Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Эгейское искусство
[ Скачать с сервера (13.94 Mb) ] 27.10.2015, 22:51

 Эгейское искусство

Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшест­вовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на остро­вах и побережье Эгейского моря. Именно здесь, на острове Крит и полуострове Пелопоннес, находились важнейшие центры Эгей­ской культуры. Интересно, что эта одна из самых загадочных ци­вилизаций стала известна благодаря археологическим раскопкам сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX в. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Между­речья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзой­денные образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-приклад­ном искусстве. Впервые в Европе на Крите появляется прообраз современной фрески по влажной штукатурке.

Крит заслуженно был воспет Гомером в «Одиссее» и Вергили­ем в «Энеиде».

Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря.

Горы идейские там, колыбель это нашего рода.

Сто городов населяют великих богатые царства.

Вергилий. «Энеида». Песнь III, ст. 104106.

(Перевод В. Брюсова и С. Соловьева)

О Крите сохранились высказывания философа Платона и опи­сания историков Геродота и Фукидида. С этим островом связаны многие греческие мифы. Крит упоминается как родина верховно­го олимпийского бога Зевса: там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, превратившись в золотого быка. Здесь со­вершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного бы­ка, опустошавшего остров, родились легенды об искуснике Дедале, Тесее и Ариадне, царе Миносе и Минотавре.

Шедевры архитектуры

Замечательным памятником эгейской архитек­туры является знаменитый Кносский дворец, обна­руженный на Крите английским археологом А. Эвансом (1851—1941) в начале XX в. Централь­ное место в огромном архитектурном комплексе площадью 12 х 120 м занимает большой прямо­угольный двор, к которому со всех сторон примы­кают построенные в разное время 2-, 3- и даже 5-этажные здания. Все они соединены длинными коридорами, галереями, многочисленными лестни­цами и световыми колодцами, через которые светмог свободно проникать внутрь. Лестницы, в том числе и крытые, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, ко­ридоры, расположенные под прямым углом, придают особый ко­лорит дворцовому комплексу.

Дворец не имеет четкой планировки и напоминает лабиринт. (Вспомните мифы о Дедале, построившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариад­ны.) И все же из этого не следует, что архитектура дворца непроду­манна и случайна. Кносский дворец — это ансамбль, гармония ко­торого создается не симметрией, а свободным сочетанием форм.

Особенно эффектно смотрятся деревянные колонны, окрашен­ные в теплые красные, а иногда черные тона. Их стволы несколько сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Таким образом, они несут на своих широких плечах массивные балки перекрытий, как бы ба­лансируя при этом. Подобная форма колонн передает динамику и экспрессию. Свободно группи­руясь, колонны образуют торжественные ряды у входов в отдельные постройки дворца. Бесконечно варьируются только размеры колонн. В отличие от монументальных сооружений Древнего Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека гран­диозностью, архитектура Кносского дворца исклю­чительно соразмерна с потребностями человека.

Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохра­нившиеся до наших дней. Они служили централь­ным входом в крепость Микен и были сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня — 5 м, толщина — 1м). Над пролетом расположена треугольная известняковая плита весом 20 т с рельефным изображением колонны — свя­щенного символа правителей Микен, а по бокам на задних лапах застыли фигуры царственных львов, как бы охраняющих Древо жизни. Неприступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесен гигантской крепостной стеной — око­ло 900 м в длину и 6 - 10 м в толщину. Такие мощные стены были необходимы для защиты жителей от неприятеля. Они складыва­лись из огромных, весом в 5 - 6 т, грубо отесанных каменных глыб, лежащих одна над другой, щели между ними тщательно заполнялись глиной и мелкими камнями. Позднее эту кладку на­зовут циклопической, поскольку греки считали ее создателями легендарных одноглазых великанов — циклопов.

Эгейская культура подарила человечеству многие строитель­ные приемы и архитектурные формы, которые получили даль­нейшее развитие в классическую эпоху античной Греции.

Фрески Кносского дворца

Блистательного расцвета достигло и искусство живописи, до­шедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского дворца. Длинной лентой проходят сцены торжественных церемо­ний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздни­ками, игры и развлечения детей, театральные представления, ку­лачные бои и ритуальные танцы со священным быком. Полет ба­бочки, раскрывающийся бутон цветка, игра дельфинов на воде, птицы, парящие в небесах, — вот что стремился запечатлеть и передать художник.

Произведения эгейских живописцев поражают не только уди­вительным пониманием живой природы, но и особым даром ее видения, богатством воображения, тонким вкусом и чувством ме­ры. И хотя художники еще не владеют приемами объемно-про­странственного изображения, их композиции не кажутся застыв­шими и безжизненными. Используя всего пять красок (черную, белую, голубую, желтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими лучами солнца, проз­рачной голубизной неба и теплыми водами Эгейского моря. Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили све­жести и сочности красок. Им, как и египетским фрескам, свойственна условность цвета: мужские фигуры пишутся темной кирпично-красной кра­ской, а женские — светлой.

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями. В так называемой «Парижанке», с ее оживленным личиком, каприз­но вздернутым носиком, игривым завитком локо­на, спадающим с высокой и изящной прически, действительно есть что-то от законодательниц мо­ды. Огромный глаз, обведенный черным контуром, изображен в фас, точно так же, как в египетских фресках и рельефах. Но это совсем иной, художест­венно одухотворенный образ.

Не менее знаменита фреска «Игра с быком». (Известно, что на Крите был широко распростра­нен культ быка, а царь Минос почитался как воп­лощение этого священного животного.) Почти не касаясь копыта­ми земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив перед собой руки, готовится к грациозному сальто прямо над го­ловой животного. Художник настолько искусно запечатлел весе­лую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смер­тельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над гроз­ной и могучей природой.

