Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Искусство единого Российского государства Часть 3. Искусство России на пороге Нового времени
[ Скачать с сервера (1.82 Mb) ] 02.05.2016, 23:45

Искусство единого Российского государства

Часть 3. Искусство России на пороге Нового времени

XVII век — эпоха крутого перелома в отечественной истории. От царствования Ивана Грозного до империи Петра I Россия прошла путь длиною в столетие, но это были поистине трагиче­ские времена: непримиримой борьбы за русский престол, кровпролитных войн с польско-шведскими интервентами, крестьян­ских восстаний под предводительством Ивана Болотникова и Сте­пана Разина. Не менее трагическим событием стал церковный раскол, который разделил не только общество, но и православную церковь, служившую нравственной опорой жизни русских людей.

В эпоху «бунташного» века искусство пыталось преодолеть жесткие рамки прежних традиций и. правил, искало новые пути реализации своих возможностей. Именно в это время были созданы многочисленные трактаты по изобразительному искусству и музыке. В общественной мысли и художественном творчестве пробуждался интерес к окружающему миру и человеческой личности. Не случайно, что в живописи появились парсуны (от слова «персона») — предвестники портрета.

В архитектуре активно обсуждался вопрос о каноничности культового зодчества. При возведении храмов указ патриарха предписывал строго соблюдать закон «освященного пятиглавия», тройной алтарь с полукруглыми абсидами. В 1652 г. патриархом Никоном было запрещено строительство одношатровых храмов, не отвечавших этим требованиям.

Новую страницу в русском зодчестве XVII в. открыло возведение Теремного дворца в Московском Кремле (1635—1637 гг.). Он имел ступенчато-ярусную структуру, которую венчал небольшой эффектный теремок с двусветным залом и смотровой башенкой.

Заметной вехой в архитектуре XVII столетия стала церковь Троицы в Никитниках (1631 — 1634 гг.), построенная по заказу купца Григория Никитникова — выходца из Ярославля. Яркая раскраска фасадов собора, выразительная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекали внимание горожан. Храм имел пирамидальное завершение, увенчанное декоративным пятиглавием, придававшим его облику динамичность и особую праздничную торжественность.

К концу XVII в. в зодчестве происходят новые качественные изменения. Архитектура, играющая роль синтезирующего начала для различных видов искусства, формирует из них единый ансамбль. Складывается тип динамичной культовой постройки «восьмерик на четверике», который дал название нарышкинскому стилю (по имени Нарышкиных — родственников царя Петра I по линии матери). Основанием для тяготеющей к вертикальному построению композиции служил четверик, над которым сооружался один или несколько восьмериков.

Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях (1693—1694 гг.), воздвигнутая неподалеку от Москвы-реки. Постройка имела два этажа, в первом из которых находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богоматери, в верхнем — храм Спаса Нерукотворного. На уровне летней церкви храм окружала широкая галерея, к которой вели широко раскинувшиеся лестницы (перестроены в начале XIX в.).

Зодчим удалось связать все элементы единым ритмом постепенного нарастания объемов и создать стройную многоярусную композицию, каждая часть которой свободно и естественным образом «вырастала» из предыдущей. Последний восьмерик, отделенный от внутреннего пространства основного восьмерика, имел назначение звонницы — самой легкой части сооружения. Взметнувшаяся ввысь главка фиксировала вертикальную ось и объединяла разновеликие объемы в единую композицию. Изысканное декоративное убранство, ритм вертикальных членений, подчеркнуто обозначенный колонками пилястр, с каждым ярусом становящихся тоньше и легче, усложняющиеся кверху рисунки оконных наличников придавали сооружению особую нарядность и выразительность.

Параллельно с каменным зодчеством продолжала развиваться деревянная архитектура. Дерево — основной строительный материал, который использовался на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб-срубов или богатых хором, но и шатровых и ярусных храмов. К сожалению, дерево не является долговечным материалом: время и многочисленные пожары не пощадили интереснейшие памятники деревянного зодчества. Об архитектуре Древней Руси мы чаще судим по сохранившимся каменным постройкам, но и то, что уцелело, дошло до нашего времени особенно в северных землях (Архангельской, Вологодской областях, в Карелии), способно вызвать истинное восхищение.

