Главная » Файлы » Искусство (I часть) |
[ Скачать с сервера (13.94 Mb) ] | 27.10.2015, 22:51 |
Эгейское искусство Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полуострове Пелопоннес, находились важнейшие центры Эгейской культуры. Интересно, что эта одна из самых загадочных цивилизаций стала известна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX в. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзойденные образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-прикладном искусстве. Впервые в Европе на Крите появляется прообраз современной фрески по влажной штукатурке. Крит заслуженно был воспет Гомером в «Одиссее» и Вергилием в «Энеиде». Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря. Горы идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства. Вергилий. «Энеида». Песнь III, ст. 104—106. (Перевод В. Брюсова и С. Соловьева) О Крите сохранились высказывания философа Платона и описания историков Геродота и Фукидида. С этим островом связаны многие греческие мифы. Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса: там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, превратившись в золотого быка. Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров, родились легенды об искуснике Дедале, Тесее и Ариадне, царе Миносе и Минотавре. Шедевры архитектуры Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец, обнаруженный на Крите английским археологом А. Эвансом (1851—1941) в начале XX в. Центральное место в огромном архитектурном комплексе площадью 12 х 120 м занимает большой прямоугольный двор, к которому со всех сторон примыкают построенные в разное время 2-, 3- и даже 5-этажные здания. Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестницами и световыми колодцами, через которые светмог свободно проникать внутрь. Лестницы, в том числе и крытые, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры, расположенные под прямым углом, придают особый колорит дворцовому комплексу. Дворец не имеет четкой планировки и напоминает лабиринт. (Вспомните мифы о Дедале, построившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариадны.) И все же из этого не следует, что архитектура дворца непродуманна и случайна. Кносский дворец — это ансамбль, гармония которого создается не симметрией, а свободным сочетанием форм. Особенно эффектно смотрятся деревянные колонны, окрашенные в теплые красные, а иногда черные тона. Их стволы несколько сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Таким образом, они несут на своих широких плечах массивные балки перекрытий, как бы балансируя при этом. Подобная форма колонн передает динамику и экспрессию. Свободно группируясь, колонны образуют торжественные ряды у входов в отдельные постройки дворца. Бесконечно варьируются только размеры колонн. В отличие от монументальных сооружений Древнего Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, архитектура Кносского дворца исключительно соразмерна с потребностями человека. Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней. Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня — 5 м, толщина — 1м). Над пролетом расположена треугольная известняковая плита весом 20 т с рельефным изображением колонны — священного символа правителей Микен, а по бокам на задних лапах застыли фигуры царственных львов, как бы охраняющих Древо жизни. Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесен гигантской крепостной стеной — около 900 м в длину и 6 - 10 м в толщину. Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей от неприятеля. Они складывались из огромных, весом в 5 - 6 т, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна над другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позднее эту кладку назовут циклопической, поскольку греки считали ее создателями легендарных одноглазых великанов — циклопов. Эгейская культура подарила человечеству многие строительные приемы и архитектурные формы, которые получили дальнейшее развитие в классическую эпоху античной Греции. Фрески Кносского дворца Блистательного расцвета достигло и искусство живописи, дошедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского дворца. Длинной лентой проходят сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры и развлечения детей, театральные представления, кулачные бои и ритуальные танцы со священным быком. Полет бабочки, раскрывающийся бутон цветка, игра дельфинов на воде, птицы, парящие в небесах, — вот что стремился запечатлеть и передать художник. Произведения эгейских живописцев поражают не только удивительным пониманием живой природы, но и особым даром ее видения, богатством воображения, тонким вкусом и чувством меры. И хотя художники еще не владеют приемами объемно-пространственного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. Используя всего пять красок (черную, белую, голубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими лучами солнца, прозрачной голубизной неба и теплыми водами Эгейского моря. Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским фрескам, свойственна условность цвета: мужские фигуры пишутся темной кирпично-красной краской, а женские — светлой. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями. В так называемой «Парижанке», с ее оживленным личиком, капризно вздернутым носиком, игривым завитком локона, спадающим с высокой и изящной прически, действительно есть что-то от законодательниц моды. Огромный глаз, обведенный черным контуром, изображен в фас, точно так же, как в египетских фресках и рельефах. Но это совсем иной, художественно одухотворенный образ. Не менее знаменита фреска «Игра с быком». (Известно, что на Крите был широко распространен культ быка, а царь Минос почитался как воплощение этого священного животного.) Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив перед собой руки, готовится к грациозному сальто прямо над головой животного. Художник настолько искусно запечатлел веселую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой. Здесь же, на Крите, в одной из пещер у селения Камарес, были обнаружены замечательные произведения керамики, удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнаментальных ритмов и живописностью рисунка. В вазописи (росписи сосудов) нашло отражение особое мироощущение человека, чувствующего свою неразрывную связь с природой, стремящегося запечатлеть ее праздничную красоту и гармонию. Вот как пишет об этом поэт В. Я. Брюсов в стихотворении «Эгейские вазы»: Они пленительны и нежны, Они изысканно-небрежны, То гармонически размерны, То соблазнительно неверны, Всегда закончены и цельны, Неизмеримо-нераздельны, И завершенность линий их Звучит, как полнопевный стих... Как исхищренны их узоры Ласкающие сладко взоры: В запутанности линий гнутых, То разомкнутых, то сомкнутых, Как много жизни претворенной, - Пресыщенной и утомленной Холодным строем красоты, В исканьях новой остроты! И вот, причудливо согнуты, Выводят щупальцами спруты По стенкам нежные спирали; Плывут дельфины на бокале, И безобразны и прекрасны... В росписи весело играют и переливаются всего два цвета — желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента — растительные мотивы с закругленными контурами лепестков и пробегающим ритмом линий. Здесь преобладает морская тема с изображением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закрученными спиралями раковин... Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это небольшие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стенками. Не случайно археолог А. Эванс назвал маленькие чашечки миниатюрными скорлупками. Подобная роспись керамических изделий получила название стиля Камарес. Знаменитая ваза «Осьминог» — произведение в своем роде уникальное и в то же время характерное для эгейского стиля вазописи. Осьминог охватил своими длинными и гибкими щупальцами поверхность асимметричной вазы с ее плавным, за- кругленным контуром и такими же ручками. Наблюдая за волнообразными движениями щупальцев, кажется, что сама ваза пульсирует, то расширяясь, то сужаясь. Мы как будто видим осьминога сквозь просвеченную солнечными бликами глубину теплого моря. В отличие от древнеегипетских изображений животных и растений, где на первый план выдвигались точность и тщательность прорисовки деталей, по которым легко можно было узнать даже их разновидность, характер росписей ваз стиля Камарес предельно обобщен и условен. Трудно переоценить тот огромный вклад, который внесло эгейское искусство в сокровищницу мировой художественной культуры. Критское царство погибло в конце XV в. до н. э., когда художественная культура Микен переживала мощный подъем. Но с конца XII в. до н. э. начинается упадок Микен, на смену местным жителям приходят дорийцы. Захватив некогда великое царство, они начали обживать эти земли, памятуя о героическом прошлом Микен. В VIII в. до н. э. этим воспоминаниям было суждено воплотиться в выдающемся гомеровском эпосе. Вопросы и задания 1.Почему крито-микенскую культуру нередко называют «прекрасной прелюдией» Античности? Какие традиции архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и Древней Предней Азии использовало эгейское искусство? В чем проявились его самобытный характер и своеобразие? 2. Каковы важнейшие достижения эгейской архитектуры? Что вам известно о проведенных здесь Г. Шлиманом и А. Эвансом археологических раскопках? 3.Определите основные черты фресковых росписей Кносского дворца. В чем можно увидеть их общность и различие по сравнению с древнеегипетским изобразительным искусством? 4.Каковы характерные особенности ваз стиля Камарес?
Творческая мастерская 1.Сравните фрески Древнего Египта с фресками Кносского дворца. В чем различие творческой манеры египетских и критских мастеров? Какие из них производят на вас большее впечатление? 2.В романе замечательного писателя-фантаста И. А. Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о древних ритуальных играх с быком, происходивших в X в. до н. э. на острове Крит. Сравните его рассказ с сюжетом фрески Кносского дворца «Игра с быком». Насколько соответствует изображенное на фреске тому, как описывает это событие И. А. Ефремов? 3.Прочтите стихотворение В. Я. Брюсова «Эгейские вазы». Какие отличительные особенности их стиля отмечены поэтом? 4.Разработайте маршрут экскурсии «В лабиринтах Кносского дворца», включив в него рассказ об особенностях его архитектуры и фресковых росписях. Используйте статью В. Я. Брюсова «Учители учителей» (1917).
Темы проектов, рефератов или сообщений «Эгейский мир: особенности цивилизации и влияние на греческую культуру»; «Легендарный лабиринт Кносского дворца»; «Фрески Кносско- го дворца»; «Декоративно-прикладное искусство Крита»; «Искусство Крита и Микен в греческой мифологии»; «Неразгаданная тайна эгейской письменности»; «Керамика: вазы стиля Камарес»; «Археологические исследования Кносского дворца»; «Фрески острова Санторин»; «“Циклопическая” архитектура Микен»; «Роль эгейской культуры в формировании античной цивилизации ».
Книги для дополнительного чтения
Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. Букина А. Г. Круговращение колеса гончарного: Ранние греческие расписные вазы. СПб., 2005. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969. Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988. Казелли Д. Кносс: Загадка лабиринта Минотавра. М., 2000. Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970. Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996. Тейлор У. Микенцы. Подданные царя Миноса. М., 2003.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)
| |
Просмотров: 5594 | Загрузок: 73 | |