Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Искусство единого Российского государства Часть 1. Искусство периода образования государства
[ Скачать с сервера (1.61 Mb) ] 02.05.2016, 23:30

Искусство единого Российского государства

Часть 1. Искусство периода образования государства

К концу XV столетия, во время правления Ивана III (1462— 1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство. На московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих. Так, при участии итальянских мастеров последней четверти XV столетия был со­здан один из самых значительных архитектурно-художествен­ных ансамблей России — Московский Кремль.

Главным украшением «первопрестольной», образцом для дру­гих соборных храмов стал возведенный на месте старого Успен­ский собор. Итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти (между 1415—1420 — около 1486 г.) было предписано создать его по образцу владимирского Успенского собора. Не желая копировать, итальянский архитектор сумел: привнести много нового в его строительство. Новизна заключалась в строгой разбивке прямоугольного плана собора на двенадцать равных квадратов, чего ранее в средневековой Руси не делалось. Сторона каждого из них равнялась ширине средней апсиды Успенского собора во Владимире. Шесть столбов внутри собора обозначали воображаемые углы квадратов. Снаружи им точно} соответствовали далеко вынесенные лопатки, равно членящие стены.

Монументальный пятиглавый собор, выстроенный из особо прочного кирпича и облицованный белым камнем, стал первым на Руси храмом зального типа с крестовыми сводами. Он поражал цельностью объема («аки един камень») и соразмерностью членения всех частей. Два ряда узких щелевидных окон не нарушали монолитности сооружения, а, напротив, подчеркивали его высоту и стройность.

К новшествам следует также отнести решение внутреннего пространства храма. Размеренная расстановка столбов позволила в значительной мере расширить полезное пространство собора, способствовала его лучшей освещенности. Современники по достоинству оценили творение итальянского зодчего: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостью, и звоностию, и пространством». Успенский собор Московского Кремля сыграл важную роль в истории отечественной архитектуры. Под его непосредственным влиянием был выработан особый тип городского собора, возводившийся в других городах на протяжении двух столетий.

Монументальное здание главного кафедрального храма стало композиционным центром Соборной площади Московского Кремля. Другие храмы — Ризположения (1486) и Благовещения (1489), Архангельский собор (1508) и Грановитая палата (1491) — согласовывались с архитектурой Успенского собора. Доминантой кремлевского ансамбля стала церковь Иоанна Лествичника, возведенная в 1505—1508 гг. под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина с трехъярусной колокольней (после перестройки в 1600 г. за ней закрепилось название колокольни Ивана Великого). Ансамбль Соборной площади Кремля задавал масштаб, образный строй и общее композиционное решение близлежащей застройке Москвы.

Определяющую роль в становлении общерусского стиля сыграло изобразительное искусство, и прежде всего творчество Дионисия (около 1440—1503) и художников его круга. Первая его известная работа — фресковая роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре, затем последовали почетные заказы на трехъярусный иконостас для Успенского собора Московского Кремля. Он очень много работал над созданием фресок для Иосифо-Волоцкого монастыря. Дионисию покровительствовал царь Иван III. К сожалению, почти все иконы и фрески, созданные художником в Москве и Волоколамске, утрачены или погибли в последующее время.

Позднее, уже будучи известным художником, Дионисий был приглашен в северные белозерские земли, где вместе со своими сыновьями расписал собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. Росписи над входом в храм и внутри него посвящены истории земной жизни Марии, многие сюжеты навеяны текстами песнопений в ее честь. На самых видных местах храма представлены «Покров Богоматери», «О Тебе радуется», «Похвала Марии», в которых Богоматерь торжественно восседает на троне или парит в облаках среди множества поклоняющихся ей людей. Во всех этих изображениях Мария прославляется как мать Христа, посредница между Богом и родом человеческим, как царица мира и покровительница Русской земли.

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется композиция «О Тебе радуется», проникнутая радостным прославлением Богоматери.

Фрески Ферапонтова монастыря представляют собой цельный и гармоничный ансамбль, отличающийся единством стиля. Утонченные пропорции фигур, ставших почти невесомыми, легко парящими в пространстве, подчиняются плавному музыкальному ритму линий и цветовых пятен. На фресках нет бурных страстей, драматических жестов или резких движений, во всем подчеркнута величавая неторопливость, размеренная осознанность действий. Длинные, богато украшенные праздничные одеяния персонажей подчеркивают их одухотворенность и внутреннее достоинство. Дионисий предпочитает краски нежных, светлых оттенков: голубые, бирюзовые, малиновые, розовые, лиловые, зеленоватые, палевые... Их тончайшее соединение не случайно сравнивают с искусством акварели. Соприкасаясь с изменчивым светом дня, одни цвета становятся ярче, другие, отступая в тень, сгущаются, становятся непроницаемыми. Известный искусствовед М. В. Алпатов справедливо отмечал, что в ясных красках и полутонах фресок Дионисия заключены такие тонкие чувства и лирическая чистота, какие трудно найти во всей русской фресковой живописи.

В творческом наследии Дионисия, кроме фресок в столичных и провинциальных храмах, были замечательные иконостасы и отдельные иконы, книжные миниатюры. Дионисий, ставший достойным преемником Андрея Рублева, создал мир высокой духовности, торжества добра и идеала.

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

 

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 1680 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 5.0/1