В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы с помощью одного топора. Высоко над кровлями крестьянских изб, среди лесов возвышались деревянные церкви, где собирались для решения насущных вопросов, хранили общую казну, устраивали богослужения и народные празднества. Примечательно, что храмы именно рубились — так дерево сохранялось лучше, чем спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись своей смолой, как бы консервировалось.

Кровлю покрывали досками, а купола — дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их шло несколько десятков тысяч!

Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась не случайно. Она плотно облегала округлые поверхности куполов, кроме того, разбухая во время дождя, уплотнялась и не пропускала воду внутрь церкви. И еще одно ее важное свойство: осиновые дощечки по-разному выглядят в зависимости от освещения. При ярком солнце лемех серебрится и сияет, в пасмурный день имеет матовый, стальной оттенок, на закате приобретает розоватый отсвет.

Выдающимся произведением деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и по модели дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667—1668 гг.), построенный Семеном Петровым и Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 г. Саввой Дементьевым (разобран в XVIII в.). Дворец представлял собой сложное сочетание больших и малых срубов-клетей, свободно расположенных или сгруппированных вокруг внутренних дворцов. Ансамбль включал царские хоромы, столовую избу, многооконный терем, хоромы для царевича и царицы, служебные помещения. Декоративное богатство дворца усиливалось обилием раскрашенной орнаментальной резьбы, позолотой деталей, раскраской разнообразных по форме покрытий, включавших и шатровые вышки. Недаром поэт и драматург Симеон Полоцкий (1629—1680) писал об этом дворце:

...дом зело красный, прехитро созданный,

Честности царстей лепо сготованный.

Красоту его мощно есть равняти

 Соломоновой прекрасной палате.

На Севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народной архитектуры. Из сосны, лиственницы и осины умельцы возводили островерхие громады шатровых храмов, маленькие часовни и церковки, ветряные мельницы, избы и амбары, ко­торые в наше время обычно собираются в заповедники. Наиболее известные из них — Кижи в Карелии, «Малые Корелы» под Архангельском, Витославлицы под Великим Новгородом и др.

Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626—1686), Гурию Никитину (около 1620/1625—1691) и Федору Зубову (1615— 1689).

Главой московской художественной школы, «старшим и главным» изографом (живописцем) Оружейной палаты с середины столетия стал Симон Ушаков. Следуя традиционной иконографии, он привнес в нее новые черты: реалистическое и объемное изображение ликов, «светотеневую» моделировку. В труде «Слово к люботщательному иконного писания» (1667) он изложил основные принципы художественного творчества:

«Имея от Господа Бога талант иконописательства, врученный моему ничтожеству, не желал я его зарыть в землю, чтобы не принять за то осуждение, но попытался в своем старании перед Богом выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела, которые в различных случаях требуются в нашем художестве». В «Слове» был выражен страстный призыв к зеркальному (реальному) отражению действительности.

Симоном Ушаковым были созданы иконы для церкви Троицы в Никитниках, под его руководством осуществлялись росписи в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате (1668) Московского Кремля. Одна из наиболее значительных работ мастера — икона «Насаждение древа Государства Российского» с прижизненным изображением царя Алексея Михайловича с семьей. В символической форме в ней нашли отражение все страницы отечественной истории.

Симон Ушаков был человеком широких художественных дарований: талантливым иконописцем, монументалистом, гравером, мастером прикладного искусства, составителем географических карт, опытным педагогом. Творчество этого великого мастера и его современников подготовило почву для будущих петровских преобразований в области художественной культуры.

Именно в это время появляются парсуны — предвестники портретного жанра в изобразительном искусстве. Первые парсуны выполняли роль надгробных изображений (например, воеводы князя М. В. Скопина-Шуйскогои царя Федора Иоанновича), они еще очень тесно были связаны с традициями иконографии, в них чувствуется некая застылость, идеализация и отвлеченность образов. В произведениях, появившихся во второй половине XVII в., заметно стремление художников передать индивидуальные, наиболее характерные черты важных и значительных особ. Сходство с изображаемым человеком становится обязательным условием, закрепленным в документах того времени: «...яково бо что видит или... слышит тако и в образах рекше в лицах начертывает».

