­го Египта. Какие различия между ними вы могли бы отметить? Какое ми­ропонимание стоит за этими различиями?

4.Сравните фризы Парфенона и Большого алтаря Зевса в Пергаме. По­пробуйте выявить существующие между ними отличия.

5.Какими художественными средствами передан трагизм в скульптур­ной группе «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора? Сравните описание гибели Лаокоона поэтом Вергилием со скульптурной композицией. Сопоставьте эти произведения с картиной «Лаокоон» испан­ского художника Эль Греко.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Выдающиеся скульпторы Древней Эллады»; «У истоков греческой скульптуры»; «Великие творения Фидия»; «Скульптурные шедевры пе­риода греческой классики»; «Древнегреческая мифология в произведениях изобразительного искусства»; «Отличительные особенности скульптуры эллинизма»; «Мастера древнегреческой вазописи»; «Античная скульптура в крупнейших музеях мира».

 

Книги для дополнительного чтения

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Геометрика. Архаика. СПб., 2007.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб., 2007. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Гре­ции. М., 1987.

Античная скульптура в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1987. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М., 2008.

Винкелъман И. История искусства древности. М., 1996.

Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1982.

Давыдова Л. И. Искусство Древней Греции: Твой Эрмитаж. СПб., 2008.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988. Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966.

 

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 11204 | Загрузок: 117 | Рейтинг: 0.0/0