Главная » Файлы » Искусство (I часть)

Архитектурный облик Древней Эллады
[ Скачать с сервера (4.62 Mb) ] 28.10.2015, 00:01

                                    Архитектурный облик Древней Эллады

Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштаб­ность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмер­ность и гармонию. Так, Вселенная представлялась ему огромным макрокосмом, пребывающим в строгом порядке и красоте. Он убежденно верил в разумную организацию мира и возможность воплощения идеала в действительности. Ставя себя в центр ми­роздания, человек стремился и на земле воплощать идеалы, кото­рые соответствовали его представлениям об устройстве природы. Особенно высоко он ценил чувство меры, пренебрежение кото­рым было немыслимо для него. На долгие годы его девизом стали слова греческих философов, подчеркивавших важнейшую исти­ну: «Меру во всем соблюдай». Такое мироощущение не могло не отразиться на архитектурном облике Древней Эллады. Упорядо­ченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмер­ность всех частей архитектурных сооружений были главными от­личительными чертами древнегреческого зодчества.

                                        Архитектура архаики: греческая ордерная система

Развитие демократических городов-государств во многом спо­собствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нем нашли выражение главные прин­ципы, впоследствии сформулированные на основе трудов грече­ских архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н. э.): «прочность, польза и красота». Заслугой древне­греческой архитектуры является создание ордерной системы (лат. «ордер» — «порядок»), под которой следует понимать такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Эту роль в строитель­стве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие. Наибольшее распространение по­лучили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) орде­ры и в меньшей степени позднее (конец V — начало IV в. до н. э.) — коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени.

Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воп­лощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. Ионический ордер сложнее дорического, в нем ис­пользовано большее количество деталей. Несколько позднее, в период классики, возник коринфский ордер. Он еще легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.

Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для бо­гов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святи­лищ. Наиболее распространенным видом греческого храма стал

так называемый периптер (от греч. «птерос», то есть «оперен­ный», окруженный по перимет­ру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытяну­того прямоугольника. Мир зем­ной символизировало святилище храма — наос, или цела, где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помеще­ния осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного вхо­да, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики (колоннада с несущим пе­рекрытием в виде треугольника — фронтоном), служащие сим­волом небесного мира богов.

В эпоху архаики стали возводить большие свя­тилища-храмы: Аполлона в Дельфах и Коринфе, Геры в Олимпии, Геры (Посейдона) в Пестуме (в 80 км от Неаполя).

                                                       Архитектура классики: афинский Акрополь

V век до н. э. — время расцвета древнегрече­ских полисов. Афины превращаются в крупней­ший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято на­зывать « золотым веком Афин ». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных соору­жений, вошедших в сокровищницу мирового ис­кусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его еще называ­ли «в§ком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э. Этому высокообразованному и дальновид­ному политику удалось объединить вокруг себя лучшие умы Древней Эллады. Его ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий. На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя.

Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — обществен­ного и культурного центра Афинского государства — это выс­шее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превра­щенный в руины, этот памятник «золотого века» античной куль­туры и сегодня сохраняет величавость и органическую строй­ность. Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Про­пилеи.

 

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

 Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною морской.

Д. С. Мережковский

 

Пропилеи представляли собой сооружение, состоящее из трех частей. В центре находились крытые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников и торжественных шествий про­ходили горожане, ехали всадники и колесницы, ве­ли жертвенных животных. С севера к ним примы­кала пинакотека (хранилище картин), в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. С юга Пропилеи урав­новешивал легкий и изящный храм Афины Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они по­считали, что богиня уже никогда не сможет поки­нуть их город. Величественное здание Пропил ей описано еще древнегреческим писателем Павсанием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ниче­го лучшего».

Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Во­ительницы), покровительствующей Афинам и гре­ческому народу. Останавливаясь перед статуей бо­гини, греки поднимали свои взоры, чтобы взгля­нуть в ее лицо. Торжественно восседая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и шлем Афины уже издалека были видны возвра­щающимся на родину сыновьям Аттики, а ино­странцы трепетали перед этим символом величия Афин. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия (начало V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.), руководив­шего работами на Акрополе. В основе композиции Акрополя ле­жала асимметрия, которая в целом не нарушала ощущения рав­новесия и упорядоченности архитектурного ансамбля.

Правее от Пропилей находится главный храм Акрополя — Парфенон, посвященный богине Афине, покровительнице го­рода. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитек­торами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высо­кую часть холма, поэтому виден отовсюду, из любой точки Ак­рополя и города. В плане Парфенон представляет собой периптер (В х 17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические ко­лонны придают храму особую монументальность и суровую красоту. Существует предположение, что перекрытия западного помещения покоились на 4 высоких ионических колоннах. Этот величествен­ный храм, построенный из мрамора, поражает мас­терством обработки материала. По преданию, в свя­тилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

До сих пор храм поражает благородством про­порций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз (средняя часть антабле­мента, горизонтального перекрытия колонн) Пар­фенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распре­деление групп и создание общего ритма, напо­минающего торжественное шествие. Рельефы про­славляют греческий народ и его историю, а так­же отражают мифологические сюжеты. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властелин морей По­сейдон, мудрая воительница Афина, крылатая богиня Победы Ника. Здесь же, на мраморных пли­тах фриза, совершали свои подвиги и герои грече­ских мифов. Афиняне так гордились своими побе­дами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочис­ленных богов здесь запечатлены и простые гражда­не: всадники на конях, сопровождающие торжест­венное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музы­канты — флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках.

Все они представляют собой некий обобщенный образ свободных граждан идеальной и возвышенной красоты.