Здесь же, на Крите, в одной из пещер у селения Камарес, бы­ли обнаружены замечательные произведения керамики, удив­ляющие техническим совершенством, необычностью и разно­образием форм, оригинальностью орнаментальных ритмов и живописностью рисунка. В вазописи (росписи сосудов) нашло от­ражение особое мироощущение человека, чувствующего свою не­разрывную связь с природой, стремящегося запечатлеть ее празд­ничную красоту и гармонию.

Вот как пишет об этом поэт В. Я. Брюсов в стихотворении «Эгейские вазы»:

Они пленительны и нежны,

Они изысканно-небрежны,

То гармонически размерны,

То соблазнительно неверны,

Всегда закончены и цельны,

Неизмеримо-нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих...

Как исхищренны их узоры

Ласкающие сладко взоры:

В запутанности линий гнутых,

То разомкнутых, то сомкнутых,

Как много жизни претворенной,

- Пресыщенной и утомленной

Холодным строем красоты,

В исканьях новой остроты!

И вот, причудливо согнуты,

Выводят щупальцами спруты

По стенкам нежные спирали;

Плывут дельфины на бокале,

И безобразны и прекрасны...

В росписи весело играют и переливаются всего два цвета — желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента — раститель­ные мотивы с закругленными контурами лепестков и пробегаю­щим ритмом линий. Здесь преобладает морская тема с изобра­жением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закрученными спиралями раковин... Удиви­тельно разнообразны формы этих керамических изделий: это не­большие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими, как яичная скорлупа, стенками. Не случайно архео­лог А. Эванс назвал маленькие чашечки миниатюрными скорлуп­ками. Подобная роспись керамических изделий получила назва­ние стиля Камарес.

Знаменитая ваза «Осьминог» — произведение в своем роде уникальное и в то же время характерное для эгейского стиля вазописи. Осьминог охватил своими длинными и гибкими щу­пальцами поверхность асимметричной вазы с ее плавным, за-

кругленным контуром и такими же ручками. Наблюдая за волнообразными движениями щупальцев, кажется, что сама ваза пульси­рует, то расширяясь, то сужаясь. Мы как буд­то видим осьминога сквозь просвеченную солнечными бликами глубину теплого моря. В отличие от древнеегипетских изображений животных и растений, где на первый план вы­двигались точность и тщательность прорисов­ки деталей, по которым легко можно было уз­нать даже их разновидность, характер роспи­сей ваз стиля Камарес предельно обобщен и условен.

Трудно переоценить тот огромный вклад, который внесло эгейское искусство в сокро­вищницу мировой художественной культу­ры. Критское царство погибло в конце XV в. до н. э., когда художественная культура Ми­кен переживала мощный подъем. Но с конца XII в. до н. э. начинается упадок Микен, на смену местным жите­лям приходят дорийцы. Захватив некогда великое царство, они начали обживать эти земли, памятуя о героическом прошлом Микен. В VIII в. до н. э. этим воспоминаниям было суждено воп­лотиться в выдающемся гомеровском эпосе.

          Вопросы и задания  

1.Почему крито-микенскую культуру нередко называют «прекрасной прелюдией» Античности? Какие традиции архитектуры и изобразительно­го искусства Древнего Египта и Древней Предней Азии использовало эгей­ское искусство? В чем проявились его самобытный характер и своеобразие?

2. Каковы важнейшие достижения эгейской архитектуры? Что вам из­вестно о проведенных здесь Г. Шлиманом и А. Эвансом археологических раскопках?

3.Определите основные черты фресковых росписей Кносского дворца. В чем можно увидеть их общность и различие по сравнению с древнееги­петским изобразительным искусством?

4.Каковы характерные особенности ваз стиля Камарес?

 

Творческая мастерская

1.Сравните фрески Древнего Египта с фресками Кносского дворца. В чем различие творческой манеры египетских и критских мастеров? Ка­кие из них производят на вас большее впечатление?

2.В романе замечательного писателя-фантаста И. А. Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о древних ритуальных играх с быком, происходивших в X в. до н. э. на острове Крит. Сравните его рассказ с сю­жетом фрески Кносского дворца «Игра с быком». Насколько соответствует изображенное на фреске тому, как описывает это событие И. А. Ефремов?

3.Прочтите стихотворение В. Я. Брюсова «Эгейские вазы». Какие от­личительные особенности их стиля отмечены поэтом?

4.Разработайте маршрут экскурсии «В лабиринтах Кносского двор­ца», включив в него рассказ об особенностях его архитектуры и фресковых росписях. Используйте статью В. Я. Брюсова «Учители учителей» (1917).

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Эгейский мир: особенности цивилизации и влияние на греческую культуру»; «Легендарный лабиринт Кносского дворца»; «Фрески Кносско- го дворца»; «Декоративно-прикладное искусство Крита»; «Искусство Кри­та и Микен в греческой мифологии»; «Неразгаданная тайна эгейской пись­менности»; «Керамика: вазы стиля Камарес»; «Археологические исследо­вания Кносского дворца»; «Фрески острова Санторин»; «“Циклопическая” архитектура Микен»; «Роль эгейской культуры в формировании античной цивилизации ».

 

Книги для дополнительного чтения

 

Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Букина А. Г. Круговращение колеса гончарного: Ранние греческие расписные вазы. СПб., 2005.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988. Казелли Д. Кносс: Загадка лабиринта Минотавра. М., 2000. Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

Тейлор У. Микенцы. Подданные царя Миноса. М., 2003.

 

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 5405 | Загрузок: 73 | Рейтинг: 0.0/0