Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Искусство единого Российского государства Часть 2. Искусство периода утверждения государственности
[ Скачать с сервера (710.0 Kb) ] 02.05.2016, 23:42

Искусство единого Российского государства

Часть 2. Искусство периода утверждения государственности

Активный процесс объединения русских земель вокруг Моск­вы продолжался вплоть до 20-х гг. XVI столетия. Образова­ние единого многонационального государства, развитие социаль­но-экономических, политических и культурных связей способ­ствовали завершению процесса формирования русской народ­ности.

К этому времени широкий общественный резонанс приобрела теория, согласно которой Москва была объявлена «Третьим Ри­мом» — центром всего христианского мира (вслед за Первым — древним Римом и Вторым — Константинополем — столицей Ви­зантии). Выдвинутая теория подчеркнула особую значимость со­зданного государства Российского и во многом предопределила его дальнейший духовный путь развития.

По сравнению с началом XVI в. почти в два раза увеличилось количество городов (более 170), которые стали главными очагами общественной и культурной жизни России. Возведение мощ­ных крепостных сооружений в ряде городов, присоединение к России Казани (1552), Астрахани (1556) и Западной Сибири (1589) потребовали масштабного строительства новых и перепла­нировки старых городов. В Москву — крупнейший центр обще­русской культуры — из разных регионов государства съезжаются лучшие мастера. Здесь происходит упорядочение городской застройки, осуществляются поиски новых архитектурных ре­шений.

В 1555—1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведенПокров­ский собор, больше известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван Грозный (1530—1584) поручил его строительство псковским мастерам Барме и Постнику — людям «премудрым и удобним таковому чюдному делу». (Согласно одной из гипотез, это мог быть и один человек.) Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, ее композиция уникальна и неповторима. По сторонам света от огромного шатрового храма высотой 65 м были поставлены четыре высоких и массивных столпообразных придела (пристройка к основному зданию или дополнительный храм, устроенный внутри основного), между которыми по диагонали размещены четыре других, меньших по высоте и объему. Галерея, охватывающая собор со всех сторон, усиливающая его динамичность и асимметрию, не нарушала общего впечатления единства и цельности сложной пирамидальной композиции. Один из патриархов так эмоционально описывал этот храм: «Множеством куполов возглавлен этот собор; есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посередине высится над всеми купол русский — объединяющий все здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».

Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Шатровые завершения как нельзя лучше выражали устремленность верующего человека в мир горний и очень полюбились русскому народу. Обычно это были восьми- или четырехгранные шатры, опирающиеся на объемы аналогичной формы (восьмерик или четверик), увенчанные небольшой круглой главкой с державой и крестом. Следуя этой схеме, зодчие достигали удивительного разнообразия в их внешнем облике. Впоследствии такой тип архитектурных сооружений распространился и в других городах.

Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения, возведенная на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селе Коломенском (ныне в черте г. Москвы). При сравнительно небольшой площади основания (8,5 х 8,5 м) высота храма была очень значительной и достигала около 62 м. Вытянутый объем, воздвигнутый на подклете (нижнем, цокольном этаже храма), состоит из двух плавно переходящих ярусов — крестообразного четверика (четырехгранное, часто квадратное в плане сооружение или его часть), соединенного ступенчатыми килевидными кокошниками с восьмериком (восьмигранный в плане объем, сруб со скошенными углами), увенчанным стройным шатром с маленькой главкой. Устойчивость и устремленность ввысь придавали формам широкие галереи с тремя лестничными сходами, поднятые аркадой на уровень подклета. Три ряда стрельчатых кокошников и пилястр украшают и оживляют гладкие стены храма. Мастеру удалось создать впечатление невесомости, легкости камня. Между тем толщина кирпичных стен достигает почти двух метров! 28-метровый шатер увенчан низкой полусферической (а не высокой луковичной) главкой. Сверху он как бы покрыт легкой, изящной сеткой из нитей белокаменных бусин, образующих ромбовидный орнамент.

Настоящее потрясение пережил французский композитор Г. Берлиоз, посетивший Москву в 1863 г.: «Ничего меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес... Тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм... Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Сегодня, как и много лет назад, храм Вознесения в Коломенском остается истинным украшением Москвы, а в 1994 г. он был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В конце XVI в. в русской монументальной и станковой живописи происходят противоречивые процессы. Язык изобразительного искусства чрезвычайно усложняется. С одной стороны, наблюдается стремление художников к возрождению монументальных образов Дионисия (так называемая Годуновская школа), а с другой — попытки достижения ювелирной точности, яркости и декоративности в передаче изображения (Строгановская школа живописи). Название первой связано с именем Бориса Годунова и его родственников (рубеж XVI—XVII вв.). Название второй — с фамилиями заказчиков работ купцов и промышленников Строгановых из Предуралья (появилось в XIX в.).

 

 При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

 

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 2401 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 4.5/2