На северном склоне холма находится главное святилище Ак­рополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в по­следней четверти V в. до н. э. Храм был посвящен легендарному царю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой. Особенностью Эрехтейона являет­ся его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры ка­риатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные склад­ки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спек­такля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертво­приношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. Богов и героев легко можно бы­ло распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс — палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон дер­жал в руке лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, за­щищался палицей.

                                                               Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь

К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустев­шую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистической культурой. В период эллинизма повсеместно строились новые го­рода с регулярной планировкой (Александрия, Пергам, Милет), создавались величественные архитектурные ансамбли и гранди­озные памятники. К возводимым храмам, дворцам, театрам доба­вились и новые типы общественных зданий — мусейоны, библи­отеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чу­дес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами. Грандиозность в сочетании со стремлением к декоративности, эмоциональному напряжению, патетике, слияние восточных и античных традиций становятся главными отличительными признаками архитектуры эпохи эллинизма. Происходит отход от ордерных систем и их смешение. Излюблен­ным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной капителью.

Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пергамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Боль­шой алтарь Зевса (высота более 9 м). Это монументальное мрамор­ное сооружение наиболее ярко во­плотило своеобразие архитектуры эллинистического периода. Величе­ственная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной ко­лоннадой. В центре внутренней ко­лоннады находился алтарный дво­рик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуя­ми. В целом алтарь представлял со­оружение, гармонически сочетав­шее в себе архитектурные и скульп­турные элементы.

Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенча­тым основанием украшал горельефный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м). Сюжетом для изображений послужила тема сра­жения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представлен­ные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человече­ский рост.

Общая композиция фриза разделена на многочисленные группы, скомпонованные из двух-трех фигур. Их движения на­правлены в разные стороны, в определенном ритме, с соблюде­нием равновесия составных частей на каждой стороне здания. Внутри каждой группы — бурный накал страстей, полная драма­тизма жаркая схватка не на жизнь, а на смерть. Фигуры богов и гигантов разнообразны, в их изображениях нет ни одной повто­ряющейся детали; все полно напряженной динамики и высо­чайшего драматизма.

Рядом с Зевсом изображена его любимая дочь Афина. Богиня, вооруженная большим круглым щитом, одета в широкий разве­вающийся пеплос (женская верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх туники). Она вступила в борьбу с крылатым гигантом Алкионеем (фигура слева от нее), схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Змея Афины сильно сдавила его правую ногу и впивается в тело гиганта. Лицо юного Алкионея, терзаемого змеей, прекрасно, нестерпимая боль и страдание не искажают его благородных черт, в которых передана мучи­тельная тоска расставания с жизнью. Юноша пытается бежать, протягивает левую руку и ногу навстречу матери Гее, кото­рая, поднимаясь из земли, тщетно умоляет Афину пощадить сына. Справа изображена летящая крылатая богиня победы Ника, которая уже спешит увенчать голову Афины лавровым венком.

      

Вопросы и задания

1. Составьте небольшой терминологический словарь основных понятий древнегреческой ордерной системы. Сравните дорическую, ионическую и коринфскую колонны. Подберите примеры их использования в античной и современной архитектуре.

2. Какой тип греческого храма получил широкое распространение в пе­риод архаики? Каков его символический смысл?

3. Почему афинский Акрополь является непревзойденным, величест­венным памятником Античности? В чем заключаются важнейшие особен­ности архитектуры Парфенона и Эрехтейона?

4. Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма? Опи­шите один из памятников зодчества этой эпохи.

 

Творческая мастерская

Проведите заочную экскурсию по афинскому Акрополю. На каких объектах вы сосредоточите главное внимание? Почему? Составьте его план- карту и нанесите на нее основные объекты для виртуального посещения.

Попробуйте спроектировать архитектурное сооружение (храм, те­атр) в традициях античного зодчества. Приведите примеры использования древнегреческой ордерной системы в архитектуре современных городов.
К. Маркс писал: «Высочайший внутренний расцвет Греции совпада­ет с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александ­ра». Разделяете ли вы эту точку зрения? Какие исторические и культурные деяния прославили имена этих великих деятелей? Как вы считаете, что обес­печило Древней Греции звание «колыбели европейской цивилизации»: ис­кусство высокой классики или эллинизма? Аргументируйте свой ответ.

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Золотой век Афин»; «Планировка и основные памятники афинского Акрополя»; «Ордерная система Древней Греции»; «Что сближает и что раз­личает греческий храм и критскую архитектуру?»; «Общность и различия архитектуры высокой классики и эллинизма»; «Синтез скульптуры и ар­хитектуры в греческом храме»; «Элементы древнегреческой ордерной сис­темы в современной архитектуре»; «Ансамбли Пергама и Александрии»; «“Чудеса света” Древней Эллады»; «Греческая мифология и ее отражение в архитектуре»; «Слияние восточных и античных традиций в архитектуре эллинизма».

 

Книги для дополнительного чтения

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Геометрика. Архаика. СПб., 2007.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб., 2007.

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Гре­ции. М., 1987.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.

Брунов Н. И. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтей- он. М., 1973.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988.

Дурандо Ф. Греция: атлас чудес света. М., 2002.

Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

Ривкин Б. И. Античное искусство: малая история искусств. М., 1972.

Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. М., 1996.

Черняк В. 3. Семь чудес и другие. М., 1990.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

 

 

 

 

Категория: Искусство (I часть) | Добавил: time
Просмотров: 5561 | Загрузок: 57 | Рейтинг: 0.0/0