Если раньше портреты создавались по памяти, то теперь их начинают писать с натуры. Согласно художнику Симону Ушакову, портреты являют собой «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времен...». Не святые угодники, мученики и ангелы становятся теперь героями нового искусства. Чаще это конкретные люди с их мыслями, чувствами и переживаниями. Конечно, официальная церковь делала все, чтобы примирить традиционную иконографию с новой манерой письма, но искусство уже смело вступало на путь реалистического изображения личности в трехмерном пространстве.

 

 Вопросы и задания

1.       Как изменился архитектурный облик Московского Кремля к началу XVI в.? Сравните Успенские соборы во Владимире и в Московском Кремле. В чем новизна архитектурных решений Аристотеля Фиораванти?

2.       Каковы стилевые особенности живописи Дионисия? Какой вам представляется личность этого мастера после знакомства с росписями собора Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре?

3.       В чем своеобразие каменного шатрового зодчества на Руси? Почему оно получило широкое распространение и какие идеи было призвано воплотить? Можно ли согласиться с тем, что для его обозначения некоторые исследователи используют термин «русская готика»? С чем был связан запрет на возведение шатровых храмов? Каким образом русские зодчие преодолевали его?

4.       Какие характерные изменения произошли в русской монументальной и станковой живописи в конце XVI и XVII вв.? Какое отражение они нашли в творчестве Симона Ушакова? Чем можно объяснить появление портретного жанра в русской живописи? Опираясь на известные вам произведения, попробуйте назвать стилевые признаки первых парсун.

Творческая мастерская

1. Русский писатель А. И. Герцен (1812—1870) образно выразил свое впечатление от кремлевских соборов Москвы с поднимающимся над ними Иваном Великим: «Часовой, поставленный Годуновым, в белой одежде, как рында, в золотой шапке, как князь, сторожит покой Кремля». Так ли это? Подготовьте экскурсию по Московскому Кремлю и расскажите о сооружениях, определивших его архитектурный облик (Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах, Грановитой палате и колокольне Ивана Великого).

2. Как вы думаете, справедливо ли утверждение иностранцев, посетивших Русь в XVI в., что Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы»? Как проявилось различие в эмоциональной оценке собора в картинах В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (см. с. 201) и А. В. Лентулова «Василий Блаженный»? Оформите свои мысли и впечатления в виде сочинения-эссе.

3. Самостоятельно познакомьтесь с крупнейшими центрами русского деревянного зодчества: музеем-заповедником в Кижах в Карелии, Архангельским музеем деревянного зодчества «Малые Корелы», музеем «Витославлицы» под Великим Новгородом (по выбору). Подготовьте заочную экскурсию по одному из музеев, расскажите о наиболее интересных его экспонатах.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Архитектурный ансамбль Московского Кремля и его зодчие»; «Московский Кремль в произведениях литературы, изобразительного искусства и музыки»; «В чем уникальность каменного шатрового зодчества Древней Руси?»; «Эволюция древнерусского шатрового зодчества»; «Своеобразие деревянного зодчества Древней Руси»; «Шедевры деревянной архитектуры»; «Древнерусский стиль архитектуры и его проявление в сооружениях эклектики рубежа XIX—XX вв.»; «Дионисий и его влияние на художественную культуру Москвы конца XV — начала XVI в.»; «Можно ли в творчестве Дионисия увидеть проявление стиля “русской готики”?»; «Искусство России на пороге Нового времени»; «Причины возникновения парсуны»; «Идеалы духовности и красоты в произведениях древнерусских художников»; «Коллекция произведений древнерусского изобразительного искусства в музеях моего города».

 

Книги для дополнительного чтения

Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1972.

Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. М., 1980.

Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1980. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002.

Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. М., 1970. Тяжелое В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство Средних веков: малая история искусств. М., 1975.

Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 5252 | Загрузок: 59 | Рейтинг: 0.